Тематический досуг на тему: «Путешествие в русскую избу».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тематический досуг на тему:
«Путешествие в русскую избу».
Цель: Углублять знания детей об эволюции предметов;
Побудить детей понимать назначение и функции: прялки, веретена,
утюга, самовара, балалайки, матрёшки.
Дать детям понятие о том, что человек создаёт предметы для своей
жизни;
Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, а также
положительный эмоциональный отклик.
Ход занятия:
Дети входят в зал(стоят рядом с воспитателем)
В-ль: Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?(да)
В чудесный мир зову вас я!!!
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие прошлого на ковре-самолёте!
(предлагаю всем поудобнее сесть на ковер-самолет; под красивую песенку мы летим).
-вот мы и прилетели, выходите все !
(ребята выходят)
-посмотрите-ка ребята,
Здесь-то русская изба,
Что живёт тут, вот загадка,
Разгадать её пора??
(дети проходят в русскую избу и садятся на стулья)
-Посмотрите внимательно вокруг, назовите предметы старины
(дети называют: Прялка , самовар, утюг…).
-Молодцы, сколько много предметов назвали!!!
-Я вам сейчас предлагаю превратиться в какой-нибудь старинный предмет
И что-нибудь о нём нам всем рассказать!!
-поиграем!(да)
1. (утюг)
Загадывает ребятам загадку:
В полотняной стране
По реке простыне,
Плывёт пароход:
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать?(дети- утюг).
(после отгадки поворачивается вокруг себя и одевает себе на голову шапочку утюга).
-Давным-давно, когда ещё не было ваших родителей, и даже ваших дедушек и бабушек, не было утюгов, но люди не ходили в мятой одежде. Они стирали свою одежду в реке, отжимали, потом сушили.
-А как отглаживали одежду? Может быть кто-то догадался?(ответы детей)
-Рассказ воспитателя: Гладили одежду так!(показывает)(наматываю на палку и катаю по рефлёной доске)
-А интересно, хорошо ли разглаживалась одежда?
-конечно нет, таким способом её нельзя было хорошо разгладить, так как оставалось много складок, да и трудно было постоянно наматывать и разматывать одежду.
-А потом люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжёлый предмет, да ещё и горячий.
-И тогда люди придумали угольный утюг. Это железная коробка, с заостреным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки, а угольки нагревали утюг, и так гладили одежду
-Кто скажет , удобен ли был такой утюг?(ответы детей)
-Конечно нет, можно было обжечь пальцы, да и постоянно надо было греть угольки).
-А потом люди придумали электрические утюги. Как понять электрические?(ответы детей)
Арина-утюг: Предлагаю вам поиграть в игру
«Проверьте, все ли утюги могут работать?»
(дети играют).
Вос-ль: Спасибо Арина, теперь мы много знаем об утюге!
2. (балалайка)
Загадывает загадку: Ой , звенит она звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша?...(балалайка)
-А теперь внимательно послушайте музыкальные инструменты и угадайте , где звучит балалайка?(дети слушают и отгадывают).
Вос-ль: Спасибо Валера за загадку и за задание.
3.(прялка)
(надевает на голову шапочку)
-Соня: Я- прялка !!!
В подчиненье у меня
Очень важные предметы,
Все они мои друзья,
Среди них- я королева,
Потому, что старше всех.
И скажу вам откровенно-
Царствую я без помех!!!
Соня: Я очень важная дама, и к тому же очень уважаемая!
Много, много лет назад я жила во всех домах и помогала людям.
Меня берегли, каждый день с меня стирали пыль, а некоторые
Украшали меня цветами, расписывали яркими узорами.
-А сейчас я позову кого-то!
Очень нужен мне помощник
Веретёнце-озорник,
Без него я не работник,
Появись пред нами вмиг!!
Выходит Варя Лысанская (надевает шапочку веретена).
-Варя: Вот и я, меня вы звали?
Я на помощь к вам приду,
Я хочу, чтоб вы узнали, как умело, я пряду!
-Как меня зовут, запомнили?(дети –веретено)
(в руках держит большой клубок)
-Из волшебной этой нитки
Вяжут тёплые носки,
Варежки, шарфы и шапки.
Все они зимой нужны!
-Мы вам принесли в подарок, целый клубок шерстяных ниток
-Вос-ль: Спасибо веретёнце за чудесный клубок!
Проводится подвижная игра «Клубок»(дети под веселую музыку передают
Друг другу клубок, как только заканчивается музыка, тот у кого клубок называет предмет, который можно увидеть в русской избе)
4.(матрёшка) (надевает шапочку марёшки.)
-Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! Гармошка?
Нет! То-русская матрёшка.
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так немного и немало
Символом России стала
Знают все её загадку
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки,
Её младшие сестрёнки!! Кто же это?(ответ детей- матрешка)
-Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что матрёшка- это особая игрушка! Матрёшкой
Называли только ту точеную и расписанную деревянную игрушку,
Которая состояла из нескольких вкладывающихся одна в другую
Игрушку.
А игрушки, которые не вкладывались ода в другую, просто
Просто назывались-«Точёная игрушка».
Вос-ль: Матрёшка , а что ты для нас приготовила?
Мат-ка: Кино обо мне!
Вос-ль: Тогда давайте смотреть!(дети смотрят)
5.(самовар)
Загадывает загадку: Стоит толстячок
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит-
Всем пить чай велит?(ответ детей)
-Правильно самовар!
А что такое самовар?(ответы детей)
-Самовар-это устройство для кипячения воды и приготовления чая!!!
(рассказывает стих-е и угощает детей баранками к чаю)
(Обращение к гостям – Дорогие гости, может вы нам что-то расскажите о самоваре?)
Вос-ль: Наше путешествие подходит к концу. Все предметы в русской избе мы отгадали
Много мы о них узнали
И за то, спасибо всем,
А теперь нам не пора ли
Возвращаться в детский сад –Соня Беляева
Но мы верим, что однажды
Вновь вернёмся все сюда.
И наверное неважно,
Сколько лет пройдет тогда! -Варя Пуряева
Вос-ль:
Садитесь все на ковер самолет нам пора улетать!(летим)
(Прилетели)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
-игровой момент «летим на ковре-самолёте в русскую избу»(под музык.песенку)
-Рассматривание предметов старины
-Превращение детей в старинные предметы
-Рассказывание о предметах старины самими детьми(взрослым)
-Подвижная игра «Клубок»(дети называют предмет старины)
-Просмотр кинофильма о матрешке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга на тему: "Путешествие в зимний лес"
Развлечение для детей....
Конспект досуга на тему: "Путешествие по родному краю Башкортостану"
Развлечение на тему Мой родной Башкортостан...
Физкультурный досуг на тему: «Путешествие в Страну игрушек»
Физкультурный досуг на тему: «Путешествие в Страну игрушек»...
Спортивный досуг на тему: «Путешествие в сказочный лес» во второй младшей группе
Спортивный досуг на тему: «Путешествие в сказочный лес» во второй младшей группеЦели: развитие эмоционального интереса к двигательной деятельности.Задачи: воспитывать у детей потребность в движении. З...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое. Русская изба»
Тема: «Путешествие в прошлое. Русская изба».Цель: Формировать интерес к культуре и быту русского народа, способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.Задачи:...
Конспект досуга во второй младшей группе "Русская изба"
В данном занятие предлагаю совершить путешествие по русской избе....
Тематический годовой план НОД в музее «Русская изба» по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей среднего дошкольного возраста
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравств...