Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной методики, с использованием текстов цепной структуры позволит оптимизировать коррекционно-педагогическую работу педагогов в детском саду и успешно сформировать у детей навыки связного, повествовательного высказывания.
Ключевые слова: связная речь, коррекционно-педагогическая работа, цепной текст, обучение рассказыванию, обогащение словарного запаса, принцип смыслового строения предложений, предметно-графическая схема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.13 КБ |
![]() | 485.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование повествовательной связной речи у детей с ОНР на материале текстов цепной структуры
МАДОУ «ДС» Огонек г. Новый Уренгой
Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной методики, с использованием текстов цепной структуры позволит оптимизировать коррекционно-педагогическую работу педагогов в детском саду и успешно сформировать у детей навыки связного, повествовательного высказывания.
Ключевые слова: связная речь, коррекционно-педагогическая работа, цепной текст, обучение рассказыванию, обогащение словарного запаса, принцип смыслового строения предложений, предметно-графическая схема.
Проблема развития связной речи дошкольников – одна из актуальных проблем как в дошкольной педагогике, так и в логопедической практике. Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но также и для подготовки к овладению чтением и письмом.
Для детей с ОНР нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они испытывают трудности в передаче причинно-следственных и временных связей, в нарушении последовательности и пропуске слов в предложении, в аграмматизмах при построении фраз, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций. В настоящее время разработаны вариативные формы упражнений и заданий, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены методики обучения рассказыванию.
Одним из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи, мы выбрали методику В.К. Воробьёвой по обучению детей первоначальным навыкам высказывания. Её методика заключается в использовании текстов цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений. которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на и динамическое развитие.Цепная связь традиционно считается простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства связи, как лексические и текстовые синонимы, местоимения, лексические повторы.
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно подобрать изображения, иллюстрирующие первое и последнее слово в нем. Составление текстов с такой структурой связи, облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом. Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации, по календарно-тематическому планированию. Правильно подобранный речевой материал для текстов позволяет одновременно решать несколько задач: коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения, развитие связной речи.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения – субъект и объект, стрелкой – педикант, выраженный глагольным словом, пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка - подчиненность плана раскрытию единой темы. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его. В дальнейшем самостоятельно составляют повествовательные рассказы с опорой на схему.
Использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в среднем дошкольном возрасте, а также со старшими дошкольниками, имеющими сложные речевые нарушения.
Литература:
1.Воробьева В.К. Формирование у младших дошкольников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи // Дефектология. 1988,.№6.
2.Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. 1989, №4.
3.Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно – повествовательной речи // 4.Дефектология. 1990, №4.
5.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк»
Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР
«Рассказы цепной структуры»
Автор: Сироткина И.А.
г. Новый Уренгой
2018г
Введение
Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической, она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Формирование связной монологической речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР).
Решение этой задачи необходимо как для преодоления системного речевого недоразвития детей, так и для их подготовки к предстоящему обучению в школе.
Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечают, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико - фонематического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой сторон речи.
У детей с ОНР словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. В активном словаре детей практически нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании в словоизменении. Связная речь характеризуется преобладанием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. наблюдается сложность в организации, выстраивании в логической последовательности и языковом оформлении собственных высказываний, смысловые пропуски, аграмматизм. При оставлении рассказа дети не могут сформулировать основную мысль и логически изложить последовательность событий.
На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста, предложены различные методики обучения рассказыванию(методика Глухова В.П., Красильниковой Т.Н. и Батуевой О.А., Ткаченко Т.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Дьяковой Е.А., Кораблевой Т.А.и др.).
С целью оптимизации работы по развитию связной речи я предлагаю использовать тексты цепной структуры.
Это методика была предложена В.К. Воробьёвой в 1989 году.Под цепной связью понимается «Структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова и развертывания его в последующем»
Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Как показывает собственный опыт работы и изучение литературы, использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в дошкольном возрасте, особенно с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов используется предметно-графическая схема.
Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли. Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (слева и справа). Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Стрелки между рамками показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Применение такой схемы дает возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
На базе этого принципа дошкольники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его.
А в дальнейшем без усилий, самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Предлагаю познакомимся с правилами построения цепного текста и составления рассказ по графической схеме.
Жук
1.Около леса раскинулась лужайка. 2. На лужайке гулял Миша. 3. Вдруг мальчик увидел жука. 4. Жук сидел на ягоде. 5. Ежевику Миша положил в банку. 6. Жалобно в банке зажужжал жук. 7. Жука стало жалко мальчику. 8. Миша решил посадить обратно жука на ягоду.
Методика проведения занятия:
1 этап: Воспитатель читает детям рассказ.
В процессе прослушивания рассказа предлагает детям запомнить, о каких предметах, (о ком! или о чем!) сообщается в нем.
2 этап: После прочтения рассказа детям дается задание:
из предметных картинок, которые лежат на столе, отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе.
3 этап: Составляется предметно - графический план (схема)
На этом этапе занятия детям предлагается «записать» рассказ, «но только записывать его мы будем не словами, а картинками».
первый квадрат — это первое слово в предложении (субъект) , далее стрелка — это тоже слово, которое обозначает действие, второй квадрат — это еще одно слово(предсубъект) Все это вместе составляет одно предложение.
Далее педагог предлагает найти предметные картинки к первому предложению и правильно заполнить ими строчку.
В качестве проверки правильности выполнения задания дети «прочитывают» данное предложение и переходят к последующему.
Так подбирая предметные картинки ко всем предложениям, дети постепенно заполняют всю схему (предметно - графический план).
4 этап: Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
Предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку
Так, в сознании детей постепенно закрепляется представление о том, что важной единицей в рассказе является то место, где мысль одного предложения перетекает в мысль другого, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ.
5 этап: на данном этапе предлагается детям наполнить, украсить рассказ, сделать его более ярким и насыщенным с помощью специальных значков - символов.
желтый треугольник - обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Какой, какая, какое? каие? ). красный круг - наречие, отвечает на вопрос (когда? как откуда? где? ) прямоугольник, значок запрета - другое слово, близкое по значению.
6 этап: завершающий - пересказ рассказа с опорой на план, включающий задания, связанные с изменением.
Актуальность использования данного метода в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, и систематизировать полученные знания.
Данная методика успешно применяется на практике, модифицируется и адаптируется педагогами под конкретные цели и задачи.
В настоящее время она находит своё отражение в работах многих авторов: таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В. и других.
Предлагаемое пособие включает в себярассказы, составленные на основе комплексно - тематического планирования дошкольного учреждения .
Подобран соответствующий материал (картинки) для составления повествовательных рассказов.
Системная работа по данному материалу поможет воспитателям в практической реализации программных задач по речевому направлению - развитию связной речи старших дошкольников с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/14/picture-108721-1686730409.jpg)
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-872375-1483549490.jpg)
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-504204-1414385634.jpg)
Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".
Использование АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/10/picture-1002409-1605020020.jpg)
Мастер класс для воспитателей: "Формирование связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры"
Наглядное моделирование «От схемы-модели к рассказу»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601611-1425137891.jpg)
Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.
Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-567413-1422384982.jpg)
Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры
1 слайд.Тема. «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры». 2 слайд. Актуализация.ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-629125-1441117279.jpg)
Развитие связной речи у дошкольников через составление текстов цепной структуры
Развитие связной речи у дошкольников через составление текстов цепной структуры...