«Граница на замке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Граница на замке»
(составление рассказа по картине)
Цель:
- Закрепить и обобщить знания детей об армии и защитниках Отечества;
- Развивать словесно-логическое мышление, зрительную память, внимание;
- Учить находить, перечислять и обобщать места, в которых происходит действия;
- Упражнять в составлении связного рассказа на основе последовательно выложенной серии картин;
- Развивать умение детей грамматически правильно строить предложения;
Наглядный материал: Серия сюжетных картин (4), предметные картинки с изображением автомата, пограничника, бинокля, заставы, собаки.
Ход:
Воспитатель предлагает детям посмотреть на географическую карту. (слайд 2)
- Ребята, на этой карте можно найти расположение разных стран.
- Как узнать, где какая страна расположена? (предположения детей.)
- Одна страна от другой отделена границей.
(слайд 3) Покажите границу России. (воспитатель проводит указкой вдоль границы России.)
- Покажите границы других стран. (обвсти границы других стран, называет эти страны – Украина, Казахстан и др.).
- А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? (предположения детей.)
- Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому что все страны охраняют свои границы.
- А как вы думаете, кто охраняет границы? (солдаты, военные.)
- Как называют военных, которые охраняют границу своего государства? (пограничники; если дети не скажут, воспитатель сам называет это слово u предлагает детям повторить его хором u индивидуально.)
- Пограничники во всех странах охраняют границы своего государства.
- А как вы думаете, это легко делать?
- А что вы знаете о работе пограничников? (высказывания детей.)
(слайд 4) Сейчас мы с вами рассмотрим картины, которые помогут вам узнать, как охраняют границу нашей Родины пограничники.
- Кого вы видите на этой картине? (это пограничники.)
- Почему вырешили, что это пограничники? (они одеты в военную форму, у них автоматы.)
- Давайте внимательнее рассмотрим пограничников. Почему у них такая пятнистая форма? (чтобы их не было заметно.)
(слайд 5) Что у них в руках еще, кроме автоматов? (сумка, кинжал.)
- Мы рассмотрели с вами военных, но ведь так могут быть одеты все военные. Что вам подсказало, что именно пограничники изображены на этой картине? (предположения детей.)
(слайд 6) А что это такое? (столб.)
- Пограничный столб. Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Они раскрашены красными и зелеными полосками, а наверху герб страны.
(слайд 7) А что вы видите возле пограничников? (вспаханную полосу, похожую на поле.)
- Да, это действительно распаханная полоса, ее называют контрольно-следовая полоса.
- Вслушайтесь в слово и скажите, для чего нужна эта контрольно-следовая полоса? (предположения детей.)
- Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее.
- Если кто-то с другой стороны границы, из соседнего государства перейдет эту контрольно-следовую полосу, то на ней останутся следы.
(слайд 8) Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить следов, оставленных нарушителями.
- Повторите новое для вас слово – контрольно-следовая полоса. (дети повторяют слово хором и индивидуально.)
- А кого вы еще видите на картине? (собаку.)
- Что она делает? (помогает пограничникам, тянет за собой, идет по следу.)
- Какой след учуяла собака? (тот, что остался на контрольно-следовой полосе. Если дети не заметят эти следы, воспитатель обращает внимание на то, что на КП есть следы и пограничники дали собаке эти следы понюхать, поэтому она взяла след и повела по следу пограничников.)
- Как вы думаете, кто мог оставить следы на КП? (предположения детей – нарушители, шпионы.)
- А могли оставить следы животные? (да.)
- Если следы оставили животные, пойдут пограничники по этим следам? (предположения детей.)
- Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители могут надеть на руки и на ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать пограничников.
(слайд 9, пустой)
Физкультминутка: «Будем мир мы защищать»
Раз, два, три, четыре, пять. (руки в стороны и с силой к плечам)
Будем мир мы защищать! (поднимают прямые руки и скрещивают над головой)
На границе встанем, (прямые руки вытягивают вперёд)
Всех врагов достанем. (шаг, выпад вперёд)
Будем чаще улыбаться, (повороты в стороны, улыбаются друг другу)
А не ссориться и драться! (шагают на месте)
Работа по составлению рассказа по опорным картинкам.
Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Что вы можете сказать о Трезоре?
- Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники. Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор. Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.
Пересказ рассказа.
- Итак, ребята, мы с вами узнали, как несут свою трудную службу пограничники.
- Каким должен быть пограничник? (ответы детей).
- Да, пограничник должен быть сильным, смелым, выносливым, чтобы суметь задержать нарушителя. ведь иногда приходится долго его преследовать и вступать с ним в борьбу.
- Пограничник должен быть очень внимательным, чтобы заметить, что кто-то перешел границу.
- Они должны уметь стрелять. Поэтому, чтобы стать такими, им надо много учиться и тренироваться.
- Как вы думаете, ребята, пограничников можно назвать защитниками Отечества? (да).
- Пограничники первыми встречают вражеские войска, когда они переходят границу.
- Они как и все военные - защитники Отечества. Про них, про их подвиги написано много книг и рассказов.
- Пограничники должны уметь дрессировать своих помощников - собак.
- Сейчас я вам покажу, как собаки помогают пограничникам (слайды 10 - 14, читать на слайдах).
Итог:
- Как звали главных героев нашего рассказа? (Василий и Трезор)
- Кто они по профессии? (пограничники).
- Что мы можем сказать о нашей Родине, если у нас такие пограничники?
- Оценка деятельности детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной деятельности по математике на тему: "Спасем Мальвину из замка Карабаса Барабаса"
Программное содержание: Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знание геометрических фигур. Продолжать учить решать простые арифметические задачи. Закреплять названия...
Занятие-путешествие по математике в подготовительной группе "Сокровища старого замка"
Занятие-путешествие по математике для подготовительной группы по программе «Детство». Включены занимательные упражнения (необычное начало, игровые ситуации, задачи в стихах) с расчет...
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной логопедической группы (на основе интеграции математики, музыки и логопедии) «Сокровища старого замка».
Формирование положительной мотивации к школьному обучению...
Сокровище старого замка
итоговое НОД по математике в подготовительной группе...
Тема недели: Наши защитники. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Граница на замке»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Граница на замке» Цель: упражнять в составлении рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: закрепить и обобщить знания детей об армии и защи...
Конспект по коммуникативной деятельности «Граница на замке»
Конспект по коммуникативной деятельности «Граница на замке» Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе составления описательного расска...
Составление рассказа: «Границы Родины - на замке» по серии картин
Представляю конспект НОД для детей логопедической группы.В данном конспекте представлены задаси:Коррекционно – образовательные:- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии...