Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
статья по развитию речи (старшая группа)

Павловская Виктория Анатольевна

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста  посредством игр-драматизаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_u_d.st_.dosh_.vozr_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста  посредством игр-драматизаций

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе, поскольку наиболее благоприятным  для развития речевой  активности является  дошкольный  возраст.  Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой - развитием элементов произвольности, самосознания, что обеспечивает ребенку определенный уровень самостоятельности. Кроме того, одной из основных задач дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является  развитие  связной, правильной диалогической и монологической речи.  

          Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, она носит характер последовательного систематического развернутого изложения и является показателем  будущей успешности ребенка в школе. В дошкольном возрасте дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

В настоящее время у  многих детей дошкольного возраста отмечается  нарушение связной речи,  неумение правильно излагать свои мысли,  понимать и полным  развернутым  предложением отвечать на поставленные вопросы, логично рассуждать и делать точные определенные выводы,  что препятствует успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Несмотря на недостатки связной речи, по мнению многих исследователей  (В.П.Глухова,  Н.С.Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М.Мастюковой, Н.В. Нищевой, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной)   для полноценного усвоения детьми    развернутой связной монологической речью необходимо найти наиболее эффективные методы коррекции данного речевого нарушения.  Известно, что основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста  является игра.

Система  работы, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста   посредством игр-драматизаций:

Подготовительный этап, цель которого эмоциональное развитие и подготовка детей к правильному формированию фразовой речи посредством игр-драматизаций.  На данном этапе  необходимо  решить следующие задачи:

  • Замотивировать детей процессом игры для дальнейшего обучения;
  • Обогащать словарь новыми словами и словосочетаниями;
  • Прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Развивать умения передавать характерные особенности героев произведений с помощью выразительных средств речи; планировать связные высказывания;
  • Развивать фразовую и диалогическую речь;
  • Воспитывать интерес к играм-драматизациям.

Основной этап, цель которого - формирование диалогической речи и предпосылок монологической речи посредством игр-драматизаций

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • Обогащать и активизировать словарь новыми словами и словосочетаниями;
  • Учить задавать и отвечать на вопросы: репродуктивные (Кто? Что?); поисковые (Где? Куда? Откуда?); проблемные (Что было бы, если? Как бы ты сказал? Что бы произошло, если бы?)
  • Формировать навыки грамматически правильного оформления высказываний;
  • Развивать вербальную память, образное мышление, учить использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя;
  • Развивать диалогическую и монологическую речь в играх драматизациях с использованием атрибутов;

Основными условиями эффективности работы стали:

  • систематичность проведения упражнений и заданий
  • распределение упражнений в порядке нарастающей сложности
  • подчиненность заданий выбранной цели
  • чередование и вариативность упражнений

Формы работы с детьми

Работа с детьми осуществлялась в форме фронтальных, групповых и индивидуальных занятий:

На занятиях (фронтальных, групповых, индивидуальных)  -  используются элементы  драматизации, способствующие  раскрепощению детей, преодолению застенчивости, страха перед  речью, развитию коммуникативных отношений, обогащению и активизации словаря,  интонационной выразительности, мимики, силы голоса, обогащению эмоционального словаря, в соответствии с темой занятия. А так же запоминанию текста и его воспроизведению.

 Одним из необходимых условий успешного результата обучения детей является создание мотивации речевой деятельности.

Драматизация (игры - имитации, игры – импровизации, этюды, игры-драматизации, ролевые диалоги)  в   работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста способны создать интерес к занятию.

 С целью развития связной речи на каждом занятии проводятся  упражнения с элементами драматизации, подобранные в соответствии с тематикой занятий:

- Лексические упражнения связаны с разнообразными заданиями на развитие словаря ассоциаций, антонимов, синонимов,  слов, объединенных тематическим признаком;  относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); слов для правильного завершения смысла высказывания и др.

- Лексико-грамматические упражнения: дополнение предложений нужным по смыслу словом;  составление предложений–ответов на вопросы; составление предложений по опорным словам; составление предложений с данным словом; распространение начальной структуры предложения по вопросам и путем наращивания слов по цепочке; преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.; преобразование деформированной фразы; составление расширенного значения знакомого словосочетания (громадный дом – очень большой дом или дом, который выше всех других домов).

Таким образом, положительная динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста является результатом использования элементов драматизации, игр - драматизаций  в работе по развитию связной речи.  Дети стали активно общаться как с педагогом, так и со сверстниками, обогатился и активизировался словарь. При построении самостоятельных рассказов многие дети стали использовать распространенные предложения, в которых прослеживается логичность, связность высказываний, последовательность изложения мысли, снизилось количество пауз, аграматизмов. Речь детей приобрела интонационную выразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...