«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и собой.
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста» | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста».
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и собой.
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Приятно творить красоту своими руками, а еще приятнее, когда красота радует глаз людей, а значит, делает их добрее, светлее, красивее. Человек – неотъемлемая часть живой природы и находится в непрерывном общении с окружающей средой, растительным миром. Разнообразие растительного мира на территории детского сада, правильная организация зоны природы составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. В группах проведена подборка растений, за которыми осуществляется тщательный уход. Экологические уголки вызывают у детей положительные эмоции, помогают им отдохнуть и в то же время предоставляют условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за растениями. Дети могут проводить опыты, устанавливать причинно-следственные связи. Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию у детей интереса к познанию, формированию навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения.
Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. Важным положением стандарта являются целевые ориентиры и использование таких видов образовательных технологий, как:
-проектные методы,
-социально – игровые,
-использование компьютерных технологий,
-создание мультимедийных презентаций,
-экологическая тропа,
-ТРИЗ технологии.
Поделюсь опытом работы по экологическим проектам.
Я много лет работаю по теме: «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребёнка». В своей работе использую такую форму работы, как проект. Экологический проект – это практическая деятельность детей, направленная на определённый результат, который понятен им, связан с игровой мотивацией и сюжетно оформлен. В результате дети получают определённые знания и умения, значительно обогатив свой эмоциональный опыт. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.
Мною были разработаны и внедрены такие проекты, как: «Хлеб всему голова», «Картошка наша гордость», «Волшебница вода», «Птицы», «День рождения цветка».
Проект «Хлеб всему голова» был посвящён актуальной проблеме – бережному отношению к хлебу, к его рациональному использованию, воспитанию у детей уважения к людям труда, желания трудиться сообща в процессе выращивания и изготовлении хлеба. Дети не только узнали все стадии роста и воспроизводства зерна, но и непосредственно принимали участие в посадке, уборке пшеницы и выпечке пирогов. Заключительным этапом проекта было создание «Музея хлеба»,который посещали все воспитанники детского сада.
В проекте «Картошка наша гордость» с помощью опытов, экспериментов, труда, игр дети пополнили свои знания о «втором хлебе» - картофеле. Дошколята вели наблюдения за появлением ростков, вместе с воспитателем сажали картошку. Пока она росла, дети на занятиях пополняли и закрепляли свои знания о том, как выращивают картофель. Активно участвовали в рыхлении почвы, поливе и, конечно, в сборе урожая. Сколько радости и гордости было у детей, когда они отнесли весь урожай поварам, а за обедом угощались блюдом «Жаркое по-домашнему».
Проект «Волшебница вода» был посвящён проблеме экологической грамотности, умению чувствовать природу, возможности видеть проявление экологических законов в жизни. Детям были созданы условия для экспериментальной деятельности, организованы мероприятия, направленные на развитие представлений о воде, как одной из составляющих экосистемы, в которой существует человек. В ходе реализации проекта мною была разработана методическая копилка «Цикл экспериментальных наблюдений за агрегатными состояниями воды», которой пользуются воспитатели ДОУ в своей работе с детьми.
Во время работы по проекту «День рождения цветка» у детей появился познавательный интерес к природе, к выращиванию цветов. Дети с интересом сеяли семена бархатцев, наблюдали за их ростом, высаживали на клумбу. Но особую гордость доставили ребятне распустившиеся цветы, которые радовали всех и стали украшением участка.
Работая по проектам всегда привлекаю и родителей воспитанников. Так как в сложном познании мира природы велика роль взрослого, он сам должен «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребёнка. Дети усваивают знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений чувственного опыта, но с помощью взрослых. Так работая по проекту «Птицы» родители приняли активное участие в подборе материалов в создании книги «Птицы», которую педагоги детского сада часто используют в своей работе как наглядно – дидактическое пособие.
В марте 2016 года родители воспитанников приняли активное участие в краевом экологическом конкурсе «Семейные экологические проекты» в номинациях «А у нас во дворе» и «Малыши и взрослые». Работая над проектами были решены такие задачи, как:
-формирование семейной экологической культуры и активной жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к окружающему миру,
-формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста,
- привлечение родителей к решению бытовых экологических проблем.
Благодаря примеру родителей дети приобрели более глубокие знания о стадиях роста растений, животных и птиц. Сформировались навыки ответственности за подопечных, любовь и бережное отношение к природе.
Семьи воспитанников Батраковой Анастасии, Овчаренко Виктории, Кириченко Дмитрия стали победителями на муниципальном этапе в номинациях «А у нас во дворе», «Малыши и взрослые». Семья Овчаренко заняла 3 место на краевом этапе конкурса с проектом «Перепелиное чудо».
Всё хорошее в людях с детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как, цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Воспитатель МБДОУ№6 Тищенко М.Н., руководитель семейных экологических проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....
Подвижные игры - средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Сборник подвижных игр для двигательной активности детей....
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Привлечь внимание родителей к проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно - нравственное, патриотическое воспитание, познавательное...
«Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманестические, подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействвии с детьми, решая при этом р...
Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "
Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "...
Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содерж...
- Мне нравится (1)