Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной методики, с использованием текстов цепной структуры позволит оптимизировать коррекционно-педагогическую работу педагогов в детском саду и успешно сформировать у детей навыки связного, повествовательного высказывания.
Ключевые слова: связная речь, коррекционно-педагогическая работа, цепной текст, обучение рассказыванию, обогащение словарного запаса, принцип смыслового строения предложений, предметно-графическая схема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr_na_materiale_tekstov_tsepnoy_struktury.docx | 17.13 КБ |
posobie_rasskazy_tsepnoy_struktury.docx | 485.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование повествовательной связной речи у детей с ОНР на материале текстов цепной структуры
МАДОУ «ДС» Огонек г. Новый Уренгой
Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной методики, с использованием текстов цепной структуры позволит оптимизировать коррекционно-педагогическую работу педагогов в детском саду и успешно сформировать у детей навыки связного, повествовательного высказывания.
Ключевые слова: связная речь, коррекционно-педагогическая работа, цепной текст, обучение рассказыванию, обогащение словарного запаса, принцип смыслового строения предложений, предметно-графическая схема.
Проблема развития связной речи дошкольников – одна из актуальных проблем как в дошкольной педагогике, так и в логопедической практике. Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но также и для подготовки к овладению чтением и письмом.
Для детей с ОНР нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они испытывают трудности в передаче причинно-следственных и временных связей, в нарушении последовательности и пропуске слов в предложении, в аграмматизмах при построении фраз, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций. В настоящее время разработаны вариативные формы упражнений и заданий, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены методики обучения рассказыванию.
Одним из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи, мы выбрали методику В.К. Воробьёвой по обучению детей первоначальным навыкам высказывания. Её методика заключается в использовании текстов цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений. которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на и динамическое развитие.Цепная связь традиционно считается простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства связи, как лексические и текстовые синонимы, местоимения, лексические повторы.
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно подобрать изображения, иллюстрирующие первое и последнее слово в нем. Составление текстов с такой структурой связи, облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом. Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации, по календарно-тематическому планированию. Правильно подобранный речевой материал для текстов позволяет одновременно решать несколько задач: коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения, развитие связной речи.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения – субъект и объект, стрелкой – педикант, выраженный глагольным словом, пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка - подчиненность плана раскрытию единой темы. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его. В дальнейшем самостоятельно составляют повествовательные рассказы с опорой на схему.
Использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в среднем дошкольном возрасте, а также со старшими дошкольниками, имеющими сложные речевые нарушения.
Литература:
1.Воробьева В.К. Формирование у младших дошкольников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи // Дефектология. 1988,.№6.
2.Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. 1989, №4.
3.Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно – повествовательной речи // 4.Дефектология. 1990, №4.
5.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк»
Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР
«Рассказы цепной структуры»
Автор: Сироткина И.А.
г. Новый Уренгой
2018г
Введение
Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической, она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Формирование связной монологической речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР).
Решение этой задачи необходимо как для преодоления системного речевого недоразвития детей, так и для их подготовки к предстоящему обучению в школе.
Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечают, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико - фонематического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой сторон речи.
У детей с ОНР словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. В активном словаре детей практически нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании в словоизменении. Связная речь характеризуется преобладанием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. наблюдается сложность в организации, выстраивании в логической последовательности и языковом оформлении собственных высказываний, смысловые пропуски, аграмматизм. При оставлении рассказа дети не могут сформулировать основную мысль и логически изложить последовательность событий.
На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста, предложены различные методики обучения рассказыванию(методика Глухова В.П., Красильниковой Т.Н. и Батуевой О.А., Ткаченко Т.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Дьяковой Е.А., Кораблевой Т.А.и др.).
С целью оптимизации работы по развитию связной речи я предлагаю использовать тексты цепной структуры.
Это методика была предложена В.К. Воробьёвой в 1989 году.Под цепной связью понимается «Структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова и развертывания его в последующем»
Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Как показывает собственный опыт работы и изучение литературы, использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в дошкольном возрасте, особенно с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов используется предметно-графическая схема.
Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли. Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (слева и справа). Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Стрелки между рамками показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Применение такой схемы дает возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
На базе этого принципа дошкольники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его.
А в дальнейшем без усилий, самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Предлагаю познакомимся с правилами построения цепного текста и составления рассказ по графической схеме.
Жук
1.Около леса раскинулась лужайка. 2. На лужайке гулял Миша. 3. Вдруг мальчик увидел жука. 4. Жук сидел на ягоде. 5. Ежевику Миша положил в банку. 6. Жалобно в банке зажужжал жук. 7. Жука стало жалко мальчику. 8. Миша решил посадить обратно жука на ягоду.
Методика проведения занятия:
1 этап: Воспитатель читает детям рассказ.
В процессе прослушивания рассказа предлагает детям запомнить, о каких предметах, (о ком! или о чем!) сообщается в нем.
2 этап: После прочтения рассказа детям дается задание:
из предметных картинок, которые лежат на столе, отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе.
3 этап: Составляется предметно - графический план (схема)
На этом этапе занятия детям предлагается «записать» рассказ, «но только записывать его мы будем не словами, а картинками».
первый квадрат — это первое слово в предложении (субъект) , далее стрелка — это тоже слово, которое обозначает действие, второй квадрат — это еще одно слово(предсубъект) Все это вместе составляет одно предложение.
Далее педагог предлагает найти предметные картинки к первому предложению и правильно заполнить ими строчку.
В качестве проверки правильности выполнения задания дети «прочитывают» данное предложение и переходят к последующему.
Так подбирая предметные картинки ко всем предложениям, дети постепенно заполняют всю схему (предметно - графический план).
4 этап: Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
Предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку
Так, в сознании детей постепенно закрепляется представление о том, что важной единицей в рассказе является то место, где мысль одного предложения перетекает в мысль другого, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ.
5 этап: на данном этапе предлагается детям наполнить, украсить рассказ, сделать его более ярким и насыщенным с помощью специальных значков - символов.
желтый треугольник - обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Какой, какая, какое? каие? ). красный круг - наречие, отвечает на вопрос (когда? как откуда? где? ) прямоугольник, значок запрета - другое слово, близкое по значению.
6 этап: завершающий - пересказ рассказа с опорой на план, включающий задания, связанные с изменением.
Актуальность использования данного метода в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, и систематизировать полученные знания.
Данная методика успешно применяется на практике, модифицируется и адаптируется педагогами под конкретные цели и задачи.
В настоящее время она находит своё отражение в работах многих авторов: таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В. и других.
Предлагаемое пособие включает в себярассказы, составленные на основе комплексно - тематического планирования дошкольного учреждения .
Подобран соответствующий материал (картинки) для составления повествовательных рассказов.
Системная работа по данному материалу поможет воспитателям в практической реализации программных задач по речевому направлению - развитию связной речи старших дошкольников с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....
«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Своевременное и полноценное формировани...
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".
Использование АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...
Мастер класс для воспитателей: "Формирование связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры"
Наглядное моделирование «От схемы-модели к рассказу»...
Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.
Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...
Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры
1 слайд.Тема. «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры». 2 слайд. Актуализация.ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» ...