Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Шошина Наталья Юрьевна

1 слайд.

Тема«Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры».

 

2 слайд. Актуализация.

ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок  не только научился отчетливо  произносить все звуки русского  языка, приобрел достаточный лексический  запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения,  предложения в связные высказывания - обладал сформированной связной речью.

 

3 слайд. Проблема

Ни для кого не секрет, что современные дети перенасыщены информацией. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме, они просто теряются,  когда слышат задания: «Составь рассказ!»

 

4 слайд. Нарушения

Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем (на слайде):

• связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

     • уровень информативности высказывания очень низкий

 

5 слайд. Монолог

С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие  педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи  традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству  детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа. 

 

6 слайд. Научный подход

Предлагаем вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это - ЦЕПНОЙ РАССКАЗ, где  наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей. 

Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать  с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.

Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой  еще в 1989 году.

 

7 слайд Цепной текст

-Что же из себя представляет текст цепной структуры?

 В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

 

 

8 слайд  Смысловая связь

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно - графическая схема.           

-на первом месте - изображение предмета или живого объекта,

-на втором - действие в виде стрелки;

-на третьем - изображение нового предмета или живого объекта сюжета

 

9 слайд  Какие же элементы схем и моделей можно использовать (на слайде)

  1. Предметные картинки 
  2. Силуэтные изображения
  3. Геометрические фигуры
  4. Планы и условные обозначения
  5. Контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

 

 

 10 слайд  Пример

Рассмотрим на примере работу с рассказом цепной структуры с детьми старшего возраста.

Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6-7 предложений (зачитывается).

 

11 слайд

Детям предлагается отобрать из ряда картинок, представленных на столе, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются с этой задачей.

 

 

12слайд.

Далее попросить расположить картинки в последовательности содержания рассказа.

 

13 слайд.

Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.

 

 

14 слайд.

Можно усложнить задание и предложить дополнить наш рассказ определениями. На схеме они обозначаются жёлтыми треугольниками. Естественно перед этим надо с детьми провести определённую работу.

 

 

15 слайд.

Сейчас мы посмотрим видео с рассказом цепной структуры.

 

 

16 слайд   Применение предметно-графического плана текста позволяет (текст слайда)

  • -показать детям приёмы построения как отдельного предложения, так и целого текста; 
  • - сделать изучаемый материал понятным, надолго запоминающимся;
  • -создаёт основу для развития осознанного самоконтроля за речью;
  • -научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями произведения

 

 

17 слайд. Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 Развитие связной речи с использованием текстов цепной структуры и наглядного моделирования Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский) Выполнили воспитатели гр. № 13 Киреева Е.О., Шошина Н.Ю.

Слайд 2

Актуализация « Грамоте учиться – всегда пригодится! » Приказ Минобрнауки России От 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ».

Слайд 3

Проблема Современные дети… - перенасыщены информацией; - активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий ; - с неохотой берутся за составление рассказов; - теряются, когда слышат задание «Составь рассказ!» .

Слайд 4

в трудностях передачи причинно-следственных и временных связей; в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении; в незавершенности фраз; длительных паузах на границах фраз… Нарушения связной речи проявляются:

Слайд 5

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности (В.П. Глухов , 2004). Это форма речи характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью .

Слайд 6

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Слайд 7

Наш сад

Слайд 8

Принцип смыслового строения всех предложений цепного текста обозначение предмета действия обозначение нового предмета ситуации

Слайд 9

Элементы схем, моделей Предметные картинки Силуэтные изображения Геометрические фигуры Планы и условные обозначения Контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

Слайд 10

В городе наступила зима . Зимой дует ветер . Ветер кружит снежинки . Снежинки падают на землю и озеро . Озеро сковал лёд . Лёд блестит под солнцем.

Слайд 16

Применение предметно -графического плана текста позволяет: -показать детям приёмы построения как отдельного предложения, так и целого текста; - сделать изучаемый материал понятным, надолго запоминающимся; -создаёт основу для развития осознанного самоконтроля за речью; -научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями произведения

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".

Использование  АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...

Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»

Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной...

Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.

Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...

Консультация для родителей " Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок".

Пересказ занимает значительное место в системе формирования связной речи дошкольников....