Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Программное содержание:

- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;

- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;

- изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином);

- закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.);

- развивать активный и пассивный словарь детей;

- совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы;

- воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.

Ход занятия:

1. Вводная часть                                                 

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

– Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?

2. Основная часть

– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки).

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Отгадайте загадку.

Какая весенняя птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный ... (Грач)

Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.

– А вот еще загадка.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.

– Хочу загадать еще одну загадку.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый ... (Скворец)

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Игра «У кого какое тело?».

– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка «Скворечник»

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат.

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

– Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет.

5. Всякая птичка сети боится.

– Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.)

Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые».

– Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.

В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания.

Пересказ текста, игра «Верно, неверно»:

Воробей на часах

Автор: Толстой Лев Николаевич

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.

Вопросы для игры:

1. Молодые воробушки прыгали на дереве? (-)

2. Старый воробей сидел на ветке дерева? (+)

3. Ястреб заметил часового? (+)

4. Это было раннем утром? (-)

5. Ястреб разозлился? (+)

3. Итог занятия

– Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.

– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)

Муса Джангазиев «Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы весной"

Конспект НОД по речевому развитию "Перелетные птицы весной" в подготовительной группе....

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"...

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе "Перелетные птицы"

Цель: Способствовать формированию представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.Задачи:Расширить знания детей о перелетных птицахЗакрепить навыки образования множественного чис...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Программное содержание:- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;- изучить новые по...