Развитие грамматического строя речи у детей 4-6 лет
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
- Что должны знать родители?
- Грамматика отвечает за те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «рубашка», «постирать», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений: «Рубашка постирана» или «Рубашку постирают».
- Формирование грамматического строя речи проходит в два этапа. На первом этапе дети учатся понимать смысл сказанного. Например, ориентируясь на окончание существительного, различают, где один предмет, а где много. На следующем этапе - используют то или иное грамматическое средство в собственной речи.
- Существует определенная последовательность отработки разных сторон грамматического строя. Многообразием форм слов дети овладевают, главным образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте. На 5-6 годах жизни идет активное освоение способов словообразования. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка обогащается сложными синтаксическими конструкциями.
- Средний дошкольный возраст – период активного словотворчества, когда ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки «рогаются» - бодаются, «насупился» - наелся супа, и так далее. И это нормально.
- С самого раннего возраста необходимо обеспечить ребенку возможность полноценного речевого общения со взрослыми и сверстниками. И малыш будет овладевать грамматическим строем языка, стараясь подражать речи взрослых.
- Но грамматическая система русского языка очень сложна и зачастую бывает недостаточно просто речевого общения и требуется неоднократное повторение той или иной конструкции во время игры с предметами, на прогулке, во время бытовых дел дома. Пользуясь различными вещами, выполняя не сложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами различных предметов, отношениями между ними. Жизненные впечатления составляют основу овладения грамматическим строем языка.
- Ребенок будет обязательно допускать ошибки. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу!!! Взрослый должен несколько раз произнести правильную форму, а затем попросить сказать «красиво» ребенка. Очень хорошо, если взрослый даст несколько аналогичных примеров.
- Общаясь со своими детьми, делайте иногда произносительный акцент на той или иной грамматической форме, то есть выделяйте голосом предлог, окончание, приставку.
- Как и что мы можем делать?
- На улице, на даче, дома существует масса ситуаций, когда вы можете отрабатывать грамматические категории. Нужно просто проявить немного фантазии, ну и конечно, иметь желание.
- Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек… (одно дерево – два дерева… - пять деревьев). Поднимаясь по ступенькам, считайте ступеньки (одна ступенька – две ступеньки… - пять ступенек). Когда стоите на остановке, посчитайте этажи соседнего дома или сами дома. Собираясь завтракать, обедать, пить чай в воскресный день, посчитайте ложки, вилки, тарелки, чашки, конфеты, сушки, которые есть на столе. Когда играете с ребенком, попросите посчитать кубики, кукол, книги, карандаши… все то, что можно посчитать. Когда вы на даче собираете урожай, считайте яблоки, груши, сливы, которые лежат в корзинке и так далее. Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.
- Очень хорошо в бытовой обстановке отрабатывать употребление предлогов: на, в, под, за, из-за, из-под… Если у ребенка есть своя комната и вы помогаете убирать игрушки, говорите вместе с ним: «Кубики кладем в коробку, куклу посадим в шкаф, мишку на шкаф, карандаши положим в ящик и так далее». А когда достаете что-нибудь, тоже говорите: «Кубики достанем из коробки, куклу – из шкафа, мячик из-под шкафа». Да и просто вдруг, нечаянно, в комнате на диване оказалось много разных вещей. «Что же у нас на диване? Подушка на диване, книга на диване…Что у нас под столом? Мячик под столом, ручка под столом, карандаш под столом». И если вдруг замечаете, что употребление какого-либо предлога вызывает затруднение, создавайте искусственно такие ситуации или находите их в жизни, чтобы ребенок закрепил употребление данного предлога. Можно организовать специальную игру: «Поиграем с мишкой в прятки». «Куда спрятался мишка? На полку, под стул, в коробку и…». Детям старшего дошкольного возраста можно давать сложное задание, которое состоит из двух действий: «положи краски на стол, а тапочки поставь под стул», а потом пусть ребенок расскажет, что он сделал. Здесь важно так же четко употреблять окончания и выделять предлоги.
- Можно еще отрабатывать падежные формы существительных. Доставая белье из стиральной машины, попросите ребенка прокомментировать, что мы постирали? (кофточку, носочки, майку, полотенце, шапочку…). Или повесили на веревку? Или купили в магазине? (когда выкладываете покупки). Когда умываетесь, спросите: «Чем будем чистить зубы? (щеткой); Вытираться? (полотенцем); Чем я буду гладить белье?; Чем ты хочешь рисовать?; А чем мы будем кормить нашего котика или собачку?». Отрабатывая родительный падеж, можно поиграть в игру: «Чего не стало?». Положите несколько предметов или игрушек (4-5). Попросите ребенка запомнить, что тут лежит. А затем прячьте по 1-2 предмета и спрашивайте: «Чего не стало? Не стало вазы, перчаток, щетки…».
- Отрабатывая согласование существительных с прилагательными, пусть дошкольник называет предметы красного цвета (из тех, что есть дома или на детской площадке, или по дороге, или в машине…). Красная горка; красное ведро; красные сапоги у мамы... Затем это будет зеленый, синий, желтый и другие цвета. Можно дать задание найти на кухне круглые предметы, квадратные предметы, сладкие, кислые, вкусные… Употребление нескольких прилагательных подряд будет составлять описательный рассказ: «Лимон какой? (желтый, овальный, круглый, сочный, кислый, свежий, чистый, гладкий); Яблоко какое? (красное, круглое, сладкое, сочное, спелое); Булочка какая? (свежая, мягкая, сладкая, сдобная, маленькая, маковая)».
- Теперь остановимся на таком, достаточно сложном разделе, как «словообразование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Развитие грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Развитие грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.
План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР. Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.
НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи у детей с диагнозом "Общее недоразвитие речи"
Своевременное овладение правильной речью имееет важное значение для последующего обучения . Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранения речевых нарушений. Поэтом...
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...