Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)
консультация
Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_nesterenko.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)
Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.
Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко»
Описание. Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.
Модель 1 «Слова – связки» - «а, не». | |
Какой? | Кто (что) бывает таким же? |
Модель 2 «Слова – связки» - «но, не». | |
Что делает? | Кто (что) делает так же? |
Модель 3 «Слова – связки» - «как, но». | |
На что похоже? | Чем отличается? |
Возраст участников: от 3-5 лет.
Инструкция и ход игры. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1.
Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: яблоко.
Заполнение левой части таблицы: Какое?
Какое? | Кто (что) бывает таким же? |
круглое красное сладкое |
Заполнение правой части таблицы: Кто (что) бывает таким же, но не яблоко?
Какое? | Кто (что) бывает таким же? |
круглое красное сладкое | мяч помидор сахар |
Вставка «слов – связки» - «а,не». Составление загадки о яблоке.
Загадка: Что это?
Круглое, а не мяч?
Красное, а не помидор?
Сладкое, а не сахар?
Модель 2
Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: снег.
Заполнение левой части таблицы: Что делает?
Что делает? | Кто (что) делает так же? |
падает холодит тает |
Заполнение правой части таблицы: Кто (что) делает так же, но не снег.
Что делает? | Кто (что) делает так же? |
падает холодит тает | дождь лед мороженое |
Вставка «слов – связки» - «но, не». Составление загадки о снеге.
Загадка: Что такое?
Падает, но не дождь?
Холодит, но не птица?
Тает, но не мороженое?
Модель 3
Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: солнце.
Заполнение левой части таблицы: на что похоже?
На что похоже? | Чем отличается? |
шар мяч колобок |
Заполнение правой части таблицы: Чем отличается?
На что похоже? | Чем отличается? |
шар мяч колобок | не катается не кинешь не съешь |
Вставка «слов – связки» - «как, но». Составление загадки о солнце.
Загадка: Что это?
Как шар, но не катается.
Как мяч, но не кинешь.
Как колобок, но не съешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Обучение детей составлению загадок. Использование моделей А.А. Нестеренко, мнемотехники, скрайбинга"
В презентации содержится краткая информация о технологии составления загадок, позволяющая развивать мыслительные процессы и речевое творчество детей....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление загадок по моделям".
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям"....
Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ
Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...
Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ
Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...
План-конспекта«Составление загадок по моделям».
учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям....
Конспект НОД "Составление загадок" (2 модель)
Непосредственно образовательная деятельность «Знайкина школа» (ТРИЗ, методика «Составление загадок»- 2 модель) в подготовительной к школе группе на тему «Транспорт&r...
Мастер-класс «В мире загадок» (с участием родителей и детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Познакомить родителей с технологиями составления загадок по модели А.А. Нестеренко....