Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Программное содержание:
- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;
- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;
- изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином);
- закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.);
- развивать активный и пассивный словарь детей;
- совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы;
- воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
– Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?
2. Основная часть
– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки).
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Отгадайте загадку.
Какая весенняя птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный ... (Грач)
Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.
– А вот еще загадка.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.
– Хочу загадать еще одну загадку.
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый ... (Скворец)
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Игра «У кого какое тело?».
– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
– Молодцы, ребята, правильно.
Физкультминутка «Скворечник»
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат.
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Работа с пословицами.
– Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.
1. Всякая птичка свои песенки поет.
2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.
3. Невелика птичка, да коготок остер.
4. Всякая птица тепло ищет.
5. Всякая птичка сети боится.
– Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.)
Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые».
– Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.
В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания.
Пересказ текста, игра «Верно, неверно»:
Воробей на часах
Автор: Толстой Лев Николаевич
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
Вопросы для игры:
1. Молодые воробушки прыгали на дереве? (-)
2. Старый воробей сидел на ветке дерева? (+)
3. Ястреб заметил часового? (+)
4. Это было раннем утром? (-)
5. Ястреб разозлился? (+)
3. Итог занятия
– Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.
– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)
Муса Джангазиев «Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»
Программное содержание:
- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;
- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;
- изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином);
- закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.);
- развивать активный и пассивный словарь детей;
- совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы;
- воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
– Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?
2. Основная часть
– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки).
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Отгадайте загадку.
Какая весенняя птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный ... (Грач)
Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.
– А вот еще загадка.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.
– Хочу загадать еще одну загадку.
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый ... (Скворец)
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Игра «У кого какое тело?».
– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
– Молодцы, ребята, правильно.
Физкультминутка «Скворечник»
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат.
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Работа с пословицами.
– Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.
1. Всякая птичка свои песенки поет.
2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.
3. Невелика птичка, да коготок остер.
4. Всякая птица тепло ищет.
5. Всякая птичка сети боится.
– Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.)
Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые».
– Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.
В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания.
Пересказ текста, игра «Верно, неверно»:
Воробей на часах
Автор: Толстой Лев Николаевич
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
Вопросы для игры:
1. Молодые воробушки прыгали на дереве? (-)
2. Старый воробей сидел на ветке дерева? (+)
3. Ястреб заметил часового? (+)
4. Это было раннем утром? (-)
5. Ястреб разозлился? (+)
3. Итог занятия
– Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.
– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)
Муса Джангазиев «Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"
Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Конспект занятия...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы весной"
Конспект НОД по речевому развитию "Перелетные птицы весной" в подготовительной группе....
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"...
План-конспект занятия по развитию речи в средней группе "Перелетные птицы"
Цель: Способствовать формированию представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.Задачи:Расширить знания детей о перелетных птицахЗакрепить навыки образования множественного чис...