Обобщение опыта работы по проблеме "Адаптация в условиях ДОУ"
опыты и эксперименты на тему
Обобщение опыта работы по проблеме "Адаптация в условиях ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastupaet_osen_i_pora_idti_v_detskiy_sad.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Наступает осень и пора идти в детский сад. Взрослые задумываются, отдавать в детский сад своего малыша или продолжать воспитывать его дома. Мы понимаем и хотим чтоб ребенок общался со сверстниками, но знакомые и родственники советуют не торопиться отдавать ребенка в детский сад, подождать чтоб малыш подрос, окреп. Конечно-же пугают еще и разговоры, что дети часто болеют и плачут в детском саду.
Исследования ученых (Э. Торндайк, И. П.Павлов, В. Штерн) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Ребенок окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми.
Н. Д. Ватутина
Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации.
Адаптация-это приспособление организма к новым социально значимым условиям жизни.
• Состояние здоровья и уровень развития ребенка.
Здоровый и хорошо развитый ребенок обладает функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов.Ребенок легче справляется с любыми трудностями.
Для совершенствования системы адаптационных механизмов имеет значение уровень адаптационных возможностей организма в перестройке форм поведения в зависимости от изменяющихся социальных условий. Это качество не формируется само по себе, оно требует определенной тренировки, которая с возрастом усложняется, но не следует превышать возрастные возможности ребенка.Малыш не должен приходить в состояние стресса при каких-то необычных социальных ситуациях.Это умение формируется паралельно с развитием психики.
Ребенка надо ставить в такие условия, когда ему необходимо менять формы поведения.
С начало это проявляется в мелочах: нельзя кричать на улице, некрасиво капризничать в гостях.Именно в этом зрелость, именуемая обобщенным термином «социальная зрелость»(сюда включаются и возможности к социальной адаптации) .
На протяжении первого года жизни и всего дошкольного возраста социальная адаптация проявляется во взаимоотношении ребенка со взрослым и сверстниками. На втором году жизни –у ребенка проявляется желание общаться не только с близкими ему людьми, но и с чужими. На третьем году жизни у ребенка формируется умение общаться со сверстниками и взрослыми.
•
Развитие ребенка поступающего в ДОУ.
По навыкам ребенка можно судить насколько готов он к детскому саду.
В 1 год и 6 месяцев ребенок умеет кушать и держать ложку при помощи взрослого ;пить из чашки; обращать внимание на неопрятный вид ;спокойно относиться к умыванию ;проситься на горшок.
В1 год и 9 месяцев уже самостоятельно есть пищу с хлебом ;самостоятельно снимать шапку и обувь; частично одеваться; обращать внимание на грязное лицо и руки; контролировать физиологические потребности (заранее сообщать взрослому) ;проявлять желание к самостоятельности; знать где находятся личные вещи и игрушки.
В2 года кушать аккуратно при этом наклоняться над тарелкой ;умывать лицо, рот, вытираться полотенцем при помощи взрослого;самостоятельно одевать носки, шапку, обувь (частично раздеваться) ;знать места хранения своей одежды и игрушек;пользоваться носовым платком при напоминание взрослого;контролировать физиологические потребности.
В 3 года ребенок может одеваться с помощью взрослого;раздеваться самостоятельно;складывать вещи на стульчике;застегивать несколько пуговиц;выполнять поручения такие как, отнеси, принеси, поставь;замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;регулировать свои физиологические потребности, аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
•
Особенности адаптации ребенка к социальным условиям.
Три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям.
• Период дезадаптации -это когда у ребенка меняются привычные ему до этого условия и требования к новой микросоциальной среде.В это время ребенок меняет свое отношение к взрослым и сверстникам, к речевой активности, к игре, также имеются изменения в нервной системе ребенка.
• Адаптация (приспособление) -ребенок активно начинает осваивать новую среду, показывая соответствующую ей форму своего поведения.Постепенно ребенок начинает привыкать, у ребенка в первую очередь проявляется аппетит, но сон и эмоциональное состояние ребенка нарушены, речь и игра развиваются медленнее.
• Адаптивность-нормализуется все показатели ребенка в норму.
Поэтому при адаптационном периоде есть определенные сроки нормализации поведения, ребенок часто и долго болеет, появляются невротические реакции на ту или иную причину.
• Легкая адаптация детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников за 10-15 дней, и у тех детей которых подготовили родители-в первую очередь они учат детей самостоятельности, ребенок может сам снять одежду, сесть на горшок, сам держать ложку-кушать ею, пить из чашки. Выходя с ребенком на улицу объясняла что надо играть со всеми детками и делиться своими игрушками. Весь труд мамы не пройдет зря, это в дальнейшем скажется на благосостоянии ее ребенка, и легкой адаптации к дошкольному учреждению.
• Средняя адаптация-это когда поведение ребенка выражается более ярко. Нарушение сна и аппетита нормализуются в течении 20-40 дней. Эмоциональное состояние не устойчиво в течение месяца. В это время у взаимоотношение со взрослым не нарушается, речь восстанавливается на 30-40 день, двигательная активность ребенка на протяжении 35 дней. Функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни когда ребенок заболевает (в виде респираторной инфекции, протекающей без осложнений) .Течение такой адаптации бывает у детей от девяти месяцев до полутора лет, у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или педагогически запущенных.
• Тяжелая адаптация –таких детей намного меньше, они адаптируются к дошкольному учреждению в течение 2месяцев, а иногда и пол года надо ребенку чтоб он привык. Дети от 1, 5 до 2 лет повторно заболевают, неблагоприятно отражается физическое и нервно-психическое состояние ребенка. Этот вид адаптации у детей имеющих отклонения в здоровье последствия токсикоза беременности матери и т. д. Так-же характеризуется проявление неадекватного поведения с невротическим состоянием.
Дети избегаю контакта со сверстниками, проявляют агрессию, к взрослым относятся осмотрительно.При тяжелой адаптации нервно-психическое развитие ребенка замедляется.Игровая деятельность и развитие речи отстают, в период от 3 лет наиболее активно формируются личностные качества ребенка:психика становится бурной и ранимой, чувствительной к отягощающим обстоятельствам.
Тяжелая адаптация сказывается неблагоприятно на ребенка, его здоровье нормализуется в течении нескольких лет.
Легкое привыкание ребенка зависит от эмоционального состояния.
Период адаптации завершается в течении 3 месяцев, если в течении 6 месяцев ребенок не адаптировался к социальным условиям существует угроза его здоровью. В таком случае
требуется помощь других специалистов.
•
Правила проведения развивающих игр с детьми в адаптационный период
Правило 1
Первое, и самое важное, правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять правило 2.
Правило 2
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли: участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.
Правило 4
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное правило 5.
Правило 5
Взрослый не должен оценивать действия ребенка. Слова типа: «Неверно,
не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
Игры и занятия во время адаптационного периода .
1. Игры с тестом.
2. Игра "Пластилиновые узоры
3. Игра в прятки
4. Разрывание бумаги
5. Фотоальбом
6. "Игры с ручками", игры с пальчиками
7. "Солнышко и дождик".
8. "Кто в кулачке? "
9. "Иди ко мне"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....
Обобщение опыта работы по теме: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Цель: значение игровой деятельности для детей дошкольного возраста....
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....
Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....
Обобщение опыта работы на тему "Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»
Раскрывается актуальность методической темы, цель, предпалагаемый и достигнутый результат работы....
Обобщение опыта работы по теме: Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Вся оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. В связи с этим мы считаем, что проблема...