Непосредственно организованная деятельность по развитию речи "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Материал понадобится при изучении перелётных птиц для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по развитию речи | 128.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, навыки словообразования.
Задачи:
• Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
• Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;
• Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей
• Развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание.
• Воспитывать бережное отношение к природе,
Участники: дети подготовительной группы ДОУ.
Продолжительность: 30 минут.
Форма проведения: комплексное подгрупповое занятие.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.
Методы и приемы:
- наглядные методы (показ иллюстраций, демонстрация способа действий);
- словесные (объяснение, вопросы, дидактические словесные игры);
- практические (планирование выполнения задания, постановка задания, контроль и регулирование выполнения заданий, анализ результатов).
Технологии:
- здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, динамические паузы)
- технологии проектирования (работа в группах, беседа)
- технология исследовательской деятельности (погружение в звуки природы, постановка и решение вопросов проблемного характера, дидактические игры)
- личностно-ориентированные технологии (игры, этюды).
- коммуникативные (беседа, вопросы)
- игровые (дидактические, подвижные игры)
Демонстрационный и раздаточный материал:
Модель «солнце», модель перья грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц, конверты с буквами.
Ход занятия:
Звучит музыка «Весны».
Дети встают полукругом.
Воспитатель: ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и передала конверт. Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку
Эти птицы знак весны,
Чуть проталины видны,
Безошибочно по звездам
Путь находят к старым гнездам.
В их колониях галдеж,
Ничего не разберешь.
Зерна ест, клопов, жуков.
Мышевидных грызунов.
От вредителей как врач
Сад спасает черный. (Грач).
Ну, конечно, это грач.
Посмотрим, что в конверте.
А в конверте письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна пасмурная, на небе много туч. Мы, грачи, уже собрались прилетать. А вот другие птицы не хотят, потому что нет тепла. Мы вас очень просим разбудить солнышко, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои гнезда»
Воспитатель: обращает внимание на спящее солнце на мольберте. Ребята, а ведь и правда, солнышко у нас еще спит. Давайте его разбудим и поможем птицам вернуться?
- Ребята, птицы с юга возвращаются не одновременно.
Игровое упражнение «Кто за кем прилетает» (употребление предлогов в речи)
Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.
- Кто прилетает первым? Кто прилетает за грачами? Кто прилетает перед журавлями? Кто прилетает после ласточек?
- А в конверте есть еще кое-что.
- Скажите, что есть у всех птиц? (ответы детей)
- А чем покрыто тело птиц? (ответы детей)
- Правильно, перьями.
- Ребята, а вы знаете, что у птиц есть два вида перьев, одни маховые, другие – покровные?
- Как вы думаете, почему маховые крылья так называются? (ответы детей)
- А почему покровные крылья получили такое название? (ответы детей)
- Молодцы, вы правильно говорите.
- И вот здесь в конверте грач передал нам покровные перья.
- Ребята, а вы хотите сегодня поиграть?
Тогда повторяйте за мной.
Ра-ра-ра - начинается игра
Ро-ро-ро – покровное перо
Ре-ре-ре – реши заданье на пере
Ро-ро-ро – переверни перо
Что нам нужно сделать? (перевернуть перо)
Начнем игру?
1 перо. Переворачиваю первое перо, на котором написано «Исправь ошибки».
Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Воспитатель читает текст:
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о них и построили скворечники для грачей (скворцов). Вот-вот зацветут первые весенние цветы — ромашки (подснежники).
Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.
Немножко отдохнем.
2 перо. «Доскажи словечко»..
На шесте дворец,
во дворце — певец.
А зовут его. (скворец)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…(гусь).
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица …(грач).
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
- Ку – ку.. Ку – ку, -
Не спит опушка.
А птицу звать…(кукушка).
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? …(цапля).
- А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)
- Почему их называют перелетными? (Перелетные – это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг, в теплые края).
Ребята но мы далеко не всех перелётных птиц вспомнили .Давайте в пальчиковую гимнастику играть и птиц перелётных называть.
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки) Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)
3 перо. «Сложные слова»
Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.
Дидактическая игра «Сложные слова».
Белая грудь — белогрудая;
длинные крылья — длиннокрылая;
короткий хвост — короткохвостая;
чёрные глаза — чёрноглазая;
серые глаза — сероглазая;
громкий голос — громкоголосая;
пестрые крылья — пёстрокрылая.
Черное крыло – чернокрылая
Длинный хвост - длиннохвостая
желтый клюв – желтоклювая
Длинные ноги - длинноногая
Молодцы, и с этим заданием справились успешно!
4 перо. «Кто как голос подаёт»
Какие птицы мы с вами назвали, а вот как же птицы подают голос.
У нас еще остались перья, посмотрим, какие задания спрятались под ними.
Перевернем 5 перо. Этюд «Превращение»
- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.
(цаплю,скворца,грача,журавля)
-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)
Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)
Птички летают,
Устали не знают.
Стоп!
Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)
Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)
6 перо. «Расскажи о себе».
А рассказать о птице поможет схема.
Составление рассказов о перелетных птицах.
- Вокруг себя скорее повернись и в детей обратно превратись!
- Кто запомнил, каких птиц вы изображали?
Молодцы!
Ребята у нас осталось одно перо.
7 перо. Разбуди солнце.
«Встаньте рядышком друг с другом»
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко).
Подведение итогов
Ребята, вы сегодня молодцы! Солнце разбудили, теперь с каждым днем у нас будет теплее и все птицы в скором времени вернутся к нам из теплых стран.
задаю вопрос каждому ребенку.
О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
Что тебе понравилось?
Что нового ты узнал?
За что ты можешь себя похвалить?
Было что-то, что вызвало трудности, что не очень получилось?
Какое у тебя настроение?
Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами, я увидела, что вы много знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия непосредственной организованной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе детского сада "На лесной поляне".
Интегрированное занятие для подготовительной логопедической группы....
Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья»
Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Тема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Р...
Непосредственно организованная деятельность по развитию речи Тема: «Что за прелесть эти сказки!» для детей подготовительной группы.
Сказка играет важную роль в развитии дошкольников. В его воображении живет целый мир, неизведанной и манящей, мир сказки, знакомой с колыбели. Сказки А.С.Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В ...
Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи "Животные Севера" (старшая группа)
Занятие по развитию речи для старшей группы«Животные Севера» Программное содержание: - расширить представления дет...
Конспект непосредственной организованной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Пересказ русской народной сказки "Снегурочка"
Пересказ русской народной сказки "Снегурочка"...
Отзыв на непосредственную организованную деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе "Снегурочка"
Пересказ РНС "Снегурочка" с использованием мнемотаблиц...