Конспект образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по развитию речи «Наши знакомые - это насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи «Наши знакомые - это насекомые» |
|
Цели:
- продолжать знакомить детей с разнообразным миром насекомых;
- закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии
Задачи:
- выделить их отличительные общие признаки (всех насекомых отличает наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков);
- развивать творческие способности, речь, мышление;
- совершенствовать навыки творческого рассказывания:
- учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;
- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска
Составил: Воспитатель: Григорьева М.Н.
Конспект занятия по развитию речи «Наши знакомые - это насекомые» |
|
Цели:
- продолжать знакомить детей с разнообразным миром насекомых;
- закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии
Задачи:
- выделить их отличительные общие признаки (всех насекомых отличает наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков);
- развивать творческие способности, речь, мышление;
- совершенствовать навыки творческого рассказывания:
- учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;
- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
Материалы: портрет К.И. Чуковского; 5-6 книг К.И. Чуковского, книга «Муха-Цокотуха»; колпачки на голову; музыка С. Майкапара «Мотылек»; картинки с изображением жука, пчелы, муравья, муравейника, улья; счетные палочки; раздаточный материал для игры «Найди слово»; переносная песочница; фигурка паука; картинка с изображением паутины ; раздаточный материал для игры «Какое слово лишнее?»; фланелеграф; картинки для фланелеграфа (персонажи сказки «Муха-Цокотуха»); платок; кроссвордом «Насекомые» нарисован на листе бумаги.
Ход занятия
Дети стоят перед портретом К.И. Чуковского.
Воспитатель. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Тараканище придумал, Бармалея сочинил. Мойдодыра, Айболита В своих сказках не забыл. И про горюшко Федоры Малым детям рассказал. И про солнце, что украли, Каждый с детства тоже знал. Это не Чайковский. Он – Корней …Чуковский!
Ответы детей: Это Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель. Правильно дети это портрет Корнея Ивановича Чуковского!
Перед вами портрет замечательного детского поэта-сказочника .Ребята давайте мы свами вспомним и назовите сказки К. И, Чуковского.
Ответы детей:
- сказка «Тараканище»;
- сказка «Краденое солнце»;
- сказка «Путаница»;
- сказка «Федорино горе».
Воспитатель: Ребята давайте мы свами вспомним одну из самых любимых сказок К.И. Чуковского. Попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь, по отрывку, который я сейчас зачитаю.
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Ответы детей: Это сказка «Муха-цокотуха».
Воспитатель. Сейчас мы с вами подойдем к выставке книг. Что изображено на обложках книг? Найдите сказку «Муха-Цокотуха».
Дети рассматривают книжную выставку, находят книгу «Муха-Цокотуха» и кладут ее на стол. Каждый ребенок высказывает свою мысль о том, как по иллюстрации можно найти знакомую сказку.
Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествия и приключения?
Ответы детей: Да!
Воспитатель.
В царство Мухи-Цокотухи Мы сегодня попадем, Если нужную тропинку В сказочном лесу найдем.
Воспитатель. Ребята, а давайте на всякий случай возьмем с собой шапки-невидимки, они помогут нам спрятаться от врагов и поближе подойти к тем, кто нас боится.
Сейчас мы с вами произнесем волшебные слова, которые помогут нам уменьшиться до размера комара.
Воспитатель и дети. Произносят волшебные слова с закрытыми глазами.
Шапки-невидимки, помогите И размеры наши измените. 1,2,3-начнись, игра! Сделай нас скорее Размером с комара!
Воспитатель. Ребята давайте мы свами откроем глаза и посмотрим. Все вещи вокруг нас стали огромными. Будьте осторожны! А что это за огромная плита перед нами?
Ответы детей: Это книга.
Воспитатель. Действительно, это та самая книга, которую мы принесли со стенда. Смотрите, она закрывается. Скорее побежали за мной в сказку!
Воспитатель.
Попали мы в мир насекомых- Знакомых и незнакомых. По тропинке мы пойдем, Посмотрите-первый дом. Шапки-невидимки надевайте, Кто в том домике живет, угадайте?
Воспитатель. Идет воин, землю роет,
На ногах без копыт, Есть рога, да не бык.
Ответы детей: Это жук.
В случае затруднения воспитатель загадывает еще одну загадку.
Летит -воет, Сядет –землю роет.
Ответы детей: Это жук.
После того как дети дают правильную отгадку, воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение жука.
Воспитатель. Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого, хотя обид он не прощает и умеет за себя постоять. Давайте снимем шапки-невидимки и поздороваемся с ним.
Каждый ребенок приветствует жука.
Жук. Я виж-ж-жу, вы гости в нашей стране. Зачем пож-ж-ж-жаловали?
Ответы детей: Мы любим путешествовать, хотим увидеть новые места и познакомиться с их обитателями.
Жук. Повторите мою любимую скороговорку
Жук жуж-ж-жит так, Что воздух дрож-ж-ж-жит.
Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком.
Дети повторяют скороговорку три раза.
Жук. Я похож на букву, которая любит жужжать, как и я. Выложите ее из палочек.
Дети работают индивидуально и собирают букву Ж.
Жук.
Перед вами буквы в ряд. Я, ребята, буду рад, Если вы средь этих букв Вдруг найдете слово «жук».
Игра «Найди слово». Приложение 1.
Каждый ребенок работает индивидуально
Жук. Молодцы! Теперь я уверен, что вы можете продолжать свое путешествие по нашей стране. Если вы пойдете по тропинке, то успеете на праздник к чудесной гостеприимной хозяюшке Мухе-Цокотухе. Берегитесь восьмипалого злодея с крестом на спине!
Дети прощаются с жуком и идут за воспитателем по воображаемой дорожке под музыкальное сопровождение к следующему домику.
Воспитатель. А вот и следующий домик. Кто в нем живет? Надевайте шапки-невидимки. Прислушайтесь. Слышите гудение?
Ах, как я люблю цветы, Просто обожаю! От цветка к цветку весь день Без устали летаю. Есть у меня особый да- Собирать с цветов нектар.
Ответы детей: Это пчела.
Воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение пчелы.
Воспитатель. Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела! А для того, кто заболел, мед-первое лекарство. Кто пил молоко с медом во время болезни?
Ответы детей: Мне мама давала молоко с медом, когда у меня горло болело.
Воспитатель. Какая окраска у пчелы?
Ответы детей: Пчелы бывают полосатыми.
Воспитатель. Чем питаются пчелы?
Ответы детей: Нектаром
Воспитатель. На кого похожа пчела?
Ответы детей: На осу, шмеля.
Воспитатель. Пожалуй, мы не будем снимать шапки-невидимки. Пчел раздражает, когда их отвлекают от работы, и они могут ужалить.
Дети и воспитатель отходят от домика. Воспитатель предлагает детям снять шапки-невидимки и под музыкальное сопровождение отправиться в путь.
Воспитатель. Мы с вами в сосновом бору. То слева, то справа нас обгоняют деловые дружные насекомые. Они несут тяжелую поклажу.
Для постройки дома Все собрать готовы: Хвойные иголки, Прутики, соломку…
Ну, не дом, а целый холм- Живут труженики в нем. (муравейник, муравьи)
Ответы детей: муравейник, муравьи.
Воспитатель показывает детям картинку с изображение муравья.
Воспитатель. Давайте подумаем, что переносят муравьи на себе?
Ответы детей: Соломинку, листик, умершее насекомое, кусочки коры от дерева, хвойные иглы.
Воспитатель. Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес. А сейчас отгадайте загадку.
За леском, леском Кипит горка с песком.
Ответы детей: Муравейник.
Воспитатель. Муравьи живут в муравейнике. Скоро мы увидим его.
Дети подходят к песочнице.
Воспитатель. Похоже, кто-то разрушил муравейник. Произошла страшная беда для муравьев. Они остались без дома. Давайте поможем построить муравейник.
Дети строят из песка горку-муравейник.
Воспитатель. Муравьи общаются с помощью антенн-усиков. Они благодарят вас и советуют поспешить. Скоро начнется праздник у Мухи-Цокотухи. А старый муравей в лаптях советует быть внимательными, чтобы не попасть в ловушку к восьмипалому злодею с крестом на спине.
Дети прощаются с муравьями и за воспитателем продолжают свой путь. Они подходят к экологической зоне.
Воспитатель. Смотрите – белый крест на черном фоне. Похоже, мы с вами во владениях разбойника, которого все так боятся. Надо постараться найти его в зарослях и договориться с ним мирным путем.
Дети ищут фигурку паука, спрятанную в цветах.
Воспитатель. А вот и он! Попробуйте с ним договориться, чтобы он пропустил вас на праздник.
Ответы детей:
- Паук, пропусти нас, пожалуйста, на праздник
- Паук, не задерживай нас, пожалуйста..
Паук. Вообще-то я отрицательный герой в этой сказке. Мне нравится быть злым, подлым, вредным. На вашем пути я расставил три паутины, которые подниму, только если вы выполните мои задания, а не выполните – накину на вас свою паутину, и станете вы моими пленниками.
Воспитатель. Не боятся ребята твоих заданий.
Паук. Пойдемте к первой паутине.
Игра «Какое слово лишнее?»
Каждый ребенок получает индивидуальное задание. Приложение 2.
Паук. Не радуйтесь, впереди еще два испытания. Идите ко второй паутине.
Игра «Выложи букву, которую я загадаю». Приложение 3.
Паук читает загадки про буквы, а дети выкладывают их на столе: буквы А, К, Н, Е.
Паук. Хорошо, идите на праздник. Меня-то туда никто не приглашает. Сейчас посижу, подумаю, как бы мне вам его испортить.
Воспитатель. Так он может придумать какую-нибудь гадость.
Надо переключить его мысли на что-нибудь полезное. (Обращается к пауку) А не хотели бы вы, уважаемый паук, разгадать кроссворд? Это очень интересно и увлекательно.
Паук. Не уверен, что это интереснее, чем делать гадости и мерзости.
Дети уверяют паука, что это интересное занятие. Звучит веселая музыка, дети с воспитателем подходят к фланелеграфу. Рядом с ним на столе разложены персонажи сказки «Муха-Цокотуха». Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать по 1-2 наиболее понравившихся персонажей. После чего дети встают полукругом перед фланелеграфом.
Воспитатель. Мы успели как раз вовремя. Праздник начинается. Мы с радостью примем в нем участие.
Воспитатель читает заключительную часть сказки «Муха-Цокотуха» со слов «прибежали светляки, зажигали огоньки…» до конца. Дети с помощью фигурок для фланелеграфа иллюстрируют эту часть сказки. Вдруг музыка обрывается, появляется паук с кроссвордом и энциклопедией. Воспитатель накрывает фланелеграф платком. Дети встают за фланелеграф.
Паук.
Дорогие гости, помогите! Отгадывать кроссворды научите. Не обижу я вас, Не покиньте меня в этот трудный час!
Воспитатель. Похоже, что наш восьмипалый злодей уже вовсе не злодей, а ходячая энциклопедия. Вот как важно направить ум и деятельность в нужное русло! И на гадости времени не остается. (Обращается к пауку.)
Ты, паук, не унывай! Свой кроссворд сюда давай. Разгадаем – дай нам срок И тебе дадим урок.
Воспитатель снимает с фланелеграфа платок, звучит спокойная музыка. Дети садятся за стол, и все вместе разгадывают кроссворд. Воспитатель предлагает проговорить слова-отгадки хором. Приложение 4.
Воспитатель. Подошла к концу прогулка. Возвращаться нам пора.
Шапки-невидимки, помогите, Прежние размеры нам верните.
Воспитатель. Понравилось вам путешествовать?
Ответы детей:
- Мне было немножко страшно, но интересно.
- Мне все понравилось.
- Мне понравилось выполнять разные задания.
Приложение 1
Раздаточный материал для игры «Найди слово»
Гопдаджждпжукиорлшодоарвшазмюжукопшоповрмжукопр
Првнытыдажукьагпжндложукопгпрьрописмжукьпшрпрвыны
Лоангввннжуклопопгнрарпожукпровыфкуеклогршоржукьидщ
Оврнаембдлпнгжукопгвдстьпишьжукогплнтиьиббтоошголпва
Васпопртобжукьиолпплорбюбжукклипттиьжукбильбрюрюьтдл
Приложение 2
Раздаточный материал для игры «Какое слово лишнее?»
- Комар, муха, воробей, таракан.
- Шмель, бабочка, кошка, блоха.
- Таракан, кузнечик, ворона, жук.
- Бабочка, мошка, муравей, синица.
Приложение 3
Загадки:
-А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко.
-На дворе – какая жалость! Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась.
- Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он, как буква К.
- На букве Н я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки.
Приложение 4
Кроссворд «Насекомые»
По горизонтали: 2. Восьмипалый злодей, плетущий паутину, из сказки «Муха-Цокотуха» (паук). 4. Насекомое – главная героиня одной из сказок К.И. Чуковского (Цокотуха). 5. Прыгающее насекомое очень маленького размера, укусы которого вызывают сильный зуд у животных (блоха).
По вертикали: 1. Насекомое с большими красивыми крыльями, питающееся нектаром цветов (бабочка). 3. Кровососущее насекомое, победившее паука в сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» (комар).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственная - образовательной деятельности с детьми подготовительной компенсирующей группы по развитию речи на тему «Электроприборы»
Конспект непосредственная - образовательной деятельности с детьми подготовительной компенсирующей группы по развитию речи на тему «Электроприборы»Игровое назначение: «Найдем но...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем о зиме"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...
Конспект игровой - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи (с применением ИКТ)"Морское путешествие"
Данная образовательная деятельность закрепляет и расширяет знания детей о морских животных, развивает у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы, через игровую деятельнос...
Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по развитию речи «Зима»
Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по развитию речи «Зима»...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи "В гостях у сказки"
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи "В гостях у сказки"...
Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет по развитию речи с элементами театрализованной деятельности с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО Тема: «Курочка Ряба»
Развитие речи детей путем знакомства с русскими народными сказками с элементами театрализованной деятельности....