Перспективный план по развитию речи детей 5-6 лет по О.С.Ушаковой
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Негодаева Елена Валерьевна

Календарно-тематический план по развитию речи детей 5-6 лет старшая группа по О.С.Ушаковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная  область «Речевое развитие»,

образовательная деятельность «Развитие речи»

группа общеразвивающей направленности для детей 5- 6лет

Задачи:

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой,

правильной, выразительной речи.

В специальных упражнениях, включенных в занятия, детям предлагают для дифференциации пары звуков с — з>с — ц>ш — ж, ч — щу с — ш, з — ж, ц — Чу л — р, т. е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твердых и мягких звуков — изолированных, в словах, во фразовой речи. Сначала детей учат вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называют слова, в которых звук с находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем такая же операция проделывается со звуком з (заяц, ваза). И только после этого дается предложение, в котором встречаются эти звуки, сначала звонкий — з, потом глухой — с (Зоя катается на санках).

Впоследствии можно подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный — звонкий, сажает — забывает).

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик зайчик, где гулял? (На полянке танцевал.) Где ты, белочка, скакала? (Я орешки собирала.) Эй, зверята, где вы были? (Мы грибы ежам носили)».

Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания, предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться

вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать следующим образом:

1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.

2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст.

3. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

4. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.

5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.

6. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

Воспитание звуковой культуры речи:

Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

Словарная работа:

В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Формирование грамматического строя речи:

Большинство детей умеют решать проблемные речевые задачи. Продолжается обучение детей изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе в специальных играх и упражнениях; использование пространственных предлогов, употребление падежных форм. Продолжается обучение способам словообразования с помощью разных суффиксов. Развивается умение строить разные типы предложений — простые и сложные; разных типов предложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание.

Развитие связной речи:

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

Комплексно-тематический план образовательной области «Речевое развитие»,

образовательная деятельность «Развитие речи».

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет  

Месяц

не

д

е

ля

Тема

образовательной

ситуации

Задачи

педагогической

деятельности

Содержание работы

(виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей)

Условия для

индивидуальных

потребностей  детей

Литература

СЕНТЯБРЬ

Развитие речи

Пед. диагностика

1

Неделя Безопасности

Работа по закреплению пройденного материала

«Определение предмета по его специфическим признакам.»


- связная речь: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах;

словарь и грамматика:

учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде;

звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков «р – рь», учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные «р – рь», произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом.

- Д/и «Чудесный мешочек».

- Чистоговорка:

«Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.

Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.

Ры-ры-ры – сильно жалят комары.

Ри-ри-ри – на ветках снегири.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь»

- Скороговорка: «Три вороны на воротах».

- Чтение сказки Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров».

- Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ива».

- Инсценировка сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Мешочек с овощами и фруктами (морковь, огурец, яблоко, апельсин, редис, лимон); игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки «р – рь»: рыба, курица, карандаш, ведро и др.

Задания для высокого уровня:

 Д/и «Кто как кричит?».

Задания для  низкого

 уровня:

Д/игра «Повтори за мной».

Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет»

стр. 83

Развитие речи

Пед. диагностика

2

«Кладовая природы»

Работа по закреплению пройденного материала

«Описание внешнего вида детенышей животных».

- связная речь: продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков;

словарь и грамматика:

учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида;

звуковая культура речи: закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова.

- Д/и «Малыши».

- Д/и «Что изменилось?»

- Чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята».

- Чтение потешки «Ласточка».

- Словесная игра «Мыши».

- Театр бибабо: сказка «Великан и мышь» (по А. Фронденбергу).

Игрушки – медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок; счетная лесенка; картины «Заблудился», «Звуковые часы»; индивидуальные звуковые линейки; демонстрационная звуковая линейка, индивидуальные звуковые часы.

Задания для высокого уровня:

Д/и. «Что изменилось»

Задания для  низкого

 уровня:

Д/и «Заблудился»

(произношение звуков

А- АУ-У-У)

Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет»

стр. 85

.

Развитие речи

3

«Родные люди»

Пересказ сказки «Лиса и рак».

Цель: Связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой - маленький, сильный - слабый, быстро-медленно);

Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат.

Картина «Лиса с лисятами», картинки с изображением лисы.

  Чтение сказки «Лиса и рак»,

беседа по сказке;

Физкультминутка.

Задания для высокого уровня:

Загадывание загадки;

Задания для  низкого

 уровня:

Рассматривание картины «Лиса с лисятами», беседа по ней

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 24.

Развитие речи

4

«Ходит осень по дорожке»

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

 

Цель: Связная речь:  учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.

Задачи: Словарь и грамматика: учить отличать и называть различия и сходства между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно, образовывать клички животных; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (С) и (З); учить  дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его.

Рассматривание картины и беседа по ней;

 Физкультминутка;

 Игра «Комары и осы»;

 Игра «Эхо»;

Игра «Что такое звук, слово, предложение?»;   Чтение стих-я И. Токмаковой «Плим».

 Задания для высокого уровня:

Придумывание рассказа по картине;  

 Задания для  низкого

 уровня:

Игра «Что вы видите вокруг?»

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 26

ОКТЯБРЬ

Развитие речи

1

«Детский сад наш так хорош»

Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».

Цель: Связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома.

Задачи: Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями;

Звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками (С) и (З) отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова  с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса.

 Беседа на тему: «Опиши свою игрушку»; Игра «Назови ласково»;

 Физкульминутка;

 Разучивание чистоговорки;

Разучивание скорговорки.

Задания для высокого уровня:

Повторяет за воспитателем на одном выдохе громко и тихо.

Задания для  низкого

 уровня:

Игра «Назови ласково»

Литература:  О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 31.

Развитие речи

2

«В мире животных»

Составление рассказа по скороговорке.

Цель: Связная речь: формировать навыки связной речи.

Задачи: Словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (С) и (Ц), учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе, с разной силой голоса.

Игра «Скажи какой?»;

  «Угадай звук»;

Загадывание загадки;

Проговаривание чистоговорки;

Игра «Угадай на слух»;

 Разучивание скороговорки;

 Игра «Угадай на ощупь;

Игра «Найди точное слово»;

Задания для высокого уровня:

Речевой материал (чистоговорки):

Ца-ца-ца — весь день метет метелица.
Ца-ца-ца — я целую зайца.
Цо-цо-цо — надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо — вытираю я лицо.
Цы-цы-цы — к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы — в банке огурцы.
Ца-ца-ца — центральная улица.
Цо-цо-цо — у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца — наша Катя умница.
Цо-цо-цо — есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца — на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо — покажи свое лицо.
Цо-цо-цо — на руке моей кольцо.

Задания для  низкого

 уровня:

Звук Ц в слогах.

 Игра «Эхо» — повтори слоги.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 32.

Развитие речи

3

«Неделя экологии»

Пересказ рассказа Н. Калининой

«Разве так играют?».

Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать текст.

Задачи: Словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Чтение рассказа «Разве так играют?»

Беседа по содержанию рассказа;

Загадывание загадки;

 Игра «Один – много»;

Игра на внимание «Кто пропал?»;

 Игра «Назови ласково».

Задания для высокого уровня:

Беседа о своей любимой игрушки.

Задания для  низкого

 уровня:

Отгадай загадку об игрушке.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 36.

Развитие речи

4

«Птицы – наши друзья»

Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играм в кубики. Строим дом».

Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета и название картины;

Задачи: Словарь и грамматика: воспитывать  умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ш) и (Ж), учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

 Рассматривание картины «Строим дом», беседа по картине;

 Игра «Эхо»;

Игра «Найди точное слово;

 Игра «Назови одним словом»;

 Прослушивание стих-я Е. Серовой «Подскажи словечко».

Задания для высокого уровня:

картинки с изображением животных (предметов), в названии которых есть звуки (Ш) и (Ж)

Задания для  низкого

 уровня:

Повтори звук потише, погромче.

Литература: 

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет»,

стр. 39.

НОЯБРЬ

Развитие речи

1

Неделя

«Осень, осень в гости просим»

Составление рассказов на темы стихотворений.

Цель: Связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;

Задачи: Словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненное предложение; 

Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками (Ш) и (Ж), четко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове

Чтение стих-я Т. Волжиной «Где чей дом?»;

 Хоровые или индивидуальные договаривания;

Загадывание загадок, беседа по ним;

 Игра «Найди звук»;

 Игра «Кто у кого».

Задания для высокого уровня:

Произнеси слово так, чтобы слышался звук [ Ж ]

        Задания для  низкого

 уровня:

Дети договаривают слово

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 42.

Развитие речи

2

«Россия, Россия, края дорогие!»

Составление рассказа на заданную тему.

Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему.

Задачи: Словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

Звуковая культура речи: учить подбирать слова сходные по звучанию.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей); лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др.; скворечник.

 Чтение стих-я И. Токмаковой «Где спит рыбка»;

 Беседа по содержанию;

 Игра «Кто, где спит?»;

 Физкультминутка;

 Игра «Домик».

Задания для высокого уровня:

Отгадывание загадок.

Задания для  низкого

 уровня:

Д\и «Чей домик»

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 46.

Развитие речи

3

«Азбука безопасности»

Пересказ рассказа  Е. Чарушина «Лисята».

Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.

Задачи: Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

Слушание рассказа Е. Чарушина «Лисята», беседа по содержанию;

 Загадывание загадок.

Задания для высокого уровня:

Опиши лису (какая она, какие у неё повадки). Покажи пантомима лисы.

Задания для  низкого

 уровня:

рассматривание иллюстраций с изображением животных и их детенышей.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 49.

Развитие речи

4

«Семья вместе и душа на месте!»

Составление  рассказа по картине «Ежи».

Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).

Задачи: Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; 

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ч*) и (щ*); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить  звуки (Ч*) и (щ*), выделять их в словах.

 Загадывание загадки;

 Беседа по вопросам;

 Игра «Угадай предмет».

Задания для высокого уровня:

Придумывание рассказа по картине

Задания для  низкого

 уровня:

Какой звук в этом слове –

[Ч ] или [Щ ]?

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 51.

Развитие речи

5

«Мама-главный человек»

Составление рассказа на тему «Домашнее животное»

Цель: Связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Задачи: Словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных; воспитывать умение задавать друг другу  вопросы;

Звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками (Ч*) и (щ*), находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

 Составление рассказа «Домашнее животное»;  Игра «Картина – корзина»;

Игра «Едем, летим, плывем»;

 Игра «Коза – стрекоза».

Задания для высокого уровня:

Отгадывание  признаков

«Про кого я сейчас скажу?»

-большая, лохматая, сторожевая, заботливая?   (собака).

-маленький, любопытный, смешной?  (щенок).

Задания для  низкого

 уровня:

 

Игра «Кто с кем дружит?»

Образец:  «Собака дружит со щенком, потому что она его мама», и соединяет кружки между собой линиями с помощью фломастера (играют пока все кружки не будут соединены между собой).

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 53.

ДЕКАБРЬ

Развитие речи

1

Неделя

«Без доброты и сострадания нет человека»

Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.

Задачи: Словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умения классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница).

Чтение стих-я С.  Капустикян  «Маша обедает», беседа по содержанию; Рассматривание посуды, беседа по вопросам;  Физкультминутка;

 Игра «Отвечай быстро».

Задания для высокого уровня:

Д/и «Магазин посуды» (опиши, что за посуда, какая она, для чего нужна)

Задания для  низкого

 уровня:

проговаривание стихотворения с помощью воспитателя.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 57.

Развитие речи

2

Неделя

«Я - ребенок, я человек, у меня есть права!»

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Цель: Связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно,   выразительно, без помощи вопросов воспитателя.

Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных; обратить внимание на формы изменения глагола хотеть.

Звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов.

 Чтение стих-я И. Сурикова «Зима»;

 Беседа по стих-ю;

 Игра «В снежки»;

 Игра «Чего не стало?»;

 Игра «лето – зима».

Задания для высокого уровня:

Д/и «Я начну, а вы продолжите» Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр.175

Задания для  низкого

 уровня:

Дидактическая игра. «Подбери слово».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 60.

Развитие речи

3

«Зимние забавы»

Составление рассказа по картине «Река замерзла».

Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия;

Задачи: Словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным;

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (с) и (ш), учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками (с) и (ш); закрепить умение делить слова на части – слоги.

Рассматривание картины, беседа по ней;

 Игра «В снежки»;

 Игра «Игла – пила».

Задания для высокого уровня:

Карточки с изображением матрешки, петрушки, шара, чебурашки, зайца, волка, мишки, шишки, собаки).

  задание: Откройте глазки и выберите те игрушки, в названии которых есть звук - ш -. Если звук - ш - нет, измените слово так, чтобы там появился звук - ш -, например: заяц - зайчишка.

Произнесите слово так, чтобы отчетливо слышался звук - ш

Задания для  низкого

 уровня:

Поднимите правую руку вверх, если услышите звук - ш - в словах. Если звука - ш - нет, то руки прячем за спину.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр.  62.

Развитие речи

4

«Зелена красавица, всем нам очень нравится»

Составление рассказа на тему «Игры зимой».

Цель: Связная речь:  учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;

Задачи: Словарь и грамматика:  учить употреблять предлоги с пространственным значением;

Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками (с) и (ш), говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразу отдельные слова.

 Составление рассказа «Игры зимой»;  Физкультминутка;

Игра «Чей нос?»;

 Игра «Хочу погладить».

Задания для высокого уровня:

Назовите имя, в котором слышите звук [С]  и [Ш]

Задания для  низкого

 уровня:

Закончите шутки – чистоговорки:

са-са-са… в лесу живёт лиса (на дворе роса);

Ша-ша-ша…мы любим малыша (я сижу у шалаша).

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 65.

ЯНВАРЬ

Развитие речи

1

«Новогодняя карусель»

Составление рассказа  не тему скороговорок.

Цель: Связная речь: учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.

Задачи: Словарь и грамматика:  закрепить представления о многозначности слова и словах, протиположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного лица существительных;

Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (з) и (ж); подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; произносить изолированные звуки (з) и (ж) протяжно, четко, с различной силой голоса.

Игра «Эхо»;

 Игра «Про ежей, про елки»;

 Игра «кто как двигается».

Задания для высокого уровня:

Придумай короткий рассказ на тему скороговорки «Волк на лужайке – задрожали зайки»

Задания для  низкого

 уровня:

1. Выполнить задание и несколько раз повторить стихотворение.

- Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «ж»

2. Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуком «Ж».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 68.

Развитие речи

2

«Добрый свет Рождества»

Пересказ сказки «Петух да собака».

Цель: Связная речь:  учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.

Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при  согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;

Звуковая культура речи: подбирать слова сходные по звучанию в заданном ритме.

Загадывание загадок;

 Беседа по вопросам;

 Игра «Высокий – низкий»;

 Физкульминутка;  

Задания для высокого уровня:

Д/и «Назови слова, противоположные по смыслу»

Задания для  низкого

 уровня:

Дидактическая игра. «Чем отличаются похожие лица и предметы»

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 71.

Развитие речи

3

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Составление рассказа по картине «Северные олени».

Цель: Связная речь:  учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.

Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (ч*) и (ц); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками.

 Рассматривание картины, беседа по ней; Чтение рассказа «Олени»;

Физкультминутка.

Задания для высокого уровня:

Описать детьми картину без помощи вопросов воспитателя.

Задания для  низкого

 уровня:

Дидактическая игра. «Договаривай за мной».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 74.

ФЕВРАЛЬ

Развитие речи

1

Неделя

«Зимующие птицы»

Составление   описательного рассказа на тему «Зима».

Цель: Связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные)

Задачи: Словарь и грамматика: Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические  навыки, используя ситуацию «письменной речи»

Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (Ц) и (Ч`), приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

Рассматривание иллюстраций с изображением зимы;

 Беседа по вопросам;

 Физкультминутка;

 Игра «Живые слова».

Задания для высокого уровня:

Придумывают рассказ о зиме.

Задания для  низкого

 уровня:

Определи, какой звук чаще встречается в стихотворении?

Проговаривают скороговорку (медленно, быстрее).

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 77.

Развитие речи

2

«Первые шаги в мир хороших манер»

Ознакомление с предложением.

Цель: Словарь и грамматика:  дать представления о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать его»; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.

Задачи: Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

Игра «Живые слова»;

 Физкультинутка;

 Игра «Угадай слово»;

 Чтение стих-я Е. Серовой «Поскажи словечко».

  Задания для высокого уровня:

 Д/и «Добавь слово»

  Задания для  низкого

 уровня:

 Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуком «ч».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 81.

Развитие речи

3

"Чудеса, опыты, эксперименты"

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Цель: Связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.

Задачи: Словарь и грамматика: объяснить значение слова ЖИТЬ, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения к заданным словам, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре из отдельных слов составлять предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;

Звуковая культура речи: учить произносить предложении с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

Чтение сказки «Лиса и кувшин»;

Беседа по сказке ;

 Физкультминутка;

Игра «Угадай, какое слово заблудилось».

Задания для высокого уровня:

Описать детьми картину без помощи вопросов воспитателя.

Задания для  низкого

 уровня:

Рассматривание иллюстрации к сказке «лиса и кувшин».

Дидактическая игра. «Подбери слово».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 85.

Развитие речи

4

«Служу Отечеству»

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»

Цель: Связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для определения цвета, величины.

Задачи: Словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении;

Звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

Рассматривание картины, беседа по ней;  Чтение рассказа «Лошадка», беседа по содержанию;

 Физкультминутка;

 Игра «Какое слово заблудилось?».

Задания для высокого уровня:

Рассказ детьми самого интересного в группе без помощи вопросов воспитателя.

Задания для  низкого

 уровня:

Дидактическая игра. «Подбери слово».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 87.

МАРТ

Развитие речи

1

«Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!»

Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».

Цель: Связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем.

Задачи: Словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов;

Звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении.

Чтение сказки;

Беседа по сказке;

Физкультминутка;

 Игра «Замени  слово».

  Задания для высокого уровня:

Придумывание концовки сказки детьми.

Задания для  низкого

 уровня:

Д/и «Сколько слогов в слове?»

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр.89.

Развитие речи

2

«Неделя гражданской обороны в детском саду»

Составление рассказа на заданную тему.

Цель: Связная речь: учить составлять рассказ на тему предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и  аргументировать свои суждения.

Задачи: Словарь и грамматика:  уточнить значение слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.

Создание проблемной ситуации;

Беседа по вопросам;

 Игра «Путаница.

Задания для высокого уровня:

Дети самостоятельно придумывают путаницы, нелепицы – то, чего на самом деле не бывает.

Задания для  низкого

 уровня:

Дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 90.

Развитие речи

3

Неделя

«Без женщин жить нельзя на свете»

Пересказ  Л. Толстого «Пожарные собаки»

Цель: Связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов.

Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях;

Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок).

Чтение рассказа Л. Толстого

«Пожарные собаки»,

беседа по нему;

Физкультминутка;

  Игра «Путаница».

Задания для высокого уровня:

Дети заканчивают шутку – чистоговорку за воспитателем.

Задания для  низкого

 уровня:

Рассматривание иллюстраций к рассказу «Пожарные собаки».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 94.

.

Развитие речи

4

«Весенняя капель»

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог.

Задачи: Словарь и грамматика:  учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух – трех слов – самостоятельно;

Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (с) (с*), (щ*) в словах, четко произносить слова с этими звуками.

Игра «Составь рассказ»;

 Физкультминутка;

 Игра «Живые слова».

Задания для высокого уровня:

Выполнить задание и несколько раз повторить стихотворение.

- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

- Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)

- найдите слова, которые начинаются со звука «С»

- в каких словах встретились оба звука?

Задания для  низкого

 уровня:

 Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «С» или «Щ».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 95.

Развитие речи

5

"Книжкина неделя"

Сочинение на тему «Приключения зайца».

Цель: Связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному ЗАЯЦ; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

Звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (с), (с*), (щ*), учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.

 Загадывание загадки;

Игра «Какой заяц?»;

Физкультминутка;

Задания для высокого уровня:

Краткий рассказ «Сказки про ЗАЙЦА».

Задания для  низкого

 уровня:

Пересказ сказки по иллюстрациям.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 97.

АПРЕЛЬ

Развитие речи

1

«Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную»

Составление рассказа на предложенную тему.

Цель: Связная речь:  учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.

Задачи: Словарь и грамматика:  учить самостоятельно, соотносить названия объектов  с их изображениями на картинках;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (л), (л*), (р), (р*), изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

Загадывание загадок;

 Игра «Назови звук»;

 Физкульминутка;

Задания для высокого уровня:

Дидактическая игра

  «Найди картинку». Перед детьми лежат карточки с картинками и круги. Дети должны среди картинок найти ту, в названии которой есть звук [л] или [ль] и закрыть эту картинку фишкой.

Задания для  низкого

 уровня:

Игра    «Найди лишнее»

(на мольберте вывешены картинки. Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или оставить. Отвечают полным предложением).

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 99.

Развитие речи

2

«Неделя здоровья»

Пересказ рассказа  

Я. Тайца «Послушный дождик».

Цель: Связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает).

Задачи: Словарь и грамматика:  подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той, или иной профессии.

.Чтение рассказа «Послушный дождик», беседа по нему;

Физкультминутка;

Игра «Профессии».

Задания для высокого уровня:

Д/и» «Что делает человек той или иной профессии»

Задания для  низкого

 уровня:

Самостоятельное составление детьми рассказа.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 102.

Развитие речи

3

«Космос – это мы»

Составление рассказа по картине «Зайцы».

Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.

Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак);

Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.

 Рассматривание картины «зайцы»,

беседа по ней;

 Чтение стих-я С. Маршака «Почта»;  Физкультминутка;

 Рассматривание картины «На рыбалке»; Беседа по картине.

Задания для высокого уровня:

Дети подбирают слова сходные по звучанию. Воспитатель начинает первую строчку, дети продолжают.

Задания для  низкого

 уровня:

Отгадывание загадок.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 104.

Развитие речи

4

«День Земли»

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»

Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя.

Задачи: Словарь и грамматика:  учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задание на образование слов – названий профессий.

Составление рассказа на предложенную тему;  Беседа по вопросам;

Физкульминутка;

Задания для высокого уровня:

Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя.

Задания для  низкого

 уровня:

Дидактическая игра. «Подбери слово».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 106.

МАЙ

Развитие речи

1

«Звонкие весенние краски»

 

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

Цель: Связная речь: учить связно, рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки.

Задачи: Словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

Чтение  сказки В Сутеева Кораблик»,

беседа по сказке;

 Чтение Ю. Тувма «про пана Трулялинского; Игра «Доскажи рифму»;

 Выполнение заданий.

Задания для высокого уровня:

Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя.

Задания для  низкого

 уровня:

Дидактическая игра. «Подбери слово».

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 108.

Развитие речи

2

«Этих дней не смолкнет слава!»

«Чтение стихотворения С Михалкова «Дядя Степа»

Задачи: Формировать умение  понимать характер героев произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

Д/и «Скажи по другому»

Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Беседа по стихотворению.

Придумывание других приключений дяди Стёпы.

Задания для высокого уровня:

Как вы понимаете выражение:

«Как снег на голову»

«Не по дням, а по часам»

«Как с гуся вода»

«Ахнуть не успел»

«Летит как угорелый»

Задания для  низкого

 уровня:

Назовите другие добрые дела дяди Стёпы.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 129.

Развитие речи

3

«Моя семья»

Заучивание наизусть стихотворение С.Есенина «Черёмуха»

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы;

Развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь.

Беседа о пробуждении природы.

Слушание пьесы П.И. Чайковского «Апрель» из альбома времена года.

Чтение стихотворения С.Есенина «Черёмуха»

Беседа по тексту стихотворения.

Задания для высокого уровня:

Придумывание предложений о весеннем явлении природы.

Задания для  низкого

 уровня:

Отгадывание загадок о деревьях.

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 136

Развитие речи

4

Неделя

«Первые шаги в науку»

Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов.

Учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.

Беседа с детьми «Чем отличается сказка от рассказов и стихов?»

Чтение сказки.

Беседа по содержанию.

Пересказ сказки детьми.

Объяснение выражений:

«Мастер на все руки»,

«Сгореть от стыда»,

«Засучив рукава»,

«Водой не разольёшь».

Задания для высокого уровня:

Объяснение пословиц:

«Как аукнется, так и откликнется»

«Сам себя губит, кто других не любит»

Задания для  низкого

 уровня:

Д/и «Закончи предложение»

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 132

Развитие речи

Пед.

диагностика

5

«Азбука безопасности: готовимся к лету»

Литературная викторина «Наши любимые поэты».

Стихотворения А.Барто, С.Михалкова.

Систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему.

Показ портрета А. Барто, С.Михалкова.

Выставка книг.

Дети рассказывают стихотворения.

Беседа по содержанию.

Задания для высокого уровня:

Чтение стихов.

Задания для  низкого

 уровня:

Рассматривание книги А.Барто «На заставе»

Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 134


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....

Перспективный план по развитию речи детей 5-6 лет

Предлагаемая методическая разработка  предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, учителей-логопедов, дефектологов, а также для родителей, интересующихся воп...

Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.  Неделя Тема Программное содержание ЛитератураСЕНТЯБРЬ1Тема: «Рассказывание из личного опыта: «Л...

Перспективный план по развитию речи детей в средней группе

Перспективный план по развитию речи детей в средней группе...

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...

Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»

Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»...

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возрастапосредством мнемотехники»...