Конспект НОД по развитию речи " В гостях у Лесовичка".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

Знакомим детей с названиями грибов и ягод. Рассказать, почему грибы получили такое название.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesovichok.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе

         « В гостях у Лесовичка»

Задачи: Знакомим детей с названиями грибов и ягод. Учим сочетать речь  с движениями отгадывать загадки, конструировать из природного материала. Расширять словарь за счет прилагательных, развивать звукопроизношение, уточняем значение предлогов « на»,

« под»,  « за», « между», « перед», « около».

Предварительная работа: Рассматривание картинок « Съедобные грибы»: белый гриб, подосиновик,  сыроежка, масленок, моховик, лисичка, рыжик, подберезовик.

Рассказать  детям, почему грибы получили такое название. Например: подосиновик так назвали, потому что он  обычно растет под осиной, а подберезовик – потому что  растет под…( березой). У белого гриба белая ножка,  к тому же, когда его готовят, он, в отличие от других грибов не темнеет, всегда оставаясь белым. Гриб лисичка похож по цвету на лису и такой же изящный и нарядный. Масленок блестящий и липкий, как будто намазан маслом.  Спросить у детей, как они думают, почему гриб рыжик так назван ( за рыжий цвет), а маховик ( растет во мху).

Провести с детьми занятие по аппликации на тему « Грибы». Предложить самим наклеить  грибы, используя для этого разные  по цвету и величине ножки и шляпки. Шляпки грибов должны быть коричневого, оранжевого, красного, желтого цвета и двух размеров – большие и маленькие. Ножки предлагаются, белые и серые – тонкие и толстые, высокие и низкие.

Дети по собственному желанию подбирают шляпки к ножкам. Каждый ребенок может наклеить на лист бумаги  зеленого  цвета несколько грибов.

 Затем рассмотреть  работы и  и взрослый дает название всем грибам по принципу:

     Белая ножка, коричневая шляпка – белый гриб;

     Белая ножка, желтая или красная шляпка – сыроежка;

     Серая ножка, коричневая шляпка – подберезовик;

      Серая ножка, оранжевая шляпка – подосиновик;

Обсудите с детьми цвет, высоту и толщину ножек, величину и цвет шляпок грибов, которые они только наклеили.

Показываю детям картинки « Несъедобные грибы»: мухомор бледная поганка. Попросить детей подумать, почему  у них такие названия. Предупредить детей, что эти грибы опасные, ядовитые. Такие грибы люди никогда не собирают. Предложить детям отгадать загадки о грибах.

              Грибочек, грибок, масляный  бок,

              Белая ножка, прыгай в лукошко.

                                                                     ( Масленок)

              Над грибами главный – гладенький и славный.

              Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукощке.

                                                                      ( Белый гриб)

               Вдоль лесных дорожек, много белых ножек.

             В шляпках разноцветных, издали приметных.

             Собирай не мешкай! Это…..( сыроежки).

       

              Возле леса на опушке, украшая темный бор

              Вырос яркий, как петрушка, ядовитый….( мухомор)!  

         

              Я в красной шапочке расту, среди корней осиновых.

              Меня узнаешь за версту, зовусь я …..( подосиновик).

             Конечно, не белый – грибок я попроще.

             Расту же обычно, в березовой роще.

                                                                              ( Подберезовик)

             Словно желтенькие кнопки, в мох воткнулись возле тропки.

             Это дружные сестрички, называются….. ( лисички).

            Посмотрите – кА ребятки, тут лисички, там опятки.

            Ну, а  это – на полянке, ядовитые ……( поганки)!

Молодцы, хорошо отгадывали загадки, а сейчас посмотрите на доску ( картинки ягод: земляника, брусника, клюква, малина) Обратить внимание детей на их цвет, форму и величину. Предлагаю детям слепить разные ягоды из пластилина и положить их на блюдечко, а затем угостим кукол. Объясняю, как надо отщипывать от куска пластилина маленькие кусочки и  скатывать шарики круговыми движениями ладоней.

 Предлагаю  отгадать загадки о  ягодах:

     Была зеленой, маленькой. Потом я стала аленькой.

     На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

                                                                                    ( Черника).

     На припеке у пеньков. Много тонких стебельков.

     Каждый тонкий стебелек, держит алый огонек.

     Разгибаем стебельки – собираем огоньки.

                                                                                   ( Земляника).

     Что за бусинка во мху, на стебле повисла?

      Глянешь – слюнки потекут, сразу станет кисло.

                                                                                   ( Клюква).

      Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

      Положи в корзинку, ягодку…… ( малинку).

Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами  отправимся в лес за ягодами и грибами. Чтобы попасть в лес, на чем нужно ехать? Правильно, надо сесть на электричку и уехать далеко от города. Давайте, мы с вами встанем друг за другом – как вагончики и под веселую музыку двинемся в путь. Я, буду паровозом, вы будете вагончики ( показываю детям движения и звукоподражание). При движении мы будем идти топочущим шагом и вращать перед собой руками, изображая колеса, а также произносить: « Чух – чух – чух». Как музыка замолкает, электричка сразу останавливается. На

« остановке» объявляются слова движениями: « Двери открываются: ш-ш-ш..» Поставьте руки перед грудью, соединив их ладонями, а затем разведите в стороны, изображая открывающиеся двери. Станция « Городская». Ребята, это наша остановка? Нет. Это не наша остановка. Ведь мы с вами едим  в лес, значит, нам нужна станция с названием « Лесная». Дети, запомните  названия станции, которые мы будем проезжать, чтобы правильно назвать их  на обратном пути.

« Осторожно, двери закрываются: ш-ш-ш…». ( вновь соединить ладони перед грудью, изображая закрывающиеся двери). Под музыку продолжаем движение: Станция « Полевая» ( отдыхаем, следующая будет « Лесная»)

 Ребята, вот мы с вами приехали в лес, выходим из вагончиков, присядем на пенечки. Сколько в лесу интересного, даже сказочного. Посмотрите какой красивый весенний лес. Посмотрите, кто там выглядывает из- за пенька. Да это сказочный герой – старичок « Лесовичок». Ребята, это старичок Лесовичок. Он пока боится выйти из леса, и прячется от нас. Несколько раз меняю местоположение Лесовичка, и спрашиваю у детей где он находится: « за деревом», « на дереве», « под деревом», « между деревьями», « за пнем», « около пня», « перед пнем», « на пне». Показываю еще раз где он прячется, и самостоятельно прокомментировать, где он находится. Ребята, чтоб  лесовичок не боялся нас, нужно сидеть тихо, показать ему, что мы не посторонние. Давайте, поговорим  с вами на лесном языке – я скажу слово, а вы добавьте к нему « лесной».  Ребята, слушайте внимательно, Задаю вопрос:

Гриб какой?... ( лесной). Дорога какая?...( лесная). Озеро какое?..( лесное).

Ягоды какие?...( лесные). Поляна какая?...( лесная). Запахи какие?...( лесные).

Давайте мы с вами позовем Лесовичка: « Старичок, лесовичок, выйди к нам!

Показываю поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми, и говорит, что он хочет им что то показать. Но сначала, вы должны ответить на вопросы: Какое сейчас время года? Что осенью созревает в лесу? ( ягоды, грибы). Кто из вас был уже в лесу и собирал грибы или ягоды? Лесовичок, принес для нас картинки давайте мы их  с вами рассмотрим,  и назовем, что на них изображено. Вы любите варенье, Сейчас, мы с вами будем собирать ягоды, а дома сварим варенье. Пальчиковая игра « Собираем ягоды» ( левая рука изображает ветку с ягодами, пальцами правой руки « снимать с веточки» воображаемые ягоды по очереди с каждого пальца руки). Ребята, какие ягоды собрали вы? ( черника, брусника, земляника, малина, клюква). Какое варенье из черники? ( черничное и т.д. )Спрашиваю, а хотят  ли испечь пироги, из какой ягоды?

Ребята, нас Лесовичок приглашает пойти погулять и поискать на лесной полянке грибы. Спрашиваю, как называется гриб, который  нашел ребенок, какой он большой или маленький, какого цвета у него шляпка, какая ножка ( цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая). Почему гриб, так назван? Когда грибы, будут описаны и названы, предложить положить их в общую корзину. Спросить у детей, какие в корзине собраны грибы – съедобные или не съедобные? Какие несъедобные грибы вы знаете? Почему их так называют?

Ребята, давайте мы с вами присядем на полянке, и послушаем звуки леса ( включаю аудиозапись звуков леса : голоса птиц – кукушка, дробь дятла, соловей, кваканье лягушки, шелест листьев, шум дождя). Слышится звук паровоза. А что это за звук? Правильно, что пора нам возвращаться в обратный путь. Нужно попрощаться с кем? Правильно, с Лесовичком. Давайте поблагодарим за лесные подарки – грибы и ягоды.

Уезжаем под песенку « Вот поезд наш едит…» Предлагаю вспомнить и назвать станции которые они проезжали по пути к лесу, и подумать, в каком порядке они теперь будут обратно в город: Лесная, полевая, городская. Ребята, ехать мы с вами будем под музыку, а когда замолкает, делать остановку. На  остановках « открывайте» и « закрывайте» воображаемые двери вагонов, объявлять станции.

Подводиться итог  занятия. Предложить родителям, во время загородных прогулок, собрать разный природный материал, для изготовления поделок на занятиях вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа

Дети входят в группу  обращают  внимание на  паравозик. Дети рассматривают  паравозик, воспитатель читает стихотворение про  паравозик. Воспитатель предлагает поехать   в...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Конспект занятия по познавательному развитию. Расширение в окружающем и развитие речи «В гости к Мишке»

Формировать умение действовать в соответствии с заданием; развивать мелкую моторику, память, актуализировать речь; закрепить обобщающее понятие «мебель», названия предметов мебели и их частей; воспиты...

НОД по развитию речи в подготовительной группе по развитию речи "В гости к нам зима пришла"

Цель:расширение и обобщение знаний детей о зиме.Программные задачи:- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова, пр...