"Путешествие в русскую избу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по речевом развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_2.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в Русскую избу»
Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и творчеству русского народа.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, чугунок, ухват, горшок, сито, деревянная ложка, самовар и т. д.);
• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа
Ход НОД
1. Момент приветствия
Воспитатель:
В Брянском крае,
В Сураже – граде
В нашем саду
Создали мы русскую избу.
Собирали всё по крупицам,
Чтобы было чему удивиться.
2. Игровой момент «В гости в Русскую избу»
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие в прошлое в «Русскую избу» ко мне в гости к Хозяюшке. Поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи.(Клубок катиться, а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу.)
(Хозяйка избы встречает детей у входа).
3. Хороводная игра «Заря - зарница»
Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в мою любимую Хороводную игру «Заря - зарница»
Дети встают в круг, берутся за руки. За кругом находится ведущий .Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Раз – два – три, не воронь, а лети как огонь
4. Беседа об избе
Воспитатель: Гости дорогие, прошу вас в избу, будьте как дома.
Заходим в избу садимся на лавки
Воспитатель : Сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Ребята, а какие дома бывают?
Дети: Большие, маленькие, многоэтажные, одноэтажные, кирпичные, блочные, деревянные.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей).
Воспитатель: Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей).
Воспитатель: Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (ответы детей).
Воспитатель: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
- А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? (ответы детей). Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (Лиственница).
Воспитатель: Почему же из лиственницы строили дома? Кто знает?
Ребёнок: Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
Ребенок: В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Воспитатель: Ребята, а как раньше люди называли свои дома?
Дети: Избы.
Воспитатель: А почему раньше в избу люди входили согнув голову?
Дети: Двери в избе были не высокие, а порог высоким – это нужно было для того, чтобы тепло не уходило из дома.
5.Беседа про печь.
Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте загадку и скажите:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (Печь).
Воспитатель: Что же такое печь? Кто знает?
Ребёнок: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Ребёнок: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Воспитатель: «Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Ребёнок: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Воспитатель: Ребята, а давайте насыпим гречневую крупу в наш чугунок, каким стал чугунок?
Дети: Тяжелым.
Воспитатель: Давайте поставим наш чугунок с гречкой в печь. Печка наши пылает огнем и жаром, каша в не быстро приготовилась.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Послушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Воспитатель: А где в избе стоял ухват?
Ребёнок: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Воспитатель: Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Воспитатель: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Ребёнок: Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
6. Беседа про сито.
Воспитатель: А вот и еще одна загадка для вас.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито).
Воспитатель: А что такое сито?
Ребёнок: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите попробовать просеять муку?
Дети: Да
Дети пробуют просеять муку через сито.
7. Беседа про ложки.
Воспитатель: Какие вы умные детки. Есть у меня еще одна
Воспитатель: «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
Воспитатель: Ребята, а из чего раньше в старину делали ложки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А из какого дерева?
Дети: Липа, осина
Ребёнок: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами попробуем поиграть на ложках
Песня - танец « К нам гости пришли»
Дети под народную музыку выполняют танцевальные движения, играя на ложках и бубне.
Воспитатель:
7.Беседо про самовар
Воспитатель: Со всеми загадками вы справились. Но осталась у меня одна, самая сложная.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
Воспитатель: Что такое самовар?
Ребёнок: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: Ребята, а давайте пригласим наших гостей, заварим чай и попьем его с пирогом, который испекла я в нашей печки из просеянной муки.
Воспитатель: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Не хочу, чтобы вы от меня с пустыми руками возвращались. (угощаю баранками)
Воспитатель: Славилась русская изба гостеприимствами всегда! До свидания, ребята!
Дети прощаются с хозяйкой, с помощью клубка возвращаются в группу.
Воспитатель: Ты катись, катись, клубок
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по русской избе
Дети должны знать историю своей страны,культуру своего народа....
Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"
В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...
Тематический досуг на тему: «Путешествие в русскую избу».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13560147","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"360"}}]]...
Проект в старшей группе "Путешествие по русской избе"
Методическая разработка проекта по теме "Русская изба" для старшего дошкольного возраста....
Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей с детьми подготовительного возраста. Сказка-квест «Путешествие в русскую избу»
Дети подготовительного возраста, группы компенсирующей направленности, совместно с педагогами, совершают "путешествие" в русскую старину и закрепляют знания и навыки, полученных ...
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе "Путешествие в русскую избу"
видеофрагмент занятия в средней группе...
Беседа "Путешествие по Русской избе".
Беседа "Путешествие по Русской избе"....