Конспект по развитию речи пересказ по сказке Сутеева "Кораблик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korablik_konsp._moy.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Старшая группа
Цель: Создание условий для развития связной речи детей.
Задачи:
- Развивать умение последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем;
- Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- Формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки;
- Воспитывать интерес к художественному слову.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Приветствие..
«Поздороваемся».
Друг к другу лицом повернулись,
Улыбнулись.
Руку правую подали,
А потом ее пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли,
И поклонились,
И немного покружились.
Все готовы заниматься?
Дети: Очень будем мы стараться.
Что эта за посылка у нас? Сейчас я прочитаю для кого она.
Детский сад «Ромашка»
детям старшей группы "Колобок».
Здесь записка! Прочтём её?
Я посылочка – сюрприз
Здесь для вас какой - то приз
Вы открыть меня сумейте
Отгадайте как сумейте!
Загадка.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Книга
Воспитатель: Совершенно верно!
-Вот послушайте, какая интересная история произошла с героями из сказки «Кораблик», которую написал известный детский писатель Владимир Григорьевич Сутеев
Чтение сказки, затем обсуждение содержания сказки по вопросам.
Педагог: Назовите героев этой сказки?
- О ком говорится в сказке?
2. Кем они друг другу являются?
3. Что придумали друзья?
4. Как они строили кораблик?
5. Каким по характеру оказался лягушонок в этой сказке? хвастливым, насмешливым, озорным, невоспитанный.
Кто из героев сказки вам понравился и почему? Друзья
(Смелые, находчивые, трудолюбивые, )
Пальчиковая игра «Дружба»
Ребята, а как вы понимаете поговорку «Один за всех и все за одного»? (ответы и рассуждения детей)
Правильно ребята, в этой поговорке говорится о том, что настоящие друзья никогда друг друга не бросят в беде, всегда помогут и поддержат друг друга.
-Кого можно отнести к этой поговорке в этой сказке? Кто здесь настоящие друзья? (Мышонок, Муравей, Жук помогли Цыпленку).
-А к Цыпленку можно применить эту поговорку? Почему? (нет. Потому что Цыпленок посмеялся над своими друзьями из-за неудачи).
: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывем
4. Физкультминутка “Кораблик” (под музыку Е Железновой).
Ребята, давайте попробуем с помощью мнемосхемы пересказать эту замечательную сказку.
По цепочке.
Пересказывает 3-4 человека
Разделить детей на 3 группы по 4 чел.
Педагог: С какой сказкой вы сегодня познакомились?
Дети: «Кораблик»
Чем вам понравилась эта сказка? Что больше всего запомнилось
Воспитатель: А я тоже сделала свой кораблик (показать кораблик бумажный). Как вы думаете, из чего я его делала? (Ответы детей:…) Если кораблик из бумаги, то он какой?.. (Ответы детей: бумажный) А вы хотите научиться делать такие же кораблики? … Я вас обязательно сегодня научу.
Желаю Вам быть смелыми, дружными, находчивыми и добрыми, как наши герои.
Дети c закрытыми глазами из мешочка вытягивают фигуры: квадраты и круги. И по формам делятся на 2 команды. Капитаном команды становится тот, у кого фигура красного цвета.
Задание№1. Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель капитанам выдаёт картинки – схемы. Затем, капитаны возвращаются к своим командам и рассказывают задание. По этим картинкам капитан и его команда составляют свой рассказ по данной теме «Кораблик». Капитан справившейся команды поднимает фигуру вверх. Воспитатель: Очень интересный пересказ у нас получился. Молодцы!
Задание№2. Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель предлагает самим придумать свою сказку про кораблик. Всё, что касается лягушонка, можно взять из сказки, а какие у него были друзья, что они строили, чем все закончилось, придумайте сами. В этом вам поможет схема. С рассказами выступают каждая команда.
Моделирование сказки с помощью опорных схем
(Педагог показывает серию опорных схем к сказке.)
Педагог: При помощи условных знаков мы с вами составим мнемотаблицу, т. е. схему, для пересказа сказки. Какого цвета лягушонок?
Дети: Зелёного.
Педагог: Значит кружок зелёного цвета будет обозначать лягушонка. А как вы думаете кого будет обозначать кружок жёлтого цвета? Серого? Овал коричневого цвета? Маленький кружок красного цвета?
Дети: Цыпленка. Мышонка. Муравья. Жучка.
Педагог: Что обозначают эти волнистые полосы синего цвета?
Дети: Речку или воду.
Педагог: Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пошли гулять и пришли на речку. ( Педагог показывает схему).
Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок сказал: «Давайте купаться!» и прыгнул в воду.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как он стал хохотать?
Дети: Лягушонок сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Цыплёнок принес листочек, а мышонок - ореховую скорлупку.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Построили кораблик. Столкнули его в воду, сели и поплыли.
(Педагог показывает схему).
Педагог: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
6. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи пересказ произведения Е. Чарушина «Лисята»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91» Конспект по развитию речи в старшей группепереск...
Конспект по развитию речи пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цели: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умени...
Конспект по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе
Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки«Лиса и козёл»в подготовительной группе Цель: Обучение детей пересказыванию сказки близко к тексту.Задачи:1....
Конспект ООД по развитию речи "Пересказ украинской сказки "Колосок""
Цель: Создание условий для пересказа сказки в лицахЗадачи:1) способствовать формированию умений пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией героев сказки;2) совершенствовать умение прид...
Конспект по развитию речи «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе. «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»с использованием опорных схем»...
Конспект по развитию речи «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект НОД развитие речи «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»»
Развитие речи «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»»...