Конспект занятия по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Галина Викторовна

Фёдор Тютчев "Весна не даром злиться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.tyutchev.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Весна

ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ф.И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»

Цель: формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений

Программные задачи:

- Систематизировать и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе, учить называть самостоятельно характерные признаки зимы и весны.

- Познакомить детей со стихотворением Ф.И.Тютчева" Зима недаром злится" и помочь детям запомнить его.

-Продолжать учить понимать содержание стихотворений, обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения )

-Развивать память, внимание, восприятие, умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

-Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова и умение согласовывать существительные с прилагательными; правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей;

-Воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - отгадывание загадок, ответы на вопросы, лексика – грамматические упражнения

«Здоровье» - физминутка;

«Музыка» - слушанье произведения Чайковского;

«Чтение художественной литературы» - знакомство со стихотворением, заучивание.

Ход занятия:

1)Мозговой штурм (Игра «Ответь быстро»)

-Дедушка который раздает подарки? (Дед Мороз)

-Плохая отметка в школе?

-Польза от коровы?

-Сколько времён года?

-Время суток, когда солнце освещает Землю?

- Осадки, но не дождь и не снег?

-Кто первый летал в космос? (Собаки «Белка и Стрелка»)

-Что получается, когда заплетают волосы.

-Сколько дней в неделе?

Молодцы, хорошо отвечали на все вопросы. Я думаю что и с остальными задачами мы с вами справимся.

2)Игра « Сложи картинку»

Чтобы отгадать, о чем мы сегодня будем разговаривать вам нужно собрать разрезные картинки.

Как одним словом назвать то, о чем мы будем сегодня говорить ? ( о временах года )

3)Музыкальные загадки.

А о каких временах года мы будем говорить нам помогут узнать музыкальные загадки.

Сейчас я предлагаю вам послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года»

Прослушивание произведения Чайковского « Времена года»

-Какое время года отображает это музыкальное произведение?

Что вы услышали в музыке, какие картины возникли в вашем воображении нам поможет узнать «Волшебная палочка»

4) Игра «Волшебная палочка»:

Давайте встанем в круг и, начиная с меня, будем передавать эту волшебную палочку, у кого в руках она окажется, тот и назовет звуки природы услышанные в музыке.

Зима - слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы ручей застыл подо льдом, дует злой ветер, природа оцепенела.

.

Весна- поют птицы, бегут ручейки, звонко капает, пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. )

Да,  действительно слышно как-будто робко побежал первый ручеек, пригретый весенним солнышком. Потом музыка становится светлой, приветливой. Ее звуки похожи на щебет птиц, их гомон и перекличку. Природа оживает, пробуждается. А вот и весенняя капель! Слышатся птичьи голоса. Весенней свежестью, светом веет от этой музыки.

Вот как музыка звуками может изобразить картины природы!

5 )Знакомство с Ф. И. Тютчевым

Многие поэты, писатели и композиторы с любовью и нежностью изображали природу.

Посмотрите,  вот портрет Ф.И.Тютчева.  (Слайды о поэте)

- Ф.И.Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. В произведениях Ф.И.Тютчева мы можем встретить стихотворения о всех четырёх временах года, и о том, как меняется природа с приходом каждого времени года, какие явления происходят в её жизни.

-Сегодня я хочу познакомить вас с одним из стихотворений Ф.И.Тютчева.

Но сначала я хочу узнать

- Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна? 
- Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой? (Нет) 
- А как же это происходит? (Погода становится непостоянной: ясную и тёплую погоду неожиданно сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны и признаки зимы) 
- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время? (Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т.д.) 
- А зимы? (Выпадает снег, морозно)

Вы знаете, что в природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели, забушует вьюга.

- Ф.И.Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму.

Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении , которое называется «Зима недаром злится…»

Прослушайте это стихотворение.

6) Презентация стихотворения.

Проверка первых впечатлений 
- Понравилось вам стихотворение?

- О чём это стихотворение? (Идет борьба, спор между Зимой и Весной.)

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы? 
- Почему? 

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить

Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной, зима ещё даёт о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна всё-таки побеждает:

Давайте вместе с вами поможем Весне.

7 ) Физкультурная минутка.

8) Повторное чтение (презентация) и анализ стихотворения.

В русском языке много самых разных слов, а поет выбирает самые нужные и выстраивает музыку из слов Когда слушаешь это стихотворение кажется будто музыка слышится .

- А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Зиму и Весну) 
- Вначале поговорим о Зиме, как Ф.И. описывает настроение Зимы? (Злится) 
- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается) 
- Почему поэт из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех) 
- Почему же Зима злится? Что её рассердило? (Прошла её пора)
- Послушайте следующий отрывок , где описывается Зима. (Зима еще хлопочет и на весну ворчит).  
- Какое слово употребил Ф.И., описывая действие Зимы? (Хлопочет) 
- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться) 
- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега) 
- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой) . 
- Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась) 
- А что делает Зима напоследок - и снегу захватя пустила убегая ...
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны) 

- И так, мы с вами поговорили о Зиме.

А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне
- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму) 
- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю) 
- Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (второе четверостишье) 
- «И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди) 
- А что значит «засуетилось»? ( все движется, всё тает.) 
- Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки) 
- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет) 
- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки) 
- Кто это? (Птицы) 
- Как они приветствуют? -подняли трезвон
- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох) 
- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Зима еще хлопочет -весна хохочет
- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её) 
- Почему автор употребил именно слово»хохочет», а не «улыбается», «смеётся»? 
- Что означает слово «пуще»? Ещё сильнее) 
- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях)


- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя») 
Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны) 
- Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала «? 
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?  
- Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла)

- Весна – слово очень древнее, буквально, « весёлое время года».

9 ) Игра « Доскажи словечко»

Установка на запоминание +работа с презентацией

Я приготовила вам картинки, которые помогут вам запомнить и рассказать это стихотворение.

1 0 ) Самостоятельное чтение произведения по опорным картинкам.
11 ) 
Дидактические игры «Весеннее солнышко», « Снежинка»

« Всему своё время» - так говорят в народе так уж устроено в природе, что одно время сменяет другое.

Понравилось вам наше занятие?

С каким произведением мы познакомились?

Как зовут автора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....