Конспект ООД развитие речи в средней группе " Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи вредней группе
Дата проведения: 14.03.2022
Тема: Перелётные птицы
Цель: Способствовать формированию представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.
Задачи:
1. Расширить знания детей о перелетных птицах
2. Закрепить навыки образования множественного числа и образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Развивать умение слушать и понимать заданный вопрос и отвечать на него
ХОД НОД:
Дети сидят на ковре.
Воспитатель: Ребята, я вчера прочитала одну очень интересную сказку. А вы любите сказки?
Дети: Да.
В.: Хотите я вам её прочитаю?
Д.: Да.
В.: Она называется «Возвращение на родину». Вы знаете, что такое родина?
Д.: Родина – это наш дом.
В.: Правильно, это место, где мы родились, где мы выросли, где живут наши близкие люди, друзья. Где нам хорошо и куда всегда хочется возвращаться, где бы ты ни был. Так вот, сейчас мы узнаем, кто в этой сказке вернулся на родину.
(воспитатель читает детям сказку «Возвращение на родину» автор Ирис Ревю, дети слушают, по ходу чтения воспитатель вывешивает на доску изображения кормушки и птиц)
Сказка «Возвращение на родину»
Автор сказки: Ирис Ревю
(Обсуждение сказки с детьми)
В.: Ребята, о ком эта сказка?
Д.: О птицах.
В.: О каких птицах здесь говорится?
Д.: О воробье, синице и трясогузке.
В.: Все верно, молодцы! А кто из этих птиц вернулся на родину?
Д.: Трясогузка.
В.: Молодцы, вы очень внимательные. А кто запомнил, где она была, куда летала?
Д.: В теплые края.
В.: Если птичка улетает на юг, значит она …
Д.: Перелётная.
В.: Верно. А почему воробей и синица никогда не были в тёплых краях?
Д.: Потому что они – зимующие птицы.
В.: Правильно, ребята. А каких еще перелётных птиц вы знаете? Кто еще вместе с трясогузкой возвращается весной на родину, знаете?
Д.: Да. Ласточка, грач, кукушка, скворец, соловей, лебедь, журавль, утка.
(Когда дети называют птицу, воспитатель вывешивает иллюстрацию каждой птицы на доску)
В.: Какие вы молодцы, сколько птиц назвали. Это все перелётные птицы. Давайте еще раз на них посмотрим и повторим их названия.
(Воспитатель показывает на каждую птицу и говорит ее название, дети повторяют)
В.: Ребята, давайте вспомним, чем занимаются птицы весной на родине. Что рассказывала трясогузка синице и воробью, помните?
(Воспитатель показывает серию сюжетных картинок «Жизнь птиц весной», по которым дети должны составить рассказ о том, что птицы делают весной:
1 картинка - птица вьёт гнездо.
2 картинка - птица около гнезда с яйцами.
3 картинка – птица около гнезда с птенцами.)
Д.: Весной птица сначала вьёт гнездо из маленьких веточек, потом птичка откладывает яйца и ждёт появления потомства, с нетерпением ждёт, когда на свет появятся её птенцы, потом мама-птица заботится о своих птенцах, кормит их и ухаживает за ними до тех пор, пока они не станут самостоятельными.
В.: Правильно ребята.
(Дальше воспитатель проводит дидактическую игру «Закончи предложение», в которой дети тренируются в употреблении множественного числа)
На дворе дерево, а в лесу … (деревья)
Одна птица вьёт гнездо, а птицы … (вьют гнёзда)
В гнезде птенец, а в гнёздах … (птенцы)
Игра «Чьё гнездо?»
(На столах лежат карточки. Дети с помощью стрелок должны показать какая птица и где стоит гнезда.)
ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.
ЛАСТОЧКА строит гнездо под крышей дома.
ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.
ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо около воды, в траве.
СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.
У КУКУШКИ нет гнезда. (Воспитатель напоминает детям, что кукушка откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.)
-Весной у всех птиц появляются птенцы. Птицы заботятся о своих малышах.
-Как они это делают? (Выкармливают, учат летать, охраняют от врагов).
Игровое упражнение «У кого кто?»
- У грача – грачонок - грачата.
- У утки – утёнок – утята.
- У лебедя – лебедёнок – лебедята.
- У соловья – соловьёнок – соловьята.
- У журавля – журавленок – журавлята.
- У кукушки – кукушонок – кукушата.
- У аиста – аистёнок – аистята.
- У скворца – скворчонок - скворчата.
-Можно ли разорять гнезда? Почему?
(Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим чудесного пения птиц).
Устали, давайте немножко отдохнём.
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели («улетают», садятся).
Игра: «Будь внимателен»
(Я сейчас буду перечислять название птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами)
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли и ужи, чайки и моржи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, палки, стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Упражнение «Скажи одним словом».
-Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? (длинноногий).
У аиста длинный клюв, он (длинноклювый).
У ласточки длинный хвост, она (длиннохвостая).
Ласточка любит тепло, она (теплолюбивая).
У ласточки острые крылья, она (острокрылая).
Сова спит днём, а охотится… (ночью).
Утка серая, а лебедь… (белый)
У синицы хвост короткий, а у ласточки. (длинный).
В.: Ребята, к нам сегодня прилетел один птенчик с вами поиграть (воспитатель достаёт игрушку птенчика). Он тоже любит играть, как и все дети.
(Воспитатель проводит речевое упражнение «Назови ласково»)
Птенчик: Здравствуйте, ребята. Я хочу кое – что проверить, поможете мне?
Д.: Да.
Птенчик: Взрослые птицы говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья, а сейчас у меня маленькие - … (крылышки)
Когда я вырасту, у меня будет клюв, а сейчас у меня маленький - … (клювик)
Когда я стану взрослым, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие - … (глазки). У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие - … (перышки)
Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня - … (головушка, головка)
Когда я стану большим, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький - … (хвостик)
Ребята, это правда?
Д.: Да.
Птенчик: Я очень хочу поскорее вырасти. Спасибо вам, а сейчас мне пора, а то мама с папой будут волноваться. До свидания, дети!
Д.: До свидания, птенчик.
В.: До свидания, птенчик. Прилетай к нам еще, когда вырастишь.
Итог: О ком мы сегодня разговаривали? Что делали? Какую сказку читали? Кто к нам в гости прилетал? Что интересного и нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"
Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Перелетные птицы»
Конспект интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в старшей группе в соответствии с ФГОС на тему: “Перелетная птица – лебедь&rdquo...
Конспект интегрированной ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в средней группе «Перелетные птицы»
Конспект интегрированной ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в средней группе «Перелетные птицы»Цели:1. Уточнить, расширить представления детей о характерных признаках...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы весной"
Конспект НОД по речевому развитию "Перелетные птицы весной" в подготовительной группе....
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"...
План-конспект занятия по развитию речи в средней группе "Перелетные птицы"
Цель: Способствовать формированию представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.Задачи:Расширить знания детей о перелетных птицахЗакрепить навыки образования множественного чис...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»
Программное содержание:- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;- изучить новые по...