Презентация обобщенного опыта работы "Развитие связной речи детей 3-6 лет в процессе ознакомления с природой"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы.
К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.
Именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyta_raboty.pptx | 539.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Речь и язык традиционно рассматриваются в психологии и педагогике, как точка в которой сходятся различные линии психического развития - мышление, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Теоретическое обоснование опыта Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одной из актуальных проблем в дошкольном воспитании является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.
Цель опыта: овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развитие их коммуникативных способностей. Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с природой будет эффективнее, если: 1) использовать специальные задания и упражнения на формирование выразительности речи в образовательной деятельности; 2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников; 3) приобщать родителей (законных представителей) к совместной театрализованной деятельности.
Задачи: Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира; 2. Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию природы, формировать необходимые для разносторон -него развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельного мышления; 3. Развивать все стороны речи: лексическую, граммати-ческую и фонетическую; 4. Способствовать развитию партнерской позиции родите-лей (законных представителей) воспитанников в общении с ребенком.
Этапы накопления и систематизации опыта I . Подготовительный этап Изучение методической литературы по развитию речи, по ознакомлению дошкольников с природой; 2. Разработка тематического плана по развитию связной речи у детей; 3.Создание развивающей предметно- простран - ственной среды в группе. II . Внедренческий этап 1. Проведение диагностики детей; 2. Разработка конспектов занятий по развитию речи и их проведение; 3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОУ; 4. Проведение игр: словесных, дидактических, сюжетно-дидактических; 5. Совместная деятельность (прогулки, трудовая деятельность и др.)
Технология реализации опыта Диагностический инструментарий Уровень речевого развития дошкольников выявляю как в начале учебного года, так и в конце. Обследование провожу индивидуально с каждым ребенком по времени не более 15 минут. Задание даю в интересной, интонационно-выразительной форме. Во время диагностики поддерживаю самостоятельность ребенка, одобряю его. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использую наглядность (предметы, картинки, игрушки). Так как для старших дошкольников очень важна точная формулировка вопросов, подготавливаю интересные ситуации и вопросы. Диагностика показала, что речь детей развивается успешнее. У детей накопился значительный запас слов, речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, используя навыки и умение сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей. В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно и свободно общаются со взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; выразительно и грамотно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами. Результатом своей работы считаю - повышение результативности образовательного процесса. Большинство выпускников последних лет успешно прошли адаптацию к новым социальным условиям, к школе .
Технология реализации опыта Блоки и разделы Список информационно-педагогических модулей: 1 . Сведения об авторе; 2. Условия формирования опыта; 3. Теоретическая база опыта; 4. Актуальность и перспективность опыта; 5. Новизна опыта; 6. Адресность опыта; 7. Трудоёмкость опыта; 8. Технология опыта; 9. Результативность опыта; 10. Работа с родителями; Приложение
Технология реализуемого опыта Конкретные формы работы Разработала серию конспектов и провела образовательную деятельность: «Лес - наше богатство», «Осень», «Медвежья семья», «Новости весеннего леса», «Зимушка-зима», «Вол- шебная корзинка осени», «Домашние животные», «Жители леса» и другие. Составляли с детьми описательные рассказы, рассказы по картинам, из личного опыта, составляли предложения и рассказы по мнемосхемам. Провела с детьми: Беседы; Игры: словесные, дидактические, сюжетно-дидактические, экологические, подвижные, театрализованные и познавательные; Подобрала к занятиям и играм музыкальное сопровождение; Использовала ИКТ: презентации, интерактивные игры, электронное панно и др.; Наблюдения и экскурсии; Проектную деятельность.
Работа с родителями: Анкетирование; Родительские собрания; Дни открытых дверей; Проекты; Дни добрых дел; Консультации; Почтовый ящик; Индивидуальные беседы; Досуги и развлечения; Выставка фотографий; Фотовыставки с рассказами на актуальные темы по запросам родителей; Творческие совместные выставки; Папки-передвижки; Информационный стенд и др.
Самооценка обобщенного опыта работы Работая в данном направлении в течении нескольких лет выявила, что систематическая работа по развитию связной речи у детей положительно влияет на всестороннее развитие воспитанников. Дети учатся грамотно и полно выражать свои мысли и чувства через речь, в группе поддерживается положительная эмоциональная атмосфера, уменьшилось количество детских конфликтов. Заметные изменения произошли в развитии воображения, памяти и внимания. Детям стало легче составлять описательные рассказы, делать пересказ художественного произведения. Также они научились придумывать свои сказки и истории. Речь детей стала более насыщенной, обогатился значительно словарный запас, ответы детей стали полными, в своей речи дети используют сложные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом.
Проект...
Проект "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом"
Содержание проектной деятельности...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»
Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...
Обобщение опыты "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мнемотехники"
Представлен опыт работы педагога по использованию мнемотехники для детей с ОНР...
«Развитие связной речи детей 6-7 лет в процессе ознакомления с миром космоса» Из опыта работы
Данный материал может быть интересен педагогам коррекционных групп, работающих с детьми, имеющими нарушения речевого развития, а также воспитателям детских садов групп старшего дошкольного возраста. В...
Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через ознакомление с миром природы"
Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через ознакомление с миром природы"Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источник...
Презентация опыта развития связной речи детей с нарушениями зрения
Вербально-невербальный метод...