Занятие-конференция: "Русская народная кукла в современных детях".
план-конспект занятия (младшая группа)

Выжимова Ирина Сергеевна

Открытое занятие.  2мл.группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itog_zanyatie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Свёрнута из старенькой рубашки,

                                                                 Ниткой перетянута льняной,

                                                                    Маленькая кукла – Пеленашка

                                                           Охраняет малыша покой.

                                                            Не боится кукла непогоды

                                                                 И болезней, и дурных людей.

                                                                       Обойдут младенца все невзгоды,

Если спит он в колыбельке с ней.

                                                                        М. Кретовой

Занятие вторая младшая:

Тема:  «Русская народная кукла в современных детях»

Цель: формирование интереса к народным куколкам.

Задачи:

Образовательная: осуществлять нравственное развитие ребенка, содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь. Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол.

Развивающая: развивать умение видеть красоту народных кукол.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность у ребенка. Воспитывать патриотические чувства, интерес и бережное отношение к народной куколке.

Материал: народные куколки изготовленные детьми.

Ход работы:

  1. Орг момент

Добрый день уважаемые  наши гости сегодня я представляю вам свой проект «Народная кукла в современных детях»

Цель  проекта формирование интереса к народным куколкам через ознакомление с матрешкой, Петрушкой, неваляшкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

Актуальность данной темы

Особое место в воспитании ребенка дошкольного возраста занимает задача формирования нравственных качеств личности: доброжелательности, тактичности, отзывчивости, толерантности и т.п.  Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит ему адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в мир современной культуры. Достижение этой цели происходит в типичных для дошкольниках видах деятельности, чаще всего в игре. Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок учится сопереживать, понимать чувства другого человека, учится общению.

 - Может ли  кукла быть средством воспитания и социализации ребенка?

Я считаю, конечно да!

 Народная кукла - это часть детской субкультуры, обогащенной традициями игровой культуры и этнодидактики. Издревле с помощью игрушек детей учили познавать мир, развивали трудовые навыки и творческое начало, передавали нравственные заповеди и традиции. Так с помощью игр с куклой дети осваивали социальные роли. Современные психологи утверждают, что создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Терапевтический эффект достигается, когда каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

А сейчас представляю вашему вниманию участников нашей конференции –

Здравствуйте!

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий. Кукла берегла человека, её так и называли ОБЕРЕГ или БЕРЕГИНЯ. Давайте послушаем наших маленьких и главных участников которые подготовили для вас свои мини – доклады о своих куколках, которые сами же  и смастерили.

Предоставляем  слово вам

  1. ребенок рассказывает о куколке.

Кубышка – травница. Набита она целебной и душистой травой. Кукла – травница оберегает дом от болезней. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца, вешали в доме, давали играть детям и оставляли её для крепкого сна.

- С кем ты мастерил свою куколку?

2. ребенок – куколка

Берегиня. Эта кукла оберег дома. Дом – это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот. У самого входа гостей встречала кукла «Берегиня», сделанная заботливыми руками хозяйки.

- Почему ты выбрал именно эту куколку?

3. ребенок – куколка

В раннем возрасте ребенку делали такую тряпичную игрушку, как

ЗАЙЧИК на ПАЛЬЧИК (показ  игрушки).  Взрослый  надевал на палец

игрушку  и  обыгрывал ее.  Зайчик  прыгал, прятался, ложился спать и т.д.

Скачет  зайка маленький

Около завалинки,

Быстро скачет  зайка

Ты его поймай -ка

Спасибо Вам за ваши выступления!

Физ. Минутка

Воспитатель: На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра –«Маланья»

ФИЗМИНУТКА

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)

Молодцы ребята Вам понравилось?

А теперь давайте продолжим нашу конференцию. И слово предоставляем

Следующим ребятам :

4. куколка –Крупеничка

Крупеничка оберег сытости, достатка,

Наполнялась сплошь зерном, гречкой для задатка,

От кормилицы Земли силы приходили

Под иконами в углу бережно хранили.

- Какой цвет ниток и ткани чаще использовали чаще всего в то время? почему? (красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)

- С кем ты ее мастерил?

5. ребенок – куколка – Варвара краса – длинная коса

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосинки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся.

Варвара краса –длинная коса – образец русской красавицы.

- Влада, твоя куколка называется тряпичной, почему?

(Она сделана из разноцветных тряпочек – лоскутков)

6. ребенок – Куколка –Пеленашка

Главная роль этой куколки заключалась в защите малыша от злых духов и болезней.

Чтоб малыш  спокойно спал, мама отдыхала,

Кукла духов на себя злобных отвлекала.

7. ребенок – Куколка – Десятиручка

Кукла – старинный русский оберег для хозяйки. У женщины так много дел, что две руки ей мало. Нужно иметь 10 рук, чтобы все успеть.Оберег «Десяти ручка» дарится женщине с пожеланиями быть хорошей хозяйкой и всегда все успевать.

Чтоб хозяйке все успеть

Нужно десять рук иметь!

Эта пара- чтоб стирать,

Эта, чтоб детей растить,

Эта –за собой следить –

Чтоб при жизни быть такой суетливой

 Оставаться всегда красивой.

- Почему в роли оберега в основном используется образ женщины и  девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага)

А сейчас ребята станцуют нам танец. «Матрешки»

Закрепление:

- Ребята, какая кукла привлекла ваше внимание?

- Что такое оберег?

- Что такое оберег Божье –Око?

Дорогие гости, мы с ребятами решили подарить вам на память о нашем занятии , вот такие обереги «Божье –Око» -  В древней славянской культуре люди опасались сглаза, порчи, а особенно сглаза маленьких детишек, над кроватью вешался этот самый оберег "око бога". Славяне верили, что яркий и привлекающий внимание оберег заберет на себя негативную энергию случайного взгляда зашедшего в помещение человека. "Божье око" оберегает и всех остальных жильцов дома от недоброго взгляда.

Итоги:

- Вам понравилось наше занятие?

- А вам дорогие гости?

- Что нового вы узнали для себя? Что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры" Мастер - класс

В мастер-классе представлены: психогимнастическое упражнение "Здравствуйте", типы и назначение народной куклы,  фольклорная кукла в арт-терапии, технология изготовления игровой куклы "Зайчик - на...

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной     мудрости, хранительница преданий,     обрядов и традиций своего народа»....

Проект "Русская народная кукла в современных детях"

Проект "Русская народная кукла в современных детях"...

Конспект открытого занятия "Народная кукла и современные дети"

Тема:  «Народная кукла и современные дети»Цель: формирование интереса к народным куклам.Задачи: Образовательная: обобщить знания детей о народной кукле и истории их возникновения. Осу...