обобщение опыта по теме "Развитие связной речи в условиях ФГОС ДО"
презентация по развитию речи

Колпакова Наталья Сергеевна

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта по теме: “Развитие связной речи в условиях ФГОС ДО” подготовил: воспитатель 1 квалификационной категории Колпакова Н.С . Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №4 “Светлячок”

Слайд 2

“Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения” Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования : Основная цель речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Задачи речевого развития : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4

Методы и приемы в работе с детьми по развитию связной речи наглядные словесные практические Наблюдение во время прогулок, экскурсий; Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов. Заучивание наизусть; Пересказ; Составление различных видов рассказов; Беседы. Все виды игр с речевым содержанием. Дидактические игры Театрализованные игры; Сюжетно-ролевые игры;

Слайд 5

Развитие связной речи и мышления детей посредством мнемотехники

Слайд 6

Связь мелкой моторики с речью

Слайд 7

Театрализованная игра

Слайд 8

Сюжетно-ролевая игра

Слайд 9

Развитие речи на прогулке

Слайд 11

Дидактические игры

Слайд 12

Работа с родителями

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Слайд 2

Антуан де Сент-Экзюпери говорил:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

Слайд 3

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

Основная цель речевого развития формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими, на основе овладения литературным языком. Описание: J0241043

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

  • овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
  • обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
  • развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия);
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; Звуковая аналитико-синтетическая активность–это специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

       С вступлением в силу  ФГОС ДО стали  предъявляться  требования к  результатам  освоения программы в  виде  целевых ориентиров дошкольного  образования. На  этапе завершения дошкольного  образования воспитанник  должен хорошо владеть устной  речью, выражать свои  мысли  и  желания, использовать речь  для  выражения чувств. Речевое  развитие  по-прежнему  остается наиболее актуальным в  дошкольном  возрасте.

        Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Поэтому формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

         

Слайд 4

       Я столкнулась с проблемами речевого развития, взяв в 2017 году группу младшего дошкольного возраста. В сложившейся ситуации я, находясь в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов, решила остановиться на использовании в работе по формированию связной речи у дошкольников мнемотаблиц. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. При составлении плана по самообразованию я определила методы и приемы в работе с детьми.

         Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Слайд 5

         Мною было распечатано и заламинировано достаточное количество мнемотаблиц, составлена картотека дидактических игр с использованием мнемотехник.

          Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Слайд 6

        Пересказ - ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Глядя на готовые мнемотаблицы для пересказывания сказок,  мной было изготовлено 2 планшета «Расскажи сказку» (сказка «Теремок» и сказка «Репка»). И развиваем моторику и учимся пересказывать.

Слайд 7

       Театрализованная игра:

Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.);

Совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

     В театрализованной игре, с большим удовольствием ребята используют волшебный зонт на колесах, изначально изготовленный на конкурс уголков уединения. И посидеть в уединении, позвонив маме и рассказав ей о том, что происходит в детском саду, и использовать как волшебный домик или избушку для инсценировки сказки, придуманной самими или уже всем знакомой.

Слайд 8

Сюжетно-ролевая игра:

 оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Слайд 9

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаем  игры, способствующие расширению  словарного запаса детей,  их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

Слайд 10

Работа по развитию связной речи ребёнка в нашей группе, осуществляется в процессе всей практической деятельности (используются все режимные моменты, игры, занятия, наблюдения, экскурсии): с целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создаются условия, побуждающие ребенка к общению.

Слайд 11

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

В группе имеется множество дидактических игр по развитию связной речи.

Недавно был изготовлен волшебный куб как дидактическое пособие по развитию связной речи:

• По иллюстрациям сказок дети учатся составлять предложения, находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их с последовательным развитием действия.

• Дети рассказывают сказку или составляют рассказ при помощи сюжетных картинок, которые располагаются в определенной последовательности.

Слайд 12

Я  считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома: это - консультации,  памятки, папки- передвижки.

Слайд 13

 

Работа по проблеме «Развитие связной речи ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я  стараюсь  использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...

Обобщение опыта работы по проблеме "Адаптация в условиях ДОУ"

Обобщение опыта работы по проблеме "Адаптация в условиях ДОУ"...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Целью гендерного подхода в педагогике яв...

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Презентация обобщенного опыта работы "Развитие связной речи детей 3-6 лет в процессе ознакомления с природой"

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был путешествием к ис...