«Современные технологии используемые при подготовке к обучению грамоте»
статья по развитию речи
В последнее время в дошкольных учреждениях внедряются в работу современные инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
При подготовке дошкольников к обучению грамоте в ДОУ используют следующие виды современных инновационных технологий: ТРИЗ- технологии, наглядное моделирование, информационно- коммуникативные, игровые технологии, проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_pri_obuchenii_gramote.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные технологии используемые при подготовке к обучению грамоте»
В последнее время в дошкольных учреждениях внедряются в работу современные инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
При подготовке дошкольников к обучению грамоте в ДОУ используют следующие виды современных инновационных технологий: ТРИЗ- технологии, наглядное моделирование, информационно- коммуникативные, игровые технологии, проектная деятельность.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология при подготовке к обучению грамоте позволяет воспитывать и обучать у ребенка гибкость мышления. Основная задача использования ТРИЗ-технологии при обучении навыкам чтения и письма – это привитие ребенку радости речевых открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Для решения поставленных задач можно использовать примерные задания для подготовки к обучению грамоте
Например,
«Вычитание букв»
Цель: развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в печатании и чтении. Например: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА, БЫК.
«Новые истории»
Цель: активизировать мыслительную деятельность, закреплять понятия слово-предложение. Например: КОЖА – купила Оля желтый ананас).
«Угадай имя»
Цель: развивать быстроту мыслительных операций, умении читать и составлять слова из слогов. Например: ПЕ ТА РИ ТЯ - ПЕТЯ, РИТА
При обучении детей старшего дошкольного возраста можно рекомендовать метод наглядного моделирования.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.) Использование при обучении чтению и письму наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им с легкостью овладеть звуко -буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение информационно – коммуникативных технологий в работе по обучению грамоте становится все более актуальным.
Использование компьютерных презентаций, созданных в программе Microsoft Power Point., в которых ребенок выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает различные неожиданные эффекты, очень нравятся детям, тем самым позволяя ребенку с легкостью освоить предложенный материал. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка, что в настоящее время является огромным преимуществом.
Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.
При использовании информационно-коммуникативных технологий повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки.
Важную роль при подготовке к обучению грамоте ребенка дошкольного возраста принимают на себя игровые приемы и методы.
При подготовке старших дошкольников к обучению грамоте целесообразно использовать слоговые таблицы, карточки по звуковому анализу слов; игры, как фабричного производства, так и изготовленные
собственными руками, кассы букв, мини-азбуки, в которых могут быть размещены слоги или короткие слова для чтения.
В процессе организованной образовательной деятельности по обучению грамоте детей в детском саду используют следующие игровые приемы и формы:
-занятия-путешествия, занятия-экскурсии, КВН и другие формы организации детей.
-использование литературных персонажей, которые приносят задания, просят детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяют правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают герою отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова.
-использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.
Например, игра «На что похожа буква»
1.Палочка, рядом две ровные дужки – вот и готовы очки для лягушки. Какая это буква? На что похожа?
2.Перед нами буква Г стоит подобно кочерге. На что похожа буква «г»?
3.Это – Ж, а это – К, целый жук и полжука. На что похожа буква?
-разгадывание ребусов
-использование изографов- картинок, на которых слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором пойдёт речь.
-использование дидактических игр и игровых упражнений
Например, игра «Доскажи словечко» Поднимись и спустись по ступенькам, добавляя слоги, чтобы получились слова.
-настольно – печатные игры, например игра «Найди букву», лото «Азбука в картинках» и др.
-пальчиковые игры, например, «Изобрази букву»
-символическое изображение букв из подручных средств: пластилина, счетных палочек, пуговицы, фасоли.
Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте, позволяет эффективно решать поставленные задачи, строить интересный педагогический процесс.
Сегодня в образовательном процессе особое место отводится проектной деятельности воспитанников. Проектный метод — это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Метод проектов в большей мере ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную или групповую, которую они выполняют в течение какого- либо промежутка времени.
Совместная работа педагога и детей увлекает практически каждого ребенка. Дошкольник старается относиться к ее выполнению творчески, с интересом “добывает” материал, исследует его. Это позволяет не только развивать умения и навыки, но и тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает ребенка уверенным в собственных силах.
Например, проект «Звук, который запомнился». Работа с детьми состоит из проигрывания игр и упражнений для развития фонематического слуха:
- «Поймай звук» Задание: «Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук (С)– собака, краски, лошадь, носки, нос…»
- «Звук заблудился» Например, Жучка будку не доела:
Неохота, надоело... (булку) - «Бим-Бом»- назвать слова, которые начинаются с твердого согл. мягкого согл. звука
- «Закончи слово со звуком …»
- «Тихо-Громко»
Для усвоения образа букв используются игры и упражнения:
- «Составь слова из букв, слогов»
- «Играем в школу»
- «Живые буквы» Детям дают карточки с буквами. Воспитатель называет слово. Дети строятся так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат.
- Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения.
- Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа).
Работа с родителями заключается в помощи в изготовлении странички с буквой (рисунок); создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове); выполнении домашнего задания.
В результате применения современных технологий обучения грамоте ребенок будет знать: все звуки и буквы русского языка; их основное отличие. Ребенок будет уметь: вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова; уметь работать со взрослым и самостоятельно ; оформлять результаты своей деятельности:
Все вышеперечисленные технологии, используемые при подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет, позволяют достичь более значимых результатов, помочь ребенку овладеть навыками чтения и тем самым успешно адаптироваться к новым школьным формам обучения в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Дидактический дом- пособие с использованием технологии инфографики для подготовки по обучению грамоте.
Пособие с использованием техногии инфографики "дидактический дом"...
Игровые технологии, используемые логопедом на подготовке к обучению грамоте
Консультация для педагогов...
Современные подходы подготовки к обучению грамоте дошкольников
Опыт работы воспитателя по обучению грамоте дошкольников...