Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры
материал по развитию речи (подготовительная группа)
1 слайд.
Тема. «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры».
2 слайд. Актуализация.
ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок не только научился отчетливо произносить все звуки русского языка, приобрел достаточный лексический запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения, предложения в связные высказывания - обладал сформированной связной речью.
3 слайд. Проблема
Ни для кого не секрет, что современные дети перенасыщены информацией. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме, они просто теряются, когда слышат задания: «Составь рассказ!»
4 слайд. Нарушения
Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем (на слайде):
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий
5 слайд. Монолог
С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа.
6 слайд. Научный подход
Предлагаем вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это - ЦЕПНОЙ РАССКАЗ, где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей.
Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.
Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой еще в 1989 году.
7 слайд Цепной текст
-Что же из себя представляет текст цепной структуры?
В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
8 слайд Смысловая связь
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно - графическая схема.
-на первом месте - изображение предмета или живого объекта,
-на втором - действие в виде стрелки;
-на третьем - изображение нового предмета или живого объекта сюжета
9 слайд Какие же элементы схем и моделей можно использовать (на слайде)
- Предметные картинки
- Силуэтные изображения
- Геометрические фигуры
- Планы и условные обозначения
- Контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания
10 слайд Пример
Рассмотрим на примере работу с рассказом цепной структуры с детьми старшего возраста.
Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6-7 предложений (зачитывается).
11 слайд
Детям предлагается отобрать из ряда картинок, представленных на столе, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются с этой задачей.
12слайд.
Далее попросить расположить картинки в последовательности содержания рассказа.
13 слайд.
Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.
14 слайд.
Можно усложнить задание и предложить дополнить наш рассказ определениями. На схеме они обозначаются жёлтыми треугольниками. Естественно перед этим надо с детьми провести определённую работу.
15 слайд.
Сейчас мы посмотрим видео с рассказом цепной структуры.
16 слайд Применение предметно-графического плана текста позволяет (текст слайда)
- -показать детям приёмы построения как отдельного предложения, так и целого текста;
- - сделать изучаемый материал понятным, надолго запоминающимся;
- -создаёт основу для развития осознанного самоконтроля за речью;
- -научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями произведения
17 слайд. Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация « Грамоте учиться – всегда пригодится! » Приказ Минобрнауки России От 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ».
Проблема Современные дети… - перенасыщены информацией; - активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий ; - с неохотой берутся за составление рассказов; - теряются, когда слышат задание «Составь рассказ!» .
в трудностях передачи причинно-следственных и временных связей; в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении; в незавершенности фраз; длительных паузах на границах фраз… Нарушения связной речи проявляются:
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности (В.П. Глухов , 2004). Это форма речи характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью .
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.
Наш сад
Принцип смыслового строения всех предложений цепного текста обозначение предмета действия обозначение нового предмета ситуации
Элементы схем, моделей Предметные картинки Силуэтные изображения Геометрические фигуры Планы и условные обозначения Контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания
В городе наступила зима . Зимой дует ветер . Ветер кружит снежинки . Снежинки падают на землю и озеро . Озеро сковал лёд . Лёд блестит под солнцем.
Применение предметно -графического плана текста позволяет: -показать детям приёмы построения как отдельного предложения, так и целого текста; - сделать изучаемый материал понятным, надолго запоминающимся; -создаёт основу для развития осознанного самоконтроля за речью; -научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями произведения
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".
Использование АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...
Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»
Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной...
Мастер класс для воспитателей: "Формирование связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры"
Наглядное моделирование «От схемы-модели к рассказу»...
Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.
Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...
Консультация-отчет для родителей на тему: «Проблема развития связной речи старших дошкольников через составление описательных рассказов»
Консультация-отчет для родителей...
Консультация для родителей " Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок".
Пересказ занимает значительное место в системе формирования связной речи дошкольников....
Развитие связной речи у дошкольников через составление текстов цепной структуры
Развитие связной речи у дошкольников через составление текстов цепной структуры...