подборка пальчиковой гимнастики на тему "8 марта-мамин день", "народная культура и традиции"
методическая разработка по развитию речи

Тупицына Евгения Викторовна

данна картотека является подборкой по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pal_gtm_8_marta-mamin_den.docx27.57 КБ
Файл kultura_i_traditsii.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДБОРКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

НА ТЕМУ «8 МАРТА – МАМИН ДЕНЬ.»

«Мамин праздник».

Первые подснежники

(Ладошки сжать друг с другом и округлить – «Тюльпан»)

Я в руках несу.

(Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)

Нежные цветочки

Маме подарю.

(Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.

(Обводим овал лица)

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.

(Прижать ладони к груди)

***

Мне сегодня просыпаться,(

(Пальцы, сжатые в щепоть, раскрыть)

Подметать и улыбаться,

(Ладони сложены, кистями рук «подметаем»)

Чашки мыть совсем не лень –

(«Моем» ручки друг об друга)

Потому, что мамин день!

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга ) – «моют посуду».)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение.)

«Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

«Помощники»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем.

 (движения по тексту)

«Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

(загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

(хлопаем в ладоши)

«Мамины помощницы»

Решили маме мы помочь

И воду в таз налили,

(Изображают пальцами откручивание крана).

Насыпали вниз порошка,

(Делают мелкие движения щепоткой пальцев).

Белье все замочили.

(Ставят руки перед собой, кисти вниз, изображают погружение белья в таз.)

Стирали долго мы его,

(Потирают кулаком о кулак).

О доску даже терли.

(Потирают кулаком о ладонь)

Не разорвали ничего,

(Делают отрицательное движение указательным пальцем).

А полоскали сколько!

Туда-сюда, туда-сюда,

(Наклоняются, опускают руки, расслабляют, болтают ими из стороны в сторону.)

Вода в тазу вскипела.

(Складывают ладони перед собой, резко сжимают и разжимают пальцы.)

Но только, братцы, вот беда:

(Прижимают руки к щекам, покачивая головой).

На пол упала пена!

(Опускают руки вниз, трясут легко кистями).

Давай ее мы собирать

И отжимать в ведерко.

(Приседают, имитируя сбор пены обеими руками)

Чтобы как мама наша стать,

Трудиться надо столько!

(Показывают указательным пальцем вверх).

«Помогли»

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(Загибают пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

(Загибают пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга.)

***

Мама в дом войдёт и ахнет:

(Шагают пальцами обеих рук по столу.)

— Чем у нас в квартире пахнет?

(Пожимают плечами.)

— Много чем, — ответим маме. —

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Раз — горелыми блинами,

(Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счёт)

Два — разбитыми духами,

Три — штанами в рыбьем жире... 

Мама скажет:

— А четыре —

Пахнет стиркой и уборкой.

А ещё — хорошей поркой! 

И. Шевчук

«Повара»

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз — и готово!

 (Левая рука перед собой «держит кастрюлю», правая рука, сжатая в кулак, «помешивает суп».)

(Если мама готовит обед!)

(Прижимают ладони к груди.)

Но бывает, что некогда маме

(Руки опущены вниз, пожимают плечами.)

И обед себе варим мы сами, 

(Делают чёткие шаркающие движения ладонями перед собой — 4 раза.)

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!) —

(Разводят руки в стороны.)

Очень трудно готовить обед!

 (Проводят тыльной стороной ладони по лбу («вытирают пот»).)

Б. Заходер.

 

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя,

(Имитировать укачивание куклы.)

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

(Загибать поочередно пальцы.)

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

(Имитировать движения, описанные в стихотворении.)

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко.

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю.

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

(Положить ладони на колени.)

 

«Машина каша»

Маша каши наварила,

(Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,

(Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

(Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.

дувают «крошку» с ладошки.)

 

«Пирожки и плюшки»

Мама пироги печет.

Заинька не отстает,

(«Печь пирожки» -сверху то одна ладошка, то другая.)

Пальчики стараются,

Плюшки получаются.

На дощечке нет уж места,

(Развести руками в стороны.)

Мама снова месит тесто.

- Отдохни, - сказала мама.

(Месить тесто», сжимая пальцы в кулак то на одной руке, то на другой.

Заинька твердит упрямо:

(Отрицательно качать головой.)

— У слоненка день рожденья,

Очень любит он печенье,

(Прижать ладони друг к другу.)

Рыбку любит кошка,

(Волнообразные движения кистями рук.)

Бублики — Матрешка.

(Соединить большие и указательные пальцы.)

Все я это испеку,

(«Печь пирожки».)

Только не жалей муку.

 

«Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

 

«Я и моя семья»

 

Дружно маме помогаем – (Движения по тексту)

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем!

«Мамин день»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

(Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.)

От ветерка качается,

(Движения руками вправо-влево.)

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

(Мимика, жесты.)

И цветочек подарю ей!

 

«Все мамы хороши»

Есть у курицы цыплёнок,

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши,

(Показать все пальчики, «играя» ими.)

Все красивы хороши!

 

«Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: 

(сжать руки на груди)

Я стираю,

(потереть кулачок о кулачок)

Полоскаю,

(кулачки сжимать-разжимать)

Воду с ручек отряхаю,

(стряхиваем воду с пальчиков)

Пол я чисто подмету

(погладить одну ладошку другой)

И дрова ей наколю.

(постучать кулачком по ладони свободной руки)

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

(сложить ладошки вместе и положить под щечку)

Я на цыпочках хожу,

(указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(указательный палец к губам)

 

«Мамочка, мамочка»

Мамочка, мамочка

Любимая моя,

(поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого)

Ведь ты знаешь, мамочка,

(затем то же на левой руке)

Как я люблю тебя.

(правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить)

«Наша бабушка»

Наша бабушка идет

(пальцами обеих рук изображают очки)

И корзиночку несет.

(ладони рук соединить в «тарелочку»)

Сядет тихо в уголок,

(садятся)

Вяжет деточкам чулок.

(имитация вязания спицами)

Вдруг, котятки прибежали,

(движение «кошечка» кистями)

Все клубочки разобрали.

(поочередные хватательные движения рук)

Где мои клубочки?

Как вязать чулочки.

(развести руки в стороны)

 

«Дружно маме помогаем»

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

(движения по тексту)

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом – 

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, 

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

 

«Мамы разные нужны»

 

Много мам на белом свете,

(разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи

Всех их очень любят дети! 

Журналист и инженер,

(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца,)

Повар, милиционер,

(сначала на одной, затем на другой руке)

Швея, кондуктор и учитель, 

Врач, парикмахер и строитель – 

Мамы разные нужны,

(сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводят руки, поднимают ладошками вверх)

 

«Мамин День»

Мне сегодня просыпаться,

(щепотки рук на уровне глаз резко раскрываются и закрываются)

Подметать и улыбаться, 

( одна рука "держит" совок, вторая «подметает»)

Чашки мыть - совсем не лень

(трём руки)

Потому что мамин день!

(хлопаем в ладоши, зажимаем пальцы в кулачок, а большой оттопыриваем)

Литература

https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovaja-gimnastika-na-temu-vse-o-mame.html

https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/igry-i-uprazhneniya-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-teme-mamin-prazdnik.html

https://infourok.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-na-8-marta-5839903.html



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика на тему

«Народная культура и традиции.»

«Матрёшки».

Мы, красивые матрёшки-разноцветные одежки

Раз – матрёшка,

два – милашка,

Мила – три,

четыре – Маша,

 Маргарита – это пять.

Нас не трудно посчитать!

 «У матрёшкиной сестрицы»

По деревне небылиц: ходит утка в юбке, тёплом полушубке;

курочка в жилете;

петушок в берете;

коза в сарафане;

заинька в кафтане,

А всех их пригоже – корова в рогоже.

(пальцы по ладошке, поменять, загибают пальцы на названия животных, затем хлопки в ладоши, кулачки друг об друга)

«Весёлые матрёшки».

Мы - веселые матрешки -

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки,

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки.

«За работу.»

Ну-ка, братцы, за работу,

(выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца)

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять

«Ладушки»

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

***

Ой, качи-качи-качи!

Глянь – баранки, калачи,

Глянь – баранки, калачи,

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися

Бара-а-а-ночки!

«Сорока»

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

(по очереди перебирая пальчики ребенка)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Тебе нет ничего!

***

Сорока, сорока!

Сорока-белобока,

Кашку варила,

Гостей скликала,

На порог скакала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости на двор,

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому поскребышки…

А этому нет ничего!

Зачем дров не рубил,

Воды не носил?..

«Коза рогатая»

(Подогните 3 пальца, а указательным и мизинцем – «рогами козы» – «забодайте» )

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ!

Глазками хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает…

***

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем —

В лес ходил.

С этим братцем —

Щи варил.

С этим братцем —

Кашу ел.

С этим братцем —

Песни пел!

***

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя,

Вот и вся моя семья.

***

Этот пальчик хочет спать

(загнуть мизинец),

Этот пальчик лег в кровать

(загнуть безымянный палец),

Этот пальчик уж вздремнул

(загнуть средний палец),

Этот пальчик уж уснул

(загнуть указательный палец),

Этот крепко, крепко спит,

И тебе он спать велит

(держать за большой палец).

• В том же порядке, загибая пальчики,

приговаривайте:

Этот пальчик в лес ходил,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик встал и съел,

Потому и потолстел!

Птички-невелички

Птички-невелички

По небу летели

Скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями.

Птички-невелички

На ладошку сели.

Накройте своей ладонью ладошку малыша.

Будем птичек привечать,

Будем птичек величать.

Погладьте его ладошку своей несколько раз.

А воробушка узнаем,

Сразу милого поймаем.

Погрозите ладошке малыша указательным пальцем. И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак.

Будет петь для деточки

В золоченой клеточке.

Соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку.

Три раза произнесите название птички, например, кукушечка, воронушка, ласточка, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т.д., сопровождая это тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка, то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик. Если птичка улетела, скажите:

«Ой, беда! Ой, беда!

Улетела навсегда!

(улетел он навсегда).

За гору высокую,

За реку широкую».

Соедините руки ладонями над головой.
Разведите их в разные стороны.

Если же «птичка» попалась, скажите:

«А-а, попалась птичка,

Птичка-невеличка!

Будешь петь для деточки

В золоченой клеточке!»

Удерживая кончик пальчика, немного потеребите его.

Ловить можно не только воробушка, но и любую другую птичку, просто ее название надо заменить в потешке на подходящее по количеству слогов. Например, «а лебедушку узнаем«, «а тетёрочку узнаем«, «а авдошечку узнаем«, «а бекасика узнаем«, «а варакушку узнаем«, «а как совушку узнаем«, «а как ласточку узнаем« и т.д.

Пастушок

Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он собрал, созвал буренок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А, коль волк придет, его разбудить.

Посчитал коров и сладко зевнул

Да под белою березкой уснул.

Один из пальчиков малыша становится пастушком. Положите руку ладонью вверх. Пастушок ложится под любой из четырех березок-пальчиков. Большой палец в игре не участвует. Березка наклоняется к пастушку и пытается до него дотронуться: »Не спи!«. Малыш должен успеть убрать пальчик и лечь под другую березку.

Когда малыш освоится в игре, разбуженный пастушок становится березками, то есть игроки меняются ролями.

Банька

Над трубою дым поднимается,

Сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу вверх.

Да по небу дым расстилается.

Раскройте ладони и разведите руки в разные стороны.

Не хлебы пекут – банька топится,

А народ спешит к ней, торопится.

Соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте. Сами пальцы растопырьте.

Прибежала нянька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, нянька!»

Малыш пытается попасть своим большим пальцем между вашими большими и указательными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал Нафанька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди, Нафанька!»

Малыш пытается попасть своим указательным пальцем между вашими указательными и средними пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Анька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, Анька!»

Малыш пытается попасть своим средним пальцем между вашими средними и безымянными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Манька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька,

Обожди-ка, Манька!»

Малыш пытается попасть своим безымянным пальцем между вашими безымянными пальцами и мизинцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал наш Ванька:

«Ой, пустите в баньку!»

«Заходи-ка в баньку,

Мы помоем Ваньку!

Жарко-жарко-жарко!»

Малыш просовывает свой мизинчик между вашими ладонями. Попытайтесь его поймать. Если удалось, начинай-те тереть, приговаривая.

Литература

https://www.maam.ru/detskijsad/ezhednevnoe-planirovanie-obrazovatelnoi-dejatelnosti-tema-nedeli-narodnaja-igrushka.html

http://www.eduportal44.ru

https://www.olesya-emelyanova.ru/index-palchiki-narodnye.html#soderzhanie

http://xn----dtbqbhabfb1abbfb1a6d5byf.xn--p1ai/tinybrowser/files/gruppy/kapitoshki/2017/01/proekt-narodnoe-tvorchestvo.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика по теме: "Народная культура и традиции"

Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы по теме...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Технология "Сухой пальчиковый бассейн". Упражнение "У матрешкиной сестрицы". Тематическая неделя "Знакомство с народной культурой и традициями".

У матрешкиной сестрицы    (ритмичные ударыПо деревне небылицы      пальцами по фасоли)Ходит утка в юбке             (ладони лежат на фасоле,...

Технология "Сухой пальчиковый бассейн". Дидактическое упражнение "Почини матрешке сарафан". Тематическая неделя "Знакомство с народной культурой и традициями".

Цель игры: -Развитие восприятия и создание условий для закрепления знания детьми цвета, название геометрических фигур.-Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...