Перспективный план по развитию речи детей 5-6 лет по О.С.Ушаковой
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Календарно-тематический план по развитию речи детей 5-6 лет старшая группа по О.С.Ушаковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование | 78.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Речевое развитие»,
образовательная деятельность «Развитие речи»
группа общеразвивающей направленности для детей 5- 6лет
Задачи:
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой,
правильной, выразительной речи.
В специальных упражнениях, включенных в занятия, детям предлагают для дифференциации пары звуков с — з>с — ц>ш — ж, ч — щу с — ш, з — ж, ц — Чу л — р, т. е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твердых и мягких звуков — изолированных, в словах, во фразовой речи. Сначала детей учат вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называют слова, в которых звук с находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем такая же операция проделывается со звуком з (заяц, ваза). И только после этого дается предложение, в котором встречаются эти звуки, сначала звонкий — з, потом глухой — с (Зоя катается на санках).
Впоследствии можно подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный — звонкий, сажает — забывает).
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик зайчик, где гулял? (На полянке танцевал.) Где ты, белочка, скакала? (Я орешки собирала.) Эй, зверята, где вы были? (Мы грибы ежам носили)».
Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания, предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться
вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать следующим образом:
1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.
2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст.
3. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
4. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.
5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.
6. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.
Воспитание звуковой культуры речи:
Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
Словарная работа:
В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Формирование грамматического строя речи:
Большинство детей умеют решать проблемные речевые задачи. Продолжается обучение детей изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе в специальных играх и упражнениях; использование пространственных предлогов, употребление падежных форм. Продолжается обучение способам словообразования с помощью разных суффиксов. Развивается умение строить разные типы предложений — простые и сложные; разных типов предложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание.
Развитие связной речи:
В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
Комплексно-тематический план образовательной области «Речевое развитие»,
образовательная деятельность «Развитие речи».
группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
Месяц | не д е ля | Тема образовательной ситуации | Задачи педагогической деятельности | Содержание работы (виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) | Условия для индивидуальных потребностей детей | Литература |
СЕНТЯБРЬ Развитие речи Пед. диагностика | 1 | Неделя Безопасности Работа по закреплению пройденного материала «Определение предмета по его специфическим признакам.» | - связная речь: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; - словарь и грамматика: учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде; - звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков «р – рь», учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные «р – рь», произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом. | - Д/и «Чудесный мешочек». - Чистоговорка: «Ра-ра-ра – у мышонка есть нора. Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре. Ры-ры-ры – сильно жалят комары. Ри-ри-ри – на ветках снегири. Ар-ар-ар – кипит наш самовар. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь» - Скороговорка: «Три вороны на воротах». - Чтение сказки Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров». - Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ива». - Инсценировка сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мешочек с овощами и фруктами (морковь, огурец, яблоко, апельсин, редис, лимон); игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки «р – рь»: рыба, курица, карандаш, ведро и др. | Задания для высокого уровня: Д/и «Кто как кричит?». Задания для низкого уровня: Д/игра «Повтори за мной». | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет» стр. 83 |
Развитие речи Пед. диагностика | 2 | «Кладовая природы» Работа по закреплению пройденного материала «Описание внешнего вида детенышей животных». | - связная речь: продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков; - словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида; - звуковая культура речи: закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова. | - Д/и «Малыши». - Д/и «Что изменилось?» - Чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята». - Чтение потешки «Ласточка». - Словесная игра «Мыши». - Театр бибабо: сказка «Великан и мышь» (по А. Фронденбергу). Игрушки – медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок; счетная лесенка; картины «Заблудился», «Звуковые часы»; индивидуальные звуковые линейки; демонстрационная звуковая линейка, индивидуальные звуковые часы. | Задания для высокого уровня: Д/и. «Что изменилось» Задания для низкого уровня: Д/и «Заблудился» (произношение звуков А- АУ-У-У) | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет» стр. 85 . |
Развитие речи | 3 | «Родные люди» Пересказ сказки «Лиса и рак». | Цель: Связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами». Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой - маленький, сильный - слабый, быстро-медленно); Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат. | Картина «Лиса с лисятами», картинки с изображением лисы. Чтение сказки «Лиса и рак», беседа по сказке; Физкультминутка. | Задания для высокого уровня: Загадывание загадки; Задания для низкого уровня: Рассматривание картины «Лиса с лисятами», беседа по ней | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 24. |
Развитие речи | 4 | «Ходит осень по дорожке» Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
| Цель: Связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Задачи: Словарь и грамматика: учить отличать и называть различия и сходства между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно, образовывать клички животных; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (С) и (З); учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его. | Рассматривание картины и беседа по ней; Физкультминутка; Игра «Комары и осы»; Игра «Эхо»; Игра «Что такое звук, слово, предложение?»; Чтение стих-я И. Токмаковой «Плим». | Задания для высокого уровня: Придумывание рассказа по картине; Задания для низкого уровня: Игра «Что вы видите вокруг?» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 26 |
ОКТЯБРЬ Развитие речи | 1 | «Детский сад наш так хорош» Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки». | Цель: Связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Задачи: Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; Звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками (С) и (З) отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса. | Беседа на тему: «Опиши свою игрушку»; Игра «Назови ласково»; Физкульминутка; Разучивание чистоговорки; Разучивание скорговорки. | Задания для высокого уровня: Повторяет за воспитателем на одном выдохе громко и тихо. Задания для низкого уровня: Игра «Назови ласково» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 31. |
Развитие речи | 2 | «В мире животных» Составление рассказа по скороговорке. | Цель: Связная речь: формировать навыки связной речи. Задачи: Словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (С) и (Ц), учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе, с разной силой голоса. | Игра «Скажи какой?»; «Угадай звук»; Загадывание загадки; Проговаривание чистоговорки; Игра «Угадай на слух»; Разучивание скороговорки; Игра «Угадай на ощупь; Игра «Найди точное слово»; | Задания для высокого уровня: Речевой материал (чистоговорки): Ца-ца-ца — весь день метет метелица. Задания для низкого уровня: Звук Ц в слогах. Игра «Эхо» — повтори слоги. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 32. |
Развитие речи | 3 | «Неделя экологии» Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». | Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать текст. Задачи: Словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название сходное по звучанию с названием взрослых животных. | Чтение рассказа «Разве так играют?» Беседа по содержанию рассказа; Загадывание загадки; Игра «Один – много»; Игра на внимание «Кто пропал?»; Игра «Назови ласково». | Задания для высокого уровня: Беседа о своей любимой игрушки. Задания для низкого уровня: Отгадай загадку об игрушке. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 36. |
Развитие речи | 4 | «Птицы – наши друзья» Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играм в кубики. Строим дом». | Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета и название картины; Задачи: Словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ш) и (Ж), учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. | Рассматривание картины «Строим дом», беседа по картине; Игра «Эхо»; Игра «Найди точное слово; Игра «Назови одним словом»; Прослушивание стих-я Е. Серовой «Подскажи словечко». | Задания для высокого уровня: картинки с изображением животных (предметов), в названии которых есть звуки (Ш) и (Ж) Задания для низкого уровня: Повтори звук потише, погромче. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 39. |
НОЯБРЬ Развитие речи | 1 | Неделя «Осень, осень в гости просим» Составление рассказов на темы стихотворений. | Цель: Связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; Задачи: Словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненное предложение; Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками (Ш) и (Ж), четко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове | Чтение стих-я Т. Волжиной «Где чей дом?»; Хоровые или индивидуальные договаривания; Загадывание загадок, беседа по ним; Игра «Найди звук»; Игра «Кто у кого». | Задания для высокого уровня: Произнеси слово так, чтобы слышался звук [ Ж ] Задания для низкого уровня: Дети договаривают слово | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 42. |
Развитие речи | 2 | «Россия, Россия, края дорогие!» Составление рассказа на заданную тему. | Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Задачи: Словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; Звуковая культура речи: учить подбирать слова сходные по звучанию. Оборудование: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей); лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др.; скворечник. | Чтение стих-я И. Токмаковой «Где спит рыбка»; Беседа по содержанию; Игра «Кто, где спит?»; Физкультминутка; Игра «Домик». | Задания для высокого уровня: Отгадывание загадок. Задания для низкого уровня: Д\и «Чей домик» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 46. |
Развитие речи | 3 | «Азбука безопасности» Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». | Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Задачи: Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией. | Слушание рассказа Е. Чарушина «Лисята», беседа по содержанию; Загадывание загадок. | Задания для высокого уровня: Опиши лису (какая она, какие у неё повадки). Покажи пантомима лисы. Задания для низкого уровня: рассматривание иллюстраций с изображением животных и их детенышей. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 49. |
Развитие речи | 4 | «Семья вместе и душа на месте!» Составление рассказа по картине «Ежи». | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Задачи: Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ч*) и (щ*); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки (Ч*) и (щ*), выделять их в словах. | Загадывание загадки; Беседа по вопросам; Игра «Угадай предмет». | Задания для высокого уровня: Придумывание рассказа по картине Задания для низкого уровня: Какой звук в этом слове – [Ч ] или [Щ ]? | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 51. |
Развитие речи | 5 | «Мама-главный человек» Составление рассказа на тему «Домашнее животное» | Цель: Связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Задачи: Словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных; воспитывать умение задавать друг другу вопросы; Звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками (Ч*) и (щ*), находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. | Составление рассказа «Домашнее животное»; Игра «Картина – корзина»; Игра «Едем, летим, плывем»; Игра «Коза – стрекоза». | Задания для высокого уровня: Отгадывание признаков «Про кого я сейчас скажу?» -большая, лохматая, сторожевая, заботливая? (собака). -маленький, любопытный, смешной? (щенок). Задания для низкого уровня:
Игра «Кто с кем дружит?» Образец: «Собака дружит со щенком, потому что она его мама», и соединяет кружки между собой линиями с помощью фломастера (играют пока все кружки не будут соединены между собой). | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 53. |
ДЕКАБРЬ Развитие речи | 1 | Неделя «Без доброты и сострадания нет человека» Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Задачи: Словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умения классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница). | Чтение стих-я С. Капустикян «Маша обедает», беседа по содержанию; Рассматривание посуды, беседа по вопросам; Физкультминутка; Игра «Отвечай быстро». | Задания для высокого уровня: Д/и «Магазин посуды» (опиши, что за посуда, какая она, для чего нужна) Задания для низкого уровня: проговаривание стихотворения с помощью воспитателя. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 57. |
Развитие речи | 2 | Неделя «Я - ребенок, я человек, у меня есть права!» Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». | Цель: Связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных; обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов. | Чтение стих-я И. Сурикова «Зима»; Беседа по стих-ю; Игра «В снежки»; Игра «Чего не стало?»; Игра «лето – зима». | Задания для высокого уровня: Д/и «Я начну, а вы продолжите» Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр.175 Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 60. |
Развитие речи | 3 | «Зимние забавы» Составление рассказа по картине «Река замерзла». | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия; Задачи: Словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (с) и (ш), учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками (с) и (ш); закрепить умение делить слова на части – слоги. | Рассматривание картины, беседа по ней; Игра «В снежки»; Игра «Игла – пила». | Задания для высокого уровня: Карточки с изображением матрешки, петрушки, шара, чебурашки, зайца, волка, мишки, шишки, собаки). задание: Откройте глазки и выберите те игрушки, в названии которых есть звук - ш -. Если звук - ш - нет, измените слово так, чтобы там появился звук - ш -, например: заяц - зайчишка. Произнесите слово так, чтобы отчетливо слышался звук - ш Задания для низкого уровня: Поднимите правую руку вверх, если услышите звук - ш - в словах. Если звука - ш - нет, то руки прячем за спину. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 62. |
Развитие речи | 4 | «Зелена красавица, всем нам очень нравится» Составление рассказа на тему «Игры зимой». | Цель: Связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; Задачи: Словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением; Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками (с) и (ш), говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразу отдельные слова. | Составление рассказа «Игры зимой»; Физкультминутка; Игра «Чей нос?»; Игра «Хочу погладить». | Задания для высокого уровня: Назовите имя, в котором слышите звук [С] и [Ш] Задания для низкого уровня: Закончите шутки – чистоговорки: са-са-са… в лесу живёт лиса (на дворе роса); Ша-ша-ша…мы любим малыша (я сижу у шалаша). | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 65. |
ЯНВАРЬ Развитие речи | 1 | «Новогодняя карусель» Составление рассказа не тему скороговорок. | Цель: Связная речь: учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Задачи: Словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, протиположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного лица существительных; Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (з) и (ж); подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; произносить изолированные звуки (з) и (ж) протяжно, четко, с различной силой голоса. | Игра «Эхо»; Игра «Про ежей, про елки»; Игра «кто как двигается». | Задания для высокого уровня: Придумай короткий рассказ на тему скороговорки «Волк на лужайке – задрожали зайки» Задания для низкого уровня: 1. Выполнить задание и несколько раз повторить стихотворение. - Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «ж» 2. Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуком «Ж». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 68. |
Развитие речи | 2 | «Добрый свет Рождества» Пересказ сказки «Петух да собака». | Цель: Связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; Звуковая культура речи: подбирать слова сходные по звучанию в заданном ритме. | Загадывание загадок; Беседа по вопросам; Игра «Высокий – низкий»; Физкульминутка; | Задания для высокого уровня: Д/и «Назови слова, противоположные по смыслу» Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Чем отличаются похожие лица и предметы» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 71. |
Развитие речи | 3 | «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Составление рассказа по картине «Северные олени». | Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (ч*) и (ц); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. | Рассматривание картины, беседа по ней; Чтение рассказа «Олени»; Физкультминутка. | Задания для высокого уровня: Описать детьми картину без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Договаривай за мной». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 74. |
ФЕВРАЛЬ Развитие речи | 1 | Неделя «Зимующие птицы» Составление описательного рассказа на тему «Зима». | Цель: Связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные) Задачи: Словарь и грамматика: Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (Ц) и (Ч`), приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. | Рассматривание иллюстраций с изображением зимы; Беседа по вопросам; Физкультминутка; Игра «Живые слова». | Задания для высокого уровня: Придумывают рассказ о зиме. Задания для низкого уровня: Определи, какой звук чаще встречается в стихотворении? Проговаривают скороговорку (медленно, быстрее). | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 77. |
Развитие речи | 2 | «Первые шаги в мир хороших манер» Ознакомление с предложением. | Цель: Словарь и грамматика: дать представления о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать его»; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Задачи: Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. | Игра «Живые слова»; Физкультинутка; Игра «Угадай слово»; Чтение стих-я Е. Серовой «Поскажи словечко». | Задания для высокого уровня: Д/и «Добавь слово» Задания для низкого уровня: Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуком «ч». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 81. |
Развитие речи | 3 | "Чудеса, опыты, эксперименты" Пересказ сказки «Лиса и кувшин» | Цель: Связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Задачи: Словарь и грамматика: объяснить значение слова ЖИТЬ, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения к заданным словам, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре из отдельных слов составлять предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; Звуковая культура речи: учить произносить предложении с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). | Чтение сказки «Лиса и кувшин»; Беседа по сказке ; Физкультминутка; Игра «Угадай, какое слово заблудилось». | Задания для высокого уровня: Описать детьми картину без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Рассматривание иллюстрации к сказке «лиса и кувшин». Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 85. |
Развитие речи | 4 | «Служу Отечеству» Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» | Цель: Связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для определения цвета, величины. Задачи: Словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; Звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | Рассматривание картины, беседа по ней; Чтение рассказа «Лошадка», беседа по содержанию; Физкультминутка; Игра «Какое слово заблудилось?». | Задания для высокого уровня: Рассказ детьми самого интересного в группе без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 87. |
МАРТ Развитие речи | 1 | «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!» Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился». | Цель: Связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Задачи: Словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; Звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении. | Чтение сказки; Беседа по сказке; Физкультминутка; Игра «Замени слово». | Задания для высокого уровня: Придумывание концовки сказки детьми. Задания для низкого уровня: Д/и «Сколько слогов в слове?» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр.89. |
Развитие речи | 2 | «Неделя гражданской обороны в детском саду» Составление рассказа на заданную тему. | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ на тему предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Задачи: Словарь и грамматика: уточнить значение слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. | Создание проблемной ситуации; Беседа по вопросам; Игра «Путаница. | Задания для высокого уровня: Дети самостоятельно придумывают путаницы, нелепицы – то, чего на самом деле не бывает. Задания для низкого уровня: Дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 90. |
Развитие речи | 3 | Неделя «Без женщин жить нельзя на свете» Пересказ Л. Толстого «Пожарные собаки» | Цель: Связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях; Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). | Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», беседа по нему; Физкультминутка; Игра «Путаница». | Задания для высокого уровня: Дети заканчивают шутку – чистоговорку за воспитателем. Задания для низкого уровня: Рассматривание иллюстраций к рассказу «Пожарные собаки». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 94. . |
Развитие речи | 4 | «Весенняя капель» Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух – трех слов – самостоятельно; Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (с) (с*), (щ*) в словах, четко произносить слова с этими звуками. | Игра «Составь рассказ»; Физкультминутка; Игра «Живые слова». | Задания для высокого уровня: Выполнить задание и несколько раз повторить стихотворение. - Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. - Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу) - найдите слова, которые начинаются со звука «С» - в каких словах встретились оба звука? Задания для низкого уровня: Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «С» или «Щ». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 95. |
Развитие речи | 5 | "Книжкина неделя" Сочинение на тему «Приключения зайца». | Цель: Связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному ЗАЯЦ; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; Звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (с), (с*), (щ*), учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. | Загадывание загадки; Игра «Какой заяц?»; Физкультминутка; | Задания для высокого уровня: Краткий рассказ «Сказки про ЗАЙЦА». Задания для низкого уровня: Пересказ сказки по иллюстрациям. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 97. |
АПРЕЛЬ Развитие речи | 1 | «Жаворонки, жавороночки, Прилетите к нам, Принесите нам лето тёплое, Унесите от нас зиму холодную» Составление рассказа на предложенную тему. | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Задачи: Словарь и грамматика: учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (л), (л*), (р), (р*), изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | Загадывание загадок; Игра «Назови звук»; Физкульминутка; | Задания для высокого уровня: Дидактическая игра «Найди картинку». Перед детьми лежат карточки с картинками и круги. Дети должны среди картинок найти ту, в названии которой есть звук [л] или [ль] и закрыть эту картинку фишкой. Задания для низкого уровня: Игра «Найди лишнее» (на мольберте вывешены картинки. Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или оставить. Отвечают полным предложением). | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 99. |
Развитие речи | 2 | «Неделя здоровья» Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик». | Цель: Связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Задачи: Словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той, или иной профессии. | .Чтение рассказа «Послушный дождик», беседа по нему; Физкультминутка; Игра «Профессии». | Задания для высокого уровня: Д/и» «Что делает человек той или иной профессии» Задания для низкого уровня: Самостоятельное составление детьми рассказа. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 102. |
Развитие речи | 3 | «Космос – это мы» Составление рассказа по картине «Зайцы». | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак); Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. | Рассматривание картины «зайцы», беседа по ней; Чтение стих-я С. Маршака «Почта»; Физкультминутка; Рассматривание картины «На рыбалке»; Беседа по картине. | Задания для высокого уровня: Дети подбирают слова сходные по звучанию. Воспитатель начинает первую строчку, дети продолжают. Задания для низкого уровня: Отгадывание загадок. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 104. |
Развитие речи | 4 | «День Земли» Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Задачи: Словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задание на образование слов – названий профессий. | Составление рассказа на предложенную тему; Беседа по вопросам; Физкульминутка; | Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 106. |
МАЙ Развитие речи | 1 | «Звонкие весенние краски»
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». | Цель: Связная речь: учить связно, рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Задачи: Словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. | Чтение сказки В Сутеева Кораблик», беседа по сказке; Чтение Ю. Тувма «про пана Трулялинского; Игра «Доскажи рифму»; Выполнение заданий. | Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 108. |
Развитие речи | 2 | «Этих дней не смолкнет слава!» «Чтение стихотворения С Михалкова «Дядя Степа» | Задачи: Формировать умение понимать характер героев произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | Д/и «Скажи по другому» Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа». Беседа по стихотворению. Придумывание других приключений дяди Стёпы. | Задания для высокого уровня: Как вы понимаете выражение: «Как снег на голову» «Не по дням, а по часам» «Как с гуся вода» «Ахнуть не успел» «Летит как угорелый» Задания для низкого уровня: Назовите другие добрые дела дяди Стёпы. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 129. |
Развитие речи | 3 | «Моя семья» Заучивание наизусть стихотворение С.Есенина «Черёмуха» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; Развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь. | Беседа о пробуждении природы. Слушание пьесы П.И. Чайковского «Апрель» из альбома времена года. Чтение стихотворения С.Есенина «Черёмуха» Беседа по тексту стихотворения. | Задания для высокого уровня: Придумывание предложений о весеннем явлении природы. Задания для низкого уровня: Отгадывание загадок о деревьях. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 136 |
Развитие речи | 4 | Неделя «Первые шаги в науку» Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов. | Учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. | Беседа с детьми «Чем отличается сказка от рассказов и стихов?» Чтение сказки. Беседа по содержанию. Пересказ сказки детьми. Объяснение выражений: «Мастер на все руки», «Сгореть от стыда», «Засучив рукава», «Водой не разольёшь». | Задания для высокого уровня: Объяснение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется» «Сам себя губит, кто других не любит» Задания для низкого уровня: Д/и «Закончи предложение» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 132 |
Развитие речи Пед. диагностика | 5 | «Азбука безопасности: готовимся к лету» Литературная викторина «Наши любимые поэты». Стихотворения А.Барто, С.Михалкова. | Систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему. | Показ портрета А. Барто, С.Михалкова. Выставка книг. Дети рассказывают стихотворения. Беседа по содержанию. | Задания для высокого уровня: Чтение стихов. Задания для низкого уровня: Рассматривание книги А.Барто «На заставе» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 134 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»
План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....
Перспективный план по развитию речи детей 5-6 лет
Предлагаемая методическая разработка предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, учителей-логопедов, дефектологов, а также для родителей, интересующихся воп...
Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Неделя Тема Программное содержание ЛитератураСЕНТЯБРЬ1Тема: «Рассказывание из личного опыта: «Л...
Перспективный план по развитию речи детей в средней группе
Перспективный план по развитию речи детей в средней группе...
Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»
Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...
Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»
Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»...
Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»
Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возрастапосредством мнемотехники»...