Конспект открытого занятия на усвоение программного материала за II полугодие по речевому развитию дети шестого года жизни на тему: "Задания из школьного портфеля"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Логвянкова Татьяна Петровна

Занятие разработано для детей 6-7 лет.  Нацелино на выявление у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Задания из школьного портфеля"41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида №1"

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно эстетическому развитию детей

Суджанского района Курской области.

Конспект открытого занятия

на усвоение программного материала

 за II полугодие

2020-2021 учебного года

по речевому развитию

в группе общеразвивающей направленности

дети  шестого года жизни

(до окончания образовательных отношений)

на тему: "Задания из школьного портфеля"

                                                                                                                      Разработал и провёл воспитатель :

                   I квалификационной категории  

                                                                                                          Логвянкова Т.П.

г. Суджа

2021г

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.

Задачи:

1.Учить детей вслушиваться в звучание слов, развивая фонематический слух, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

2. Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (парные согласные, мягкий- твердый, звонкий- глухой), находить место звука в слове.

3. Формировать умение делить слова на слоги, определяя количество слогов.

4. Осваивать азы слогового чтения.

          5. Развивать графомоторные навыки, пинцетный и пальцевой захват. Формировать точность                     и координацию графических движений.

6. Упражнять в составлении распространенных предложений с заданным словом, по заданной схеме.

7. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в парах; поощрять активность и самостоятельность.

8. Продолжать развивать мыслительные процессы детей. Стимулировать зрительно – поисковую активность, слуховое восприятие, память, логику и аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект).

9. Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.

Предварительная работа: занятия по подготовке детей к обучению грамоте,  подготовка атрибутов к занятию, дидактические игры «Поймай звук»,  «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»,  «Нужные знаки»,  «Закончи слово».

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, звуковой анализ слова.

Оборудование: портфель, конверты с заданиями - 5 шт., «Домики для парных звуков» - 5 шт., набор карточек «Звуки», буквы «Р», «У», «Ч», «К», «А», круги для ромашки: красный, синий, зелёный,

Раздаточный материал: прописи, цветные карандаши, лепестки ромашки с картинка, карточки: игра «Рассели животных в свои домики», сюрприз - ручки по количеству детей.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.

 Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

 Дети: Хорошее, радостное, веселое, чудесное, волшебное....

 Вос -ль: Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вос -ль: Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнемся, пожелаем им хорошего дня. (дети здороваются)

Скоро вы пойдёте в школу, в первый класс и у меня для вас есть сюрприз. Отгадайте какой:

( воспитатель загадывает загадку)

Загадка:

Поместились все в домишко:

Карандаш, тетради, книжки,

Ручка, ластик, даже мел…

Всех вместил в себя ... (портфель)

Правильно - это школьный портфель! А в нём конверты с заданиями. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. В конце вы сможете собрать слово, которое будет сюрпризом для каждого из вас.  Готовы?

Дети: Да!

Вос -ль: А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места. Но прежде чем начать, вспомним наше правило.

Дети:  1, 2, 3, 4, 5 –

      Будем мы сейчас опять:

      Смотреть, слушать, размышлять,

      Но друг другу не мешать,

      Внятно, четко говорить,

      Не вертеться, не шалить.

      И внимательными быть.

   II- Основная часть

Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, что такое речь.

 Из чего она состоит? (Речь – это то, что человек произносит, когда разговаривает. Все, что мы говорим это речь. Речь состоит из предложений)

- Верно. А из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов). 

 - А слоги?  (из букв)

- Верно, на занятиях по обучению грамоте мы изучаем звуки и буквы.

- Скажите, чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).  

- Чем гласные отличаются от согласных? (при произношении гласных воздух проходит свободно без препятствий, их можно пропеть, а  у согласных воздух не проходит свободно, есть преграды: язык, зубы, губы).

- Какие бывают согласные звуки?(согласные звуки бывают: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные)

- Почему их называют парные? (Потому что они схожи по звучанию)

- Вы знаете их?(Да)

Вот мы сейчас и проверим.  (Воспитатель достаёт из портфеля конверт №1 с заданием)

Задание № 1 «Засели домики парными согласными» - работа у доски

(На доске согласные звуки. Дети находят парные согласные, называют и заселяют в домик. Оставшиеся звуки - не парные. Воспитатель добивается чёткого произношения звуков)

Вос-ль: Молодцы, ребята! За правильно выполненное задание, вы получаете букву «Р»

(Воспитатель вывешивает её на доске)

Вос-ль: Следующее задание (достаёт из портфеля конверт №2)

Задание № 2. «Обведи и раскрась» - работа в прописях.

Вос-ль:  Прежде чем приступить к заданию нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковые игра с карандашом: «Мотор»

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя. 

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

 «Догонялочки»

 Карандаш вращают вокруг своей оси с помощью пальцев обеих рук. Пальчики должны «догонять» друг друга.

Карандаш я догоню,

И мизинчик подгоню,

Все пальчики бегут вперед,

Ни один не отстает!

 Вос-ль: Открываем прописи. Сели красиво. Выпрямили спинку. Проверили расстояние ладошкой между столом и грудной клеткой. Положили правильно прописи. Взяли правильно карандаш.   Нужно обвести по точкам и раскрасить согласные буквы синим цветом, а гласные - красным.

Вопросы к детям: - Назовите звуки, которые вы раскрасили синим цветом?

                                - Какие звуки вы раскрасили красным цветом?

Вос-ль: Молодцы! Вы правильно выполнили второе задание и получаете букву «У»

Вос-ль:  Я достою третий конверт с заданием.

Задание № 3  «Обведи и раскрась»

(у каждого на столе лежит лепесток, который вы закрепляет на доске)

Вос-ль:  Ребята, сейчас вы по очереди будете выходить к доске. Каждый из вас должен будет собрать из лепестков, лежащих у вас на столе ромашку. Только одно условие: первая ромашка с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья ромашка с серединкой зелёного цвета, какие у нее лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.)

Вос-ль:  Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились и получаете букву «Ч»

 

Физкультминутка.

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала, (Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Задание № 4 : Игра «Рассели животных в свои домики»

 Работа за столами с карточками: животные и домики с окошками: 1 - окошко для слов состоящих из одного слога, 2 - окошка для двух слогов, 3 - окошка для трёх слогов.

Воспитатель читает стихотворение:

Животные грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают: Как? Куда?
Помогите, детвора!
 - Давайте, поможем расселиться домашним животным по своим домикам. Нужно соединить линией животное с домиком.  В домике с одним окошком поселятся животные в названии которых один слог, в домике с двумя окошками животное в названии которого два слога, в домике с тремя окошками животные в названии которых три слога.

Педагог просит ребенка произнести название животного по слогам. Так дети каждого животного  соединяют с нужным домиком, комментируя свой выбор. В конце воспитатель вместе с детьми подводит итог задания.

- Какие животные поселятся в домике с одним окошком? (гусь, конь) Почему? (один слог). Как мы можем посчитать слоги? (сколько гласных- столько слогов, прохлопать, прошагать....)

- Какие животные поселятся в домике с двумя окошками? (петух, кошка, свинья, утка)...

- Какие животные поселятся в домике с тремя окошками? (корова, кролик. собака)......

 Вос-ль:  Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились и получаете букву «К»

 - Ребята в нашем портфеле остался последний конверт с заданием.

 Задание № 5  «Придумай предложение»

Вос-ль:  Придумайте предложение со словом «ЗОНТ».Сколько слов в этом предложении?

 Придумайте предложение со словом «ВЕСНА». Сколько слов в этом предложении?

- Что ставят в конце предложения? (точку)

- Если я удивилась? (!)

- А если спрашиваю? (?)

- Придумайте предложение вот к этой схеме:

_______     __________.

      - Что обозначает вертикальная полоска? (начало предложения)

      -  Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово)

      - Что стоит в конце предложения? (точка)

        (дети придумывают предложения)

     ______      ______     _______?

      - Сколько слов в этом предложении? (три)

      - Что стоит в конце предложения? (вопрос)

        (дети придумывают предложения)

III. Итог занятия.

Рефлексия.

Вос-ль:  Вы замечательно справились со всеми заданиями и вот последняя буква «А».

      Посмотрите  внимательно, какое слово получилось - «РУЧКА».  

      А где же обещанный сюрприз ? Давайте, заглянем в портфель

     (Воспитатель достаёт ручки для всех ребят).

     Это очень нужный подарок для первоклассников! В школе ручка вам обязательно пригодится!

        Ребята, вы молодцы!!! Выполнили все задания, которые я вам приготовила.

 Понравилось вам занятие?

Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?

Какие задания показались вам интересными? 

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

Самоанализ открытого занятия

на усвоение программного материала

за II полугодие

2020-2021 учебного года

по речевому развитию

в группе общеразвивающей направленности

дети  шестого года жизни

(до окончания образовательных отношений)

на тему: «Задания из школьного портфеля»

Цель: развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.

Задачи:

1.Учить детей вслушиваться в звучание слов, развивая фонематический слух, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

2. Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (парные согласные, мягкий- твердый, звонкий- глухой), находить место звука в слове.

3. Формировать умение делить слова на слоги, определяя количество слогов.

4. Осваивать азы слогового чтения.

          5. Развивать графомоторные навыки, пинцетный и пальцевой захват. Формировать точность                     и координацию графических движений.

6. Упражнять в составлении распространенных предложений с заданным словом, по заданной схеме.

7. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в парах; поощрять активность и самостоятельность.

8. Продолжать развивать мыслительные процессы детей. Стимулировать зрительно – поисковую активность, слуховое восприятие, память, логику и аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект).

9. Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.

Предварительная работа: занятия по подготовке детей к обучению грамоте,  подготовка атрибутов к занятию, дидактические игры «Поймай звук»,  «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»,  «Нужные знаки»,  «Закончи слово».

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, звуковой анализ слова.

Оборудование: портфель, конверты с заданиями - 5 шт., «Домики для парных звуков» - 5 шт., набор карточек «Звуки», буквы «Р», «У», «Ч», «К», «А», круги для ромашки: красный, синий, зелёный,

Раздаточный материал: прописи, цветные карандаши, лепестки ромашки с картинка, карточки: игра «Рассели животных в свои домики», сюрприз - ручки по количеству детей.

Санитарно – гигиеническое состояние группы соответствовало нормам СанПин. Были созданы условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, подготовлен соответствующий демонстрационный и раздаточный материал для проведения  занятия с учетом возрастных особенностей.

         Непосредственно образовательная деятельность проводилось в группе общеразвивающей направленности шестого года жизни. Образовательная область: речевое развитие.

        Для достижения поставленных целей и задач были учтены:

  • Забота о психологическом здоровье, эмоциональном благополучии детей.
  • Создание атмосферы доброжелательного  отношения ко всем воспитанникам.
  • Разнообразие видов детской деятельности.
  • Практический опыт детей и их знания.

Развитие воспитанников соответствует возрастным нормам в силу индивидуальных особенностей. В группе присутствовала доброжелательная атмосфера. Дети очень любознательны, отзывчивы.

           Образовательная деятельность состояла из трех этапов: организационного, основного и заключительного — рефлексия.

Организационная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, настрой на доброжелательное общение и эмоциональное благополучие во время НОД, стимулирование интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.

 Это решалось  через  такие организационные формы совместной деятельности:

  • Элементы  психогимнастики – ритуал утреннего приветствия " Дети дружно стали в круг";
  • Сюрпризный момент – загадка - портфель;
  • Мотивация -  постановка целей и задач перед детьми. Обещанный сюрприз.
  • Погружение в игровую ситуацию - конверты с заданиями

Основная часть НОД направлена на выполнение поставленных образовательных задач. Занятие спланировано в виде игры

При выборе заданий опиралась на имеющийся опыт детей, их потенциальные возможности, которые были ориентированы на выполнение заданий. Таким образом, все задания были тщательно продуманы и имели логичную направленность, исходя из темы и задач, поставленных в начале НОД.

В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

    - групповая;

    - индивидуальная;

    - работа у доски;

    - работа в прописях.

Все  задачи реализовывались через сочетание методов и приёмов:

  • игровой: игровая мотивация, сюрпризный момент, пальчиковые игры: самомассаж карандашом: «Мотор», «Догонялки», игра «Засели домики парными согласными», игра «Ромашка»,  «Рассели животных в свои домики», «Придумай предложение», сюрпризный момент в конце занятия
  • наглядный: наглядно - дидактический материал: «домики для парных звуков», набор карточек «Согласные звуки», лепестки и серединки для «ромашки», карточки для выполнения задания «Рассели животных в свои домики»
  • словесный: загадка, вопросы.
  • практический: упражнение в прописях: «Обведи и раскрась»

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.         

         В рефлексивно -  итоговой части НОД подвела итог деятельности, с помощью оценки и самооценки деятельности детей. Дети  делились впечатлениями о занятии.

           Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста, рассчитано на 30 минут. Каждая часть занятия соответствует временному промежутку:

 - Организационная часть - 3мин.

 - Основная часть - 25 мин.

 - Рефлексивно -  итоговая часть - 2 мин.

     Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение конкретных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов для взаимного сотрудничества воспитателя и детей. Все три этапа логичны и последовательны, подчинены одной теме.  

Виды деятельности сменяли друг друга. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другой.

 Большое внимание было уделено здоровьясбержению детей. Для снятия психического и физического перенапряжения использовала: физминутку, пальчиковые игры, самомассаж карандашом  работали сидя за столом, у доски. Что позволило избежать утомляемости воспитанников, сохранению эмоционального благополучия детей.

      Занятие было построено в виде игры в ходе, которого применялись разнообразные формы организации детей. Проводилась работа не только со всей подгруппой, но также  использовался индивидуально-дифференцированный подход, в процессе которого можно было  видеть уровень усвоения материала каждым  ребенком, и умение  работать коллективно, уметь замечать ошибки других. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта.

        Воспитанники показали хорошие знания в области «речевого развития» по подготовке грамоте:  умеют вслушиваться в звучание слов,  хорошо развит фонематический слух, имеют навыки звукового анализа слов: определяют гласные, согласные (парные согласные, мягкий- твердый, звонкий- глухой), находить место звука в слове, умеют делить слова на слоги, определяя количество слогов, освоили азы слогового чтения, могут составлять предложения с заданным словом, по заданной схеме, сформирован графомоторный навык,  отвечают на вопрос воспитателя полным  предложением.

 Выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Задачи реализованы полностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие первого года жизни.

В данном материале описаны условные нормы речевого развития детей до года, часто допускаемые ошибки родителей и советы для активизации речи....

Конспект открытой НОД для детей 2-3 лет ОО «Речевое развитие» «В огороде у козы»

Данныйм материал будет интересен педегог работающим с детьми раннего возраста...

Конспект игрового занятия в ясельной группе детского сада (для детей 3-го года жизни), тема: «Игрушки»

Конспект игрового занятия в ясельной группе детского сада (для детей 3-го года жизни), тема: «Игрушки»...

Конспект открытого просмотра НОД «В гостях у гномов» (ОО «Речевое развитие» (Развитие речи), ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Чтение художественной литературы) (средняя группа))

Проведение открытого просмотра  занятия «В гостях у гномов» (Использование методов сказкотерапии в целях  речевого развития младших дошкольников в средней  групп...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Лес в жизни человека".

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Лес в жизни человека"....

Конспект открытого занятия по ФЭМП за I полугодие во второй младшей группе на тему: «Снеговик и его друзья»

Цели:  Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.Закреплять умение детей сравнивать два предмета по ширине, обозначать результат сравнения ...

Конспект открытого занятия для родителей: «Волшебница вода» Образовательная область: Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие. Возраст детей: 4-5 года

Конспект открытого занятия для родителей: «Волшебница вода»Образовательная область: Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, речево...