«Граница на замке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Татьяна Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon granitsa_na_zamke.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Граница на замке»

(составление рассказа по картине)

Цель: 

  • Закрепить и обобщить знания детей об армии и защитниках Отечества;
  • Развивать словесно-логическое мышление, зрительную память, внимание;
  • Учить находить, перечислять и обобщать места, в которых происходит действия;
  • Упражнять в составлении связного рассказа на основе последовательно выложенной серии картин;
  • Развивать умение детей грамматически правильно строить предложения;

Наглядный материал: Серия сюжетных картин (4), предметные картинки с изображением автомата, пограничника, бинокля, заставы, собаки.

Ход:

Воспитатель предлагает детям посмотреть на географическую карту. (слайд 2)

  • Ребята, на этой карте можно найти расположение разных стран.
  • Как узнать, где какая страна расположена? (предположения детей.)
  • Одна страна от другой отделена границей.

(слайд 3) Покажите границу России. (воспитатель проводит указкой вдоль границы России.)

  • Покажите границы других стран. (обвсти границы других стран, называет эти страны Украина, Казахстан и др.).
  • А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? (предположения детей.) 
  • Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому что все страны охраняют свои границы.
  • А как вы думаете, кто охраняет границы? (солдаты, военные.)
  • Как называют военных, которые охраняют границу своего государства? (пограничники; если дети не скажут, воспитатель сам называет это слово u предлагает детям повторить его хором u индивидуально.)
  • Пограничники во всех странах охраняют границы своего государства.
  • А как вы думаете, это легко делать?
  • А что вы знаете о работе пограничников? (высказывания детей.) 

(слайд 4) Сейчас мы с вами рассмотрим картины, которые помогут вам узнать, как охраняют границу нашей Родины пограничники.

  • Кого вы видите на этой картине? (это пограничники.) 
  • Почему вырешили, что это пограничники? (они одеты в военную форму, у них автоматы.) 
  • Давайте внимательнее рассмотрим пограничников. Почему у них такая пятнистая форма? (чтобы их не было заметно.) 

(слайд 5) Что у них в руках еще, кроме автоматов? (сумка, кинжал.) 

  • Мы рассмотрели с вами военных, но ведь так могут быть одеты все военные. Что вам подсказало, что именно пограничники изображены на этой картине? (предположения детей.) 

(слайд 6) А что это такое? (столб.)

  • Пограничный столб. Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Они раскрашены красными и зелеными полосками, а наверху герб страны.

(слайд 7) А что вы видите возле пограничников? (вспаханную полосу, похожую на поле.) 

  • Да, это действительно распаханная полоса, ее называют контрольно-следовая полоса.
  • Вслушайтесь в слово и скажите, для чего нужна эта контрольно-следовая полоса? (предположения детей.)
  • Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее.
  • Если кто-то с другой стороны границы, из соседнего государства перейдет эту контрольно-следовую полосу, то на ней останутся следы.

(слайд 8) Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить следов, оставленных нарушителями.

  • Повторите новое для вас слово – контрольно-следовая полоса. (дети повторяют слово хором и индивидуально.) 
  • А кого вы еще видите на картине? (собаку.)
  • Что она делает? (помогает пограничникам, тянет за собой, идет по следу.)
  • Какой след учуяла собака? (тот, что остался на контрольно-следовой полосе. Если дети не заметят эти следы, воспитатель обращает внимание на то, что на КП есть следы и пограничники дали собаке эти следы понюхать, поэтому она взяла след и повела по следу пограничников.) 
  • Как вы думаете, кто мог оставить следы на КП? (предположения детей нарушители, шпионы.)
  • А могли оставить следы животные? (да.) 
  • Если следы оставили животные, пойдут пограничники по этим следам? (предположения детей.)
  • Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители могут надеть на руки и на ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать пограничников.

(слайд 9, пустой) 

Физкультминутка: «Будем мир мы защищать»
Раз, два, три, четыре, пять. (руки в стороны и с силой к плечам)
Будем мир мы защищать! (поднимают прямые руки и скрещивают над головой)
На границе встанем, (прямые руки вытягивают вперёд)
Всех врагов достанем. (шаг, выпад вперёд)
Будем чаще улыбаться, (повороты в стороны, улыбаются друг другу)
А не ссориться и драться! (шагают на месте)

Работа по составлению рассказа по опорным картинкам.

Беседа.

  • Кого вы видите на первой картинке?
  • Куда они направляются?
  • Что заметил пограничник?
  • Кому он показал следы?
  • К кому привели следы?
  • Что в руках у нарушителя?
  • Что вы можете сказать о Трезоре?
  • Почему он такой злой?
  • Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
  • Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
  • Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?

Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники. Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор. Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

Пересказ рассказа.

  • Итак, ребята, мы с вами узнали, как несут свою трудную службу пограничники.
  • Каким должен быть пограничник? (ответы детей).
  • Да, пограничник должен быть сильным, смелым, выносливым, чтобы суметь задержать нарушителя. ведь иногда приходится долго его преследовать и вступать с ним в борьбу.
  • Пограничник должен быть очень внимательным, чтобы заметить, что кто-то перешел границу.
  • Они должны уметь стрелять. Поэтому, чтобы стать такими, им надо много учиться и тренироваться.
  • Как вы думаете, ребята, пограничников можно назвать защитниками Отечества? (да). 
  • Пограничники первыми встречают вражеские войска, когда они переходят границу.
  • Они как и все военные - защитники Отечества. Про них, про их подвиги написано много книг и рассказов.

  • Пограничники должны уметь дрессировать своих помощников - собак.
  • Сейчас я вам покажу, как собаки помогают пограничникам (слайды 10 - 14, читать на слайдах).

Итог:

  • Как звали главных героев нашего рассказа? (Василий и Трезор)
  • Кто они по профессии? (пограничники). 
  • Что мы можем сказать о нашей Родине, если у нас такие пограничники?
  • Оценка деятельности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по математике на тему: "Спасем Мальвину из замка Карабаса Барабаса"

Программное содержание: Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знание геометрических фигур. Продолжать учить решать простые арифметические задачи. Закреплять названия...

Занятие-путешествие по математике в подготовительной группе "Сокровища старого замка"

Занятие-путешествие  по математике для подготовительной группы по  программе «Детство». Включены занимательные упражнения (необычное начало, игровые ситуации, задачи в стихах) с расчет...

Сокровище старого замка

итоговое НОД по математике в подготовительной группе...

Тема недели: Наши защитники. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Граница на замке»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Граница на замке» Цель: упражнять в составлении рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: закрепить и обобщить знания детей об армии и защи...

Конспект по коммуникативной деятельности «Граница на замке»

Конспект по коммуникативной деятельности «Граница на замке» Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе составления описательного расска...

Составление рассказа: «Границы Родины - на замке» по серии картин

Представляю конспект НОД для детей логопедической группы.В данном конспекте представлены задаси:Коррекционно – образовательные:- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии...