Непосредственно организованная деятельность по развитию речи Тема: «Что за прелесть эти сказки!» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Сказка играет важную роль в развитии дошкольников. В его воображении живет целый мир, неизведанной и манящей, мир сказки, знакомой с колыбели. Сказки А.С.Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В этом возрасте они очень восприимчивы к ярким картинкам. И к героям Пушкинских сказок у них складывается особое отношение. Ребенок берет из сказки А.С.Пушкина ощущение радости жизни, веру в чудо. В своей работе я пыталась приблизить детей к сказке, погрузится вместе с ними в мир чудес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_asp.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Что за прелесть эти сказки!»
Образовательная область: Речевое развитие.
Вид НОД: Развитие речи.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель НОД: Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно;
формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие: развивать связную речь; мышление; развивать слуховое внимание, артикуляцию, творческие способности, память, воображение;
продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; учить подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта; воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости
ОО «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
ОО «Физическое развитие»: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной активности; формировать умение осознано выполнять движение;
- активизация: рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки.
- обогащение: ветхая, невод, землянка.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие»: разучивание отрывков из сказок.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: дидактическая игра «Продолжи фразу», «Поиграем в рифмы».
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина и беседа по ним.
ОО «Физическое развитие»: проведение пальчиковых игр, физминуток.
Материал: Портрет А.С.Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, работы детей по сказкам А.С. Пушкина, кроссворд, листочки с заданиями, рисунок «Лукоморье», иллюстрации к сказкам.
Методические приемы:
Словесные: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, дидактическая игра.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Игровые: создание игровой ситуации, воображаемая ситуация в развернутом виде.
Мотив детской деятельности: путешествие по сказкам, присутствие игровых персонажей.
Ход занятия
1. Вводная часть (дети сидят кругом на стульчиках )
Воспитатель:
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании,
Благополучного конца.
(В. Берестов)
Теперь сделаем пальчиковую гимнастику, что бы у наших пальчиков то же было хорошее настроение.
Белка (В самом начале кулачек сжимают и разжимают, затем по очереди загибают пальчики)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
2. Основная часть
Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А вы сказки любите? А как начинаются сказки, помните?
Ответы детей: Жили - были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.
А автора сказок, в каких мы сегодня побываем, узнаете, если разгадаете кроссворд:
1. Вы ж голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая (ПОВАРИХА)
2. Ты волна моя, волна
Ты бурлива и вольна…
Пожалей ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!
- Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)
3. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (ПЕТУШКА)
4. Правду молвит молодица,
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Ей в приданное дано
Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно
5. Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
И среди своей столицы
С разрешения царицы,
В тот же день стал править он
И назвался – князь (ГВИДОН)
6. Негде, в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил был славный царь (ДАДОН)
Дети читают ключевое слово: ПУШКИН
Воспитатель: Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и богатым, и взрослым, и детям.
Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком.
Просмотр презентации.
Чтобы вам отправится в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:
1. Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)
Чтобы клубок привёл нас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи».
Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.
Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?
Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»
Физминутка:
У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идут друг за другом по кругу
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Движения руками вправо, влево
Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Идут по кругу на внешней стороне стопы
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
Дети садятся на стульчики.
Голос кота: (магнитофонная запись)
Воспитатель: Ребята, в волшебной стране Лукоморье нас приветствует стране учёный кот. А на дубе висят разноцветные листочки, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от Кота подарок. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну что же приступим.
Листочек № 1
Продолжи фразу:
Царь с царицею простился
В путь дорогу СНАРЯДИЛСЯ.
И царица у окна
Села ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.
Жил-был поп
Толоконный ЛОБ,
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого ТОВАРУ.
Ей в приданое дано
Было ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
- Свойство зеркальце имело:
Говорить оно УМЕЛО!
Жил старик со своею старухой
У самого СИНЕГО МОРЯ.
Белка песенки поет
Да орешки ВСЕ ГРЫЗЕТ,
- А орешки не простые,
Все скорлупки ЗОЛОТЫЕ!
Листочек № 2
1.Игра «Из какой сказки?»
Дети одгадывают сказку по иллюстрации.
Листочек№ 3
- Игра «Составь слова из слогов»
На доске написаны слоги:
Сначала мы попробуем их с вами составить.
КА | РУ | ВОД | РЕ | С |
РЫБ | С | НЕ | МО | РИК |
ТА | ТА | |||
ХА |
- Из какого произведения эти слова?
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Объяснить смысл слов:
«землянка» - жилище вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.
«ветхая» - старая, покосившаяся.
«невод» - сеть для ловли рыбы.
«светелка»-небольшая комната.
«маковка»-макушка.
Листочек № 4
1. Задание называется: «Поиграем в рифмы»
Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка
Совет – ответ, привет.
Майка – гайка, зайка, зазнайка
Палка – галка, скалка, скакалка
Кот – бегемот, кашалот
Кружка – подружка, клюшка
Крыльцо – кольцо
Берёзы – розы, мимозы, слёзы
Осины – апельсины
Град – виноград, шоколад, мармелад.
Листочек № 5
Игра «Будь внимательным!»
Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.
Царевна - Лебедь, лиса, комар
Мачеха, яблоко, колобок
Поп, кот Леопольд, Балда
Старуха, золотая рыбка, журавль
Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.
Чтение стихотворений детьми.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
«У лукоморья дуб зеленый»
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем призирал.
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он – без перевода.
3. Заключительная часть с элементами рефлексии.
Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали?
Ответы детей: В Лукоморье.
Воспитатель: В сказках кого поэта?
Ответы детей: Побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта.
Воспитатель: Какие задания Кота мы выполняли?
Ответы детей: Отгадывали кроссворд, продолжали фразу, составляли слова из слогов, отгадывали к какой сказке иллюстрация, играли в рифмы.
Воспитатель: Какое задание для вас было трудным и почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Какое задание для вас было легким и почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: Наше занятие окончено, всем спасибо! А сейчас я всех приглашаю на выставку книг и рисунков.
4. Дальнейшая разработка темы.
Рисование иллюстраций по данной теме .
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №90»
Непосредственно организованная деятельность по развитию речи
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
для детей подготовительной группы
Подготовила и провела
Воспитатель Карасева Ю.Л.
Саранск
2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности на тему «Что за прелесть эти сказки!» для детей подготовительной к школе группы.
Формирование у детей интереса к устному народному творчеству....
Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию (раздел чтение художественной литературы) "Викторина по сказкам" для детей подготовительной группы.
Я использую викторину как форму организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста.Викторина-это атмосфера игры,которая создает дух соревновательности,вызывает желание у каждого ребенка...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...
Конспект итоговой нод по речевому развитию (развитие речи) на тему: «Что такое сказка?» для детей подготовительной группы
Цель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:Обучающие: •углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.•упражнять в словообразовании и слово...
Досуг по развитию речи Что за прелесть эти сказки . для детей средней группы
досуги и развлечения для детей...