Мастер-класс Составление загадок с детьми старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ технологии
презентация к уроку (подготовительная группа)

Комаровская Светлана Анатольевна

Данный мастер-класс поможет педагогам ДОУ и родителям научить дошкольников быстро и интересно составлять свои загадки, опираясь на определенные модели 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_zagadki.pptx2.61 МБ
Файл master-klass_triz.docx29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по теме: «Использование элементов ТРИЗ в работе учителя-логопеда ДОУ» Учитель-логопед: Комаровская С.А. МКДОУ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши

Слайд 2

ПРОТИВОРЕЧИЕ Развивать личностный потенциал ребенка. Обогащать речь образно-выразительными средствами Недоразвитие всех компонентов речевой системы + нарушение когнитивных функций Реализация ФГОС ДО

Слайд 3

Генрих Саулович Альтшулер . Советский ученый и писатель-фантаст. В 1946 году сформулировал ТРИЗ (Теорию Решения Изобретательских задач)

Слайд 4

Использование элементов ТРИЗ в работе учителя-логопеда

Слайд 5

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Виды загадок: народные и авторские. Типы загадок по строению : Описательные (разных типов) . Загадки – отрицания. Загадки –рифмы. Метафорические загадки.

Слайд 6

Роль загадок обогащают словарь детей за счет многозначности слов помогают увидеть вторичные значения слов формируют представления о переносном значении слова делают обучение ненавязчивым и интересным помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи

Слайд 7

Методы ТРИЗ для составления загадок с детьми старшего дошкольного возраста: метод перечисления частей предмета, метод перечисления признаков предмета, метод перечисления действий предмета, метод отрицания, метод составление загадок-перевертышей, метод совмещения способов и т.п.

Слайд 8

Составление загадок с использованием метода ТРИЗ «Перечисление частей предмета» и мнемотехники По одному хвосту, По четыре ноги, Две антенны впереди. По бокам кудряшки. Кто это?

Слайд 9

МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) Объект→ Свойства→ Аналогичные свойства других предметов Какая? Что такое же? Вставка слов – связок А НЕ, НО НЕ Загадка - это задачка, которую нужно решить. Чтобы составить загадку, нам надо идти по лесенке действий.

Слайд 10

МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) Объект→ Свойства→ Аналогичные свойства других предметов Какая? Что такое же? Длинная Оранжевая Хрустящая Вставка слов – связок А НЕ, НО НЕ Загадка - это задачка, которую нужно решить. Чтобы составить загадку, нам надо идти по лесенке действий.

Слайд 11

МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) Объект→ Свойства→ Аналогичные свойства других предметов Какая? Что такое же? Длинная Сосулька Оранжевая Апельсин Хрустящая Капуста Вставка слов – связок А НЕ, НО НЕ Загадка - это задачка, которую нужно решить. Чтобы составить загадку, нам надо идти по лесенке действий.

Слайд 12

Проверь себя Длинная, но не сосулька? Оранжевая, но не апельсин? Хрустящая, но не капуста?

Слайд 13

2. Модель работы по прямой аналогии. Объект→ Описание функций→ Прямой перенос их на объект Что делает? Кто (что) делает то же действие Вставка слов – связок А НЕ; ДА НЕ

Слайд 14

2. Модель работы по прямой аналогии. Объект→ Описание функций→ Прямой перенос их на объект Что делает? Кто (что) делает то же действие Летает Пищит Кусается Вставка слов – связок А НЕ; ДА НЕ

Слайд 15

2. Модель работы по прямой аналогии. Объект→ Описание функций→ Прямой перенос их на объект Что делает? Кто (что) делает то же действие Летает Самолёт Пищит Мышка Кусается Собака Вставка слов – связок А НЕ; ДА НЕ

Слайд 16

Проверь себя Летает, а не самолёт? Пищит, а не мышь? Кусается, а не собака?

Слайд 17

3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие. Объект→ Схожий объект→ Отличие На что похожа? Чем отличается? Вставка слов – связок КАК, НО

Слайд 18

3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие. Объект→ Схожий объект→ Отличие На что похожа? Чем отличается? Забор Пила Трава Вставка слов – связок КАК, НО

Слайд 19

3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие. Объект→ Схожий объект→ Отличие На что похожа? Чем отличается? Забор Нельзя лазить Пила Не пилит Трава Не растёт Вставка слов – связок КАК, НО

Слайд 20

Проверь себя Как забор, но нельзя лазить. Как пила, но не пилит, Как трава, но не растёт.

Слайд 21

Работа по подгруппам Какая? Что такое же? На что похожа? Чем отличается? Что делает? Кто (что) делает то же действие

Слайд 22

Вывод: Процесс создания загадок с помощью ТРИЗ – это увлекательная игра, эффективно развивающая речь дошкольников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №17 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Мастер-класс по теме:

«Использование элементов ТРИЗ

 в работе учителя-логопеда ДОУ»

Учитель-логопед:

Комаровская С. А.

2023 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вам представить свой мастер –класс «Использование элементов ТРИЗ в работе учителя-логопеда. Именно элементов, так как сама ТРИЗ сложна и многогранна, и постоянное ее использование не всегда соответствует нашим коррекционным целям и задачам. Однако на некоторых этапах ее можно успешно применять различные элементы этой технологии.

ТРИЗ в образовании – это система игр, упражнений, заданий, направленных на решение следующих задач:

  • максимально увеличить эффективность усвоения программы;
  • превратить занятия в увлекательный творческий поиск;
  • повысить самооценку ребенка.

Напомню, что ТРИЗ – технология (Теория Решения Изобретательских задач), была сформулирована в 1946 году советским ученым и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшулером, но не потеряла свою актуальность и сегодня.

И хотя мы с вами работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи, у которых недостаточно развиты все компоненты речевой системы, а так же в нарушена высшая нервная деятельность.

Но мы помним, что в основе современной педагогики находится личность ребенка с его возможностями, потребностями, раскрытием и развитием личностного потенциала. Причем одним из основных показателей умственного развития способностей ребенка является богатство его речи, умение использовать образно-выразительные средства родного языка.

ТРИЗ позволяет без перегрузок, без длительных заучиваний решать различные образовательные задачи, в том числе и некоторые коррекционные.

Главный девиз ТРИЗ в обучении и воспитании ребенка - «Творчество во всем», что дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, приучает детей нестандартно мыслить. 

В своей работе я использую ТРИЗ, в том числе и в кружковой работе. С помощью ТРИЗ можно автоматизировать звуки, обогащать словарь, формировать лексико-грамматический строй речи. В кружковой работе я ТРИЗ использую преимущественно для развития связной речи. Так, например, мы учим с детьми диалоговые инсценировки и стихи, созданные с помощью ТРИЗ технологии. Составляем описательные рассказы по специальным вопросам, например, «Чудесные вещи». Сами создаем сказки и загадки с помощью этой технологии и т.д.

На создании загадок, я бы хотела остановиться подробнее.

Реализуя современный стандарт дошкольного образования, мы постоянно сталкиваемся с вами с противоречием. С одной стороны, в основе педагогики находится личность ребенка с его возможностями, потребностями, раскрытием и развитием личностного потенциала. Причем одним из основных показателей умственного развития способностей ребенка является богатство его речи, использование образно-выразительных средств родного языка, словотворчество.

С другой стороны, специфика дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, с которыми мы работаем, заключается в недоразвитии всех компонентов речевой системы, а так же в нарушении высшей нервной деятельности. У детей снижены внимание, память, мыслительные процессы.  Таким дошкольникам трудно проявлять интерес к занятиям и к процессу обучения в целом. Мы долго работаем над тем, чтобы поставить и автоматизировать звуки, нормализовать речь в целом.

Такое противоречие побуждает к поиску новых эффективных и обязательно интересных способов привлечь внимание ребенка, сделать коррекционный процесс творческим и успешным. 

ТРИЗ – технология (Теория Решения Изобретательских задач), сформулированная в 1946 году советским ученым и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшулером,  не потеряла свою актуальность и сегодня. ТРИЗ является одной из эффективных технологий в коррекции речи и отвечает задачам, поставленным перед педагогом в полноценном развитии современного ребенка.

ТРИЗ – это система игр, упражнений, заданий, использование которых в образовательном процессе, решает несколько основных задач:

  • максимально увеличить эффективность усвоения программы;
  • превратить занятия в увлекательный творческий поиск;
  • повысить самооценку ребенка.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем», что дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, приучает детей нестандартно мыслить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.

В своей работе я использую ТРИЗ, в том числе и в кружковой работе. С помощью ТРИЗ можно автоматизировать звуки, обогащать словарь, формировать лексико-грамматический строй речи. В кружковой работе я ТРИЗ использую преимущественно для развития связной речи. Так, например, мы учим с детьми диалоговые инсценировки и стихи, созданные с помощью ТРИЗ технологии. Составляем описательные рассказы по специальным вопросам, например, «Чудесные вещи». Сами создаем сказки и загадки с помощью этой технологии и т.д.

На создании загадок, я бы хотела остановиться подробнее.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки позволяют решать следующие речевые задачи:

  • обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
  • помогают увидеть вторичные значения слов;
  • формируют представления о переносном  значении слова;
  • помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

         Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, развивает наблюдательность. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Существуют разные классификации загадок.

Так как мы с вами говорим о дошкольниках, то будем рассматривать условно два вида загадок: народные и авторские.

И типы строения загадок:

  •  Описательные:

  Кафтан на мне зеленый,

  А сердце как кумач

 На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

  • Загадки отрицание

Он не лед, но тоже тает,
Стаей по небу летает,
Не мука, но тоже бел,
Попы нет, а на нос сел.(СНЕГ)

  • Загадки – рифмы:

 В подполье, в каморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это?  (МЫШКА)

  • Метафорические загадки:

Скатерть бела весь свет одела.

 Педагоги ДОУ, в том числе и учителя-логопеды используют различные методами ТРИЗ для составления загадок с детьми старшего дошкольного возраста:

  • метод перечисления частей предмета,
  • метод перечисления признаков предмета,
  • метод перечисления действий предмета,
  • метод отрицания,
  • метод составление загадок-перевертышей,
  • метод совмещения способов и т.п.

Например, с помощью метода перечисления частей предмета была создана загадка:

По одному хвосту,

По четыре ноги,

Две антенны впереди.

По бокам кудряшки.

Кто это? (БАРАШКИ)

Но мы с вами будем составлять описательные загадки с отрицанием, используя технологию ТРИЗ, опираясь на модели составления загадок для детей школьного возраста, разработанные Аллой Александровной Нестеренко. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки с дошкольниками, начиная с 3,5 лет.

В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Давайте с ними познакомимся.

Модель 1

1.Составление  опорной таблицы вида:

«Какая? (Какой? Какое?)»

«Что такое же? »

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:

МОРКОВКА

«Какая?»

«Что такое же? »

Длинная

 Оранжевая

Хрустящая

3.Заполнение правой части таблицы:  «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

«Какая?»

«Что такое же? »

Длинная

 Оранжевая

Хрустящая

Сосулька

Апельсин

Капуста

4. Вставка «слов – связки» - А НЕ, НО НЕ. Составление загадки о морковке.

Загадка:  Что это?

Длинная, но не сосулька?
         Оранжевая, но не апельсин?

Хрустящая, но не капуста?

Модель 2

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

4. Заполнение правой части таблицы:  «Кто делает  то же действие?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

Самолёт

Мышка

Собака

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка:   Кто это?

                   Летает, а не самолёт?

                   Пищит, а не мышь?

                   Кусается, а не собака?

Модель 3

1. Составление  опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

 «На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

Трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

 «На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

Трава

Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

                 Как забор, но нельзя лазить.

                 Как пила, но не пилит,

                 Как трава, но не растёт.

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам  с помощью этой методики  составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль; мяч, еж, корабль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы учителей-логопедов).

- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Вывод:

Загадка - настоящее высокое творчество, доступное дошкольникам.  

      Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее речевое развитие детей, способствует формированию образности речи, развивает память, мышление, творческие способности.

       ТРИЗ - технология позволяет создавать загадки в увлекательной игровой форме, легко решая поставленные образовательные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....

Мастер - класс "Составление загадок с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный материал знакомит с методикой обучения детей старшего дошкольного возраста составлению загадок на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ....

«Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием ТРИЗ технологии)»

Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста(с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «В гостях у леса»Цель: Продолжать использо...

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...

Мастер-класс "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"

Мастер-класс для воспитателей«Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...