«Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
Конспект занятия по развитию речи в
младшей группе «Чтение русской
народной сказки «У страха глаза велики».
Воспитатель:
Фаненштиль С. М.
2022 г.
Цель. Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики»( обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять содержание сказки.
* Учить следить за развитием действия, сопереживать героям.
* Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
* Упражнять в умении отчетливо произносить звуки в звукоподражаниях.
Развивающие: Развивать внимание, память, воображение, умение слушать, не перебивая говорящего.
Воспитательные: Воспитывать интерес к художественной литературе разных жанров.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтении русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка».
Словарная работа: водоносы, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, медведище, котище.
Материалы и оборудование: текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрации к сказке, игрушка - зайчик
Ход занятия:
- Вводная часть. Сюрпризный момент
Воспитатель: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И дружно улыбнёмся!
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Да)
Воспитатель: Скажите, а какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Я буду читать отрывок из сказок, а вы должны отгадать. После ответов детей демонстрирую соответствующие иллюстрации.
Воспитатель: Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
Дети: Сказка «Колобок» (Ответы детей).
Воспитатель: Как называлась сказка? (спросить несколько детей)
Воспитатель: Теперь давайте повторим все вместе, как называлась сказка?
Дети: «Колобок».
Воспитатель: Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Дети: Сказка «Репка».
Воспитатель: Как называлась сказка? (спросить несколько детей).
Воспитатель: Теперь давайте повторим все вместе, как называлась сказка?
Дети: «Репка».
Воспитатель: Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Воспитатель: Как называлась сказка? (спросить несколько детей)
Дети: «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Теперь давайте повторим все вместе, как называлась сказка?
Дети: «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Жили-были лиса да заяц.
У лисы была избёнка ледяная,
а у зайца - лубяная.
Дети: Сказка «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Как называлась сказка? (спросить несколько детей)
Воспитатель: Теперь давайте повторим все вместе, как называлась сказка? Индивидуальные ответы и хоровой.
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята. Эти сказки очень давно читали и рассказывали вашим прабабушкам, бабушка и мамам. И никто не знает, когда и кто их сочинил.
(Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. Что за странный звук)
Воспитатель:- Ой, ребята, кто это? (зайчик). Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.
Воспитатель:- Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю отправиться в сказку, и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик. Зайка, а ты не бойся, пойдем вместе с нами, наши дети смелые и дружные.
Воспитатель: А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:
Ра – ра – ра – в сказку нам идти пора,
Ги – ги - ги – нам, зайчонок, помоги.
2. Основная часть.
Воспитатель: -Вот ребята мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее, проверьте у всех спинки ровные. А называется сказка «У страха глаза велики».
Воспитатель:- Скажите, что такое страх? (ответы детей).
Воспитатель: Итак.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
Воспитатель: (Воспитатель читает сказку выразительно, демонстрируя иллюстрации сказки).
Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка?
Дети: «У страха глаза велики».
Воспитатель: Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесём её хором. («У страха глаза велики»).
Воспитатель: Вспомните, с каких слов начинается сказка?
Дети: (Жили-были.)
Воспитатель: Правильно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были».
Воспитатель: А теперь вспомним, кто главные герои сказки?
Дети: Бабушка…
Воспитатель: Как ещё называли бабушку?
Дети: – Старушка.
Воспитатель: Как называли внучку?
Дети: – Хохотушка,
Воспитатель: Как называли курочку?
Дети:– Клохтушка.
Воспитатель: Как называли мышку?
Дети: Норушка.
Воспитатель:- Что герои делали каждый день?
Дети: – По воду ходили.
Воспитатель:- Какие ведра были у героев сказки?
Воспитатель: – У бабушки?
Дети: – большие,
Воспитатель: У внучки?
Дети: – поменьше,
Воспитатель: У курочки?
Дети: С огурчик,
Воспитатель: Уточняю, что у курочки вёдра по размеру сравниваются с огурчиком,
Воспитатель: У мышки
Дети:– с наперсток.
Воспитатель: Ребята, а наперсток что это такое? Обычно им пользуются, когда шьют, чтобы не уколоть палец.)
Воспитатель: - Откуда брали воду герои сказки?
Дети: – Бабушка из колодца,
Воспитатель: Внучка из колоды, колода – это старинное слово, которое обозначает бревно с выдолбленной серединой, похожее на корыто. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.
Воспитатель: Курочка?
Дети: Из лужицы,
Воспитатель: Мышка? из следа поросячьего копытца (потому что они самые маленькие).
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом?
Дети: Водоносы.
Воспитатель: Почему они так названы?
Дети: Потому что каждый день носили воду.
Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто им помешал? (Зайка).
Воспитатель: Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам) Давайте покажем. А под яблонькой зайка сидел (ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок (машут ручками) Яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке прямо в лоб! (хлопают по лбу)
Воспитатель: Что произошло с водоносами?
Дети: Они побросали вёдра и убежали домой,
Воспитатель: Куда спряталась бабушка? (на лавку)
Воспитатель: Куда спряталась внучка? (за бабушку)
Воспитатель: Куда взлетела курочка? (на печку)
Воспитатель: Куда спряталась мышка? (под печку)
Воспитатель: Кто со страху померещился бабушке? (медведище). Почему – медведище, сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке).
Воспитатель: Кто привиделся внучке? (волк),
Воспитатель: Курочке? (лиса),
Воспитатель: Мышке? (котище).
Воспитатель: Почему котище говориться в сказке? (потому что большущий кот).
Воспитатель: - А как они испугались? Покажите.
Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза). (Предлагаю упражнение «Говорящая мимика»).
Воспитатель: - Давайте покажем, как героям сказки было страшно.
Этюд «Страх» Сжались все в комочек, застыли Брови подняли вверх Глазки широко раскрыли, Боимся вздохнуть и пошевелиться Рот приоткрыли Голову втянули в плечи Задрожали, зубами застучали.
Воспитатель: - А теперь давайте вместе наш страх прогоним, а ты Зайка повторяй за нами! Стряхнем его с себя, соберём остатки страха в кулачок. Подуем на него, пусть наш страх улетает. – Молодцы, мы свой страх побороли!
Воспитатель: - Давайте вспомним концовку сказки : «У страха глаза велики – чего нет, и то видит». Сказка учит нас тому, что, испугавшись, мы можем увидеть то, чего нет.
Воспитатель: Ой, ребята, Зайка говорит вам спасибо, что вы ему всё объяснили! И он теперь не чего не боится.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться в группу. А ты, Зайка, оставайся в своей сказке и больше ничего не бойся! Давайте встанем и повторим волшебные слова:
«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Понравилась ли вам наше путешествие по сказке? (да!).
Воспитатель: Как называется сказка? («У страха глаза велики»).
Воспитатель: Чему вас научила эта сказка? (если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-287706-1424976306.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/03/picture-714847-1654248395.jpg)
НОД Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», вторая младшая
По программе дошкольного учреждения проводится непосредственно образовательная деятельность с детьми 3-4 лет по чтению художественной литературы на тему : " Устраха глаза велики"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-525847-1415973621.jpg)
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746405-1454224302.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Образовательная область: речевое развитиеТема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели».Программное содержание:- напомнить детям известные им русские народные сказки;- познакомить детей с ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-774038-1459132109.jpg)
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки; различать короткие и длинные звуки....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846833-1478630282.jpg)
«Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой. Формировать представления об истории создания русских народных сказок.Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.Расш...