Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "
статья
Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_vospitaniya_i_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Игра – естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития.
Подвижные игры с самого раннего возраста удовлетворяют естественную потребность растущего организма в разнообразных движениях, очень велико их оздоровительное значение. Эти игры приносят детям радость общения, ставят перед ними интересные задачи. Старших детей увлекает в подвижных играх элемент соревнования и точного выполнения определенных правил, необходимость проявить ловкость, смелость, догадливость.
Игра есть мыслительная деятельность. Всякий мыслительный процесс направлен на решение какой-то задачи. Такой задачей в детской игре является ее замысел, ее вопрос, ее тема, которая составляет сюжет игры.
Особенно отчетливо эта направленность игры на раскрытие определенного сюжета выступает у старших детей. Они сами определяют задачу своей игры, ее тему, ее сюжет, сговариваются между собой и определяют, во что будут играть.
Хорошая игра имеет всегда напряженный, проблемный характер. Если задачей в игре является ее замысел, то решение есть реализация этого замысла практическим действием и речью. Для младших детей характерна крайняя нестойкость, изменчивость замысла, что придает всей их игре характер цепи отдельных «коротких» действий [3].
Сюжет игры, как и ее замысел, возникает часто лишь в результате случайных ассоциаций. Совсем иной характер имеют игры старших. У них замысел игры, ее идея, ее сюжет возникают до начала самого действия и непосредственно выражается в речи. Развитие познавательной деятельности человека есть его переход от отражения явления к отражению его сущности. Это движение «вглубь» явления совершается путем все более подробного анализа наблюдаемого объекта, явления, предмета, выделения его частей, сторон, признаков с последующим новым синтезом, т.е. объединением выделенных частей.
Игра старших детей проходит на более высоком уровне отражения действительности, чем у младших детей. Она обнаруживает изменившийся строй знаний детей. Если у малышей они представляют собой простую короткую цепочку: «самолет летит», то у старших в основе знаний лежит уже сложный комплекс, «внутрипредметных» и «межпредметных ассоциаций».
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе [1].
Игра проходит различные этапы. По Д.Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Отобразительные предметно-игровые действия, свойственны детям с 5–6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами – осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью [3].
Е.В Зворыгина выделяет три постепенно усложняющихся способа игры:
1) развертывание и обозначение условных предметных действий в игре;
2) ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции;
3) сюжетосложение – развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.
Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.
Особое место занимает сюжетно-ролевая игра как наиболее значимая для детей дошкольного возраста.
Ролевая игра – основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции [3, 169].
Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой – настоящей творческой мысли будущего человека»
Игра немыслима без речевого общения детей друг с другом. Даже играя в одиночку, многие дети сопровождают свои действия словами, рассуждениями, вопросами, характерными для действия отображаемых персонажей.
Все большее включение речи меняет сам процесс игры. Все большее место в игре старших детей занимают разговоры, обсуждения, речь действующих персонажей. Возможность спланировать игру говорит о том, что у старших детей изменяются отношения действия и речи в этой деятельности. Они все чаще в своих играх сопоставляют, сравнивают предметы, людей и их действия между собой, делают выводы, конкретизируют их раньше, чем приступить к действию, которое служит старшему способом проверки мысленно решенной задачи. Широко используя образы воспринятых предметов, ребенок включает их в новые связи, в новые их сочетания. Так постепенно игра переходит в изобразительное и литературное творчество, уступая место опосредствованному познанию действительности.
Ребенок отражает в своей игре не только то, что делают люди и что они говорят. В играх отражаются и переживания людей: их заботы, радости, тревоги и огорчения. Эта подлинность чувств ребенка, которые он переживает в игре, доходит порой до полного вживания в роль, во всю ситуацию игры. С неподдельным возмущением «доктор» обрушивает на «сиделку» свои упреки за то, что та оставила «больного» без присмотра. Своей интонацией, мимикой и выразительными движениями ребенок воспроизводит живой образ человека, возмущенного небрежностью другого. Тем самым в игре проявляются и упрочиваются отношения ребенка к хорошему и дурному, оформляются его оценки и суждения морального порядка.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она помогает справиться со страхами.
Поступательное движение, т.е. развитие игры во всех направлениях, обеспечено постоянно возникающими противоречиями между вчерашними, старыми представлениями, понятиями, чувствами и новыми знаниями, новыми переживаниями, которые становятся доступными ребенку в изменяющихся условиях его бытия, обеспечивая развитие умственных способностей, интересов, навыков, чувств и характера играющих детей.
Тем и замечательна игра как своеобразная деятельность, что она сама представляет собой клубок противоречий разного порядка, разного «уровня». В их столкновении лежит источник развития игры как деятельности. В процессе игры эти противоречия и разрешаются.
Даниил Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка [4]:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы
Возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы делаются более значимыми для ребенка, нежели личностные (происходит соподчинение мотивов). Важнейшими для ребенка мотивами становятся стремление к социально значимой и социально оцениваемой деятельности, а также мотив занять новую социальную позицию.
2. Преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма
Ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа, а также с позицией партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.
3. Развитие произвольности поведения
Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения, соотносить с ними свое поведение, контролировать выполнение игровых ролей другими участниками игры. Таким образом, развивается произвольная регуляция поведения.
4. Развитие умственных действий
Формируется план представлений, развиваются психические способности, в том числе память ребенка.
Многие исследователи игры детей (Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев) обращали внимание на связь игровой деятельности ребенка с речью. Учёт психологических особенностей дошкольников, специфики их игровой деятельности, а также создание адекватных условий и правильной организации игры несет мощный потенциал в коррекции, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.
Известно, что развитие речи является одной из первостепенных задач обучения детей в дошкольном учреждении. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра может стать важным средством речевого развития детей. Важное преимущество игры состоит в том, что ее можно использовать на каждом этапе обучения, в любом виде деятельности, как дошкольного учреждения, так и в домашних условиях.
Безусловно, игра как единственная форма работы не может справиться со всеми проблемами в развитии ребенка, но использование целого комплекса приемов и методов в обучении дошкольника, которые имеют фон игровой ситуации способно не только привлечь ребенка к занятию, но и дать положительную динамику в его развитии.
Признавая пользу подвижных и дидактических игр, в овладении которыми у дошкольников не возникает особенных трудностей, хотелось бы выделить сюжетно-ролевую игру, как особый вид игровой деятельности, наиболее сложный в освоении, но представляющий высочайшую ценность для развития детей.
Факты убеждают в том, что в ходе сюжетно-ролевых игр создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и, таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка. Игра создает такие ситуации, при которых усвоение речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность. Это является необходимым условием не только речевого развития детей, но и развития их игровой деятельности – значительно повышается роль слова в регуляции игровых действий.
Нам известно, что кроме общих задач, перед педагогом стоит специфическая задача формирование и развитие в ходе игр детской речи. Воспитатель должен в ходе каждой игры содействовать усвоению детьми новых слов, повторению и закреплению слов, приобретаемых ими на занятиях и в быту. Его задача заключается в том, чтобы, используя потребность детей в общении в процессе игры, помогать им выражать свои мысли и желания с помощью слов, тем самым воспитывая у них навыки словесного общения.
Одним из условий формирования речи, является создание речевой среды, которая образуется в результате живого общения взрослых с детьми и детей между собой в процессе деятельности. Большие возможности здесь представляет игра, так как, являясь связующим звеном, становится причиной общения, без которого не может протекать игровая деятельность. В игре у детей появляется потребность делиться планами, договариваться о совместных действиях, общаться друг с другом. Таким образом, развивая речевое общение детей, воспитатель должен использовать не только бытовые ситуации и занятия, но и игровую деятельность. Ни в коем случае нельзя обучая ребенка игре, ограничиваться называнием игрушек и показом действий с ними, напротив важно учить детей оречевлять игру. Используя поводы для речевого общения в процессе игр, воспитатель помогает детям овладевать словарным запасом и грамматическим строем речи, а также дает возможность для развития коммуникативной стороны речи.
Воспитатель должен дать ребенку специальные слова и выражения, без которых не может протекать игровая деятельность, не сводя всю работу лишь к знакомству с названием игрушки. При правильном руководстве со стороны взрослых дети в ходе игр не только закрепляют те слова и выражения, которыми они владели, на занятиях, но и обогащают свой словарь новыми.
Необходимо постоянно следить за речью детей в процессе игры, так если после освоения игры, дети будут мало использовать речь, то и игра станет обедненной. Таким образом, при включении в игру речи, выигрывает как сама игра, так и речь детей.
По мере того как в ходе игр развивается воображение, у ребенка формируется очень важное умение отражать в речи не только непосредственно воспринимаемые, но и представляемые предметы и явления, опираясь на их игровое изображение.
Переименование, т.е. называние по-новому предметов в процессе игры помогают ребенку осмыслить знакомую функцию слова и практически овладеть им как способом обобщения наблюдаемых предметов и явлений.
Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью; ребенок начинает его употреблять спонтанно».
Вывод:
1. Овладение речью как средством общения возможно только при условии ежедневной, целенаправленной работы с детьми в дошкольном учреждении, а также родителей и всех членов семьи.
2. В процессе сюжетно-ролевой игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.
3. Игра влияет на развитие значений и функций слова.
4. Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления.
Литература
- Газман О. С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе: сб. тр. – Новосибирск, 1989
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988. – 212 с.
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: 1997. – 40-41 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика,1978. – 146 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....
Подвижные игры - средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Сборник подвижных игр для двигательной активности детей....
«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и собой.На свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Привлечь внимание родителей к проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно - нравственное, патриотическое воспитание, познавательное...
«Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманестические, подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействвии с детьми, решая при этом р...
Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содерж...