Тематический досуг на тему: «Путешествие в русскую избу».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шматова Светлана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_dosug_na_temu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

   Тематический досуг на тему:

 «Путешествие в русскую избу».

Цель: Углублять знания детей об эволюции предметов;

          Побудить детей понимать назначение и функции: прялки, веретена,

          утюга, самовара, балалайки, матрёшки.

          Дать детям понятие о том, что человек создаёт предметы для своей

          жизни;

          Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, а также

          положительный эмоциональный отклик.

     

                                 Ход занятия:

Дети входят в зал(стоят рядом с воспитателем)

В-ль: Сегодня день у нас особый,

          Я приглашаю вас друзья.

          А вы со мной идти готовы?(да)

          В чудесный мир зову вас я!!!

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие  прошлого на ковре-самолёте!

(предлагаю всем поудобнее сесть на ковер-самолет; под красивую песенку мы летим).

-вот мы и прилетели, выходите все !

    (ребята выходят)

-посмотрите-ка ребята,

 Здесь-то русская изба,

 Что живёт тут, вот загадка,

 Разгадать её пора??

 (дети проходят в русскую избу и садятся на стулья)

-Посмотрите внимательно вокруг, назовите предметы старины

(дети называют: Прялка , самовар, утюг…).

-Молодцы, сколько много предметов назвали!!!

-Я вам сейчас предлагаю превратиться в какой-нибудь старинный предмет

  И что-нибудь о нём  нам всем рассказать!!

-поиграем!(да)

1. (утюг)

   Загадывает ребятам загадку:

                                                    В полотняной стране

                                                    По реке простыне,

                                                    Плывёт пароход:

                                                    То назад, то вперёд.

                                                    А за ним такая гладь-

                                                    Ни морщинки не видать?(дети- утюг).

(после отгадки поворачивается вокруг себя и одевает себе на голову шапочку утюга).

-Давным-давно, когда ещё не было ваших родителей, и даже ваших дедушек и бабушек, не было утюгов, но люди не ходили в мятой одежде. Они стирали свою одежду в реке, отжимали, потом сушили.

-А как отглаживали одежду? Может быть кто-то догадался?(ответы детей)

-Рассказ воспитателя: Гладили одежду так!(показывает)(наматываю на палку и катаю по рефлёной доске)

-А интересно, хорошо ли разглаживалась одежда?

-конечно нет, таким способом её нельзя было хорошо разгладить, так как оставалось много складок, да и трудно было постоянно наматывать и разматывать одежду.

-А потом люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжёлый предмет, да ещё и горячий.

-И тогда люди придумали угольный утюг. Это железная коробка, с заостреным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки, а угольки нагревали утюг, и так гладили одежду

-Кто скажет , удобен ли был такой утюг?(ответы детей)

-Конечно нет, можно было обжечь пальцы, да и постоянно надо было греть угольки).

-А потом люди придумали электрические утюги. Как понять электрические?(ответы детей)

Арина-утюг: Предлагаю вам поиграть в игру

                  «Проверьте, все ли утюги могут работать?»

                   (дети играют).

Вос-ль: Спасибо Арина, теперь мы много знаем об утюге!

2. (балалайка)

  Загадывает загадку: Ой , звенит она звенит,

                                     Всех игрою веселит!

                                     А всего-то три струны

                                     Ей для музыки нужны.

                                     Кто такая, отгадай-ка,

                                     Это наша?...(балалайка)

-А теперь внимательно послушайте  музыкальные инструменты и  угадайте , где звучит балалайка?(дети слушают и отгадывают).

Вос-ль: Спасибо Валера за загадку и за задание.

3.(прялка)

 (надевает на голову шапочку)

-Соня: Я- прялка !!!

            В подчиненье у меня

            Очень важные предметы,

            Все они мои друзья,

            Среди них- я королева,

            Потому, что старше всех.

            И скажу вам откровенно-

            Царствую я без помех!!!

Соня: Я очень важная дама, и к тому же очень уважаемая!

           Много, много лет назад я жила во всех домах и помогала людям.

           Меня берегли, каждый день с меня стирали пыль, а некоторые

           Украшали меня цветами, расписывали яркими узорами.

-А сейчас я позову кого-то!

                                              Очень нужен мне помощник

                                              Веретёнце-озорник,

                                              Без него я не работник,

                                              Появись пред нами вмиг!!

Выходит Варя Лысанская (надевает шапочку веретена).

-Варя: Вот и я, меня вы звали?

           Я на помощь к вам приду,

           Я хочу, чтоб вы узнали, как умело, я пряду!

-Как меня зовут, запомнили?(дети –веретено)

(в руках держит большой клубок)

-Из волшебной этой нитки

 Вяжут тёплые носки,

 Варежки, шарфы и шапки.

 Все они зимой нужны!

-Мы вам принесли в подарок, целый клубок шерстяных ниток

-Вос-ль: Спасибо веретёнце за чудесный клубок!

Проводится подвижная игра «Клубок»(дети под веселую музыку передают

Друг другу клубок, как только заканчивается музыка, тот у кого клубок называет  предмет, который можно увидеть в русской избе)

4.(матрёшка) (надевает шапочку марёшки.)

-Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То-русская матрёшка.

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так немного и немало

Символом России стала

Знают все её загадку

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки,

Её младшие сестрёнки!! Кто же это?(ответ детей- матрешка)

-Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что матрёшка- это особая игрушка! Матрёшкой

              Называли только ту точеную и расписанную деревянную игрушку,

              Которая состояла из нескольких вкладывающихся одна в другую

              Игрушку.

              А игрушки, которые не вкладывались ода в другую, просто

              Просто назывались-«Точёная игрушка».

Вос-ль: Матрёшка , а что ты для нас приготовила?

Мат-ка: Кино обо мне!

Вос-ль: Тогда давайте смотреть!(дети смотрят)

5.(самовар)

Загадывает загадку: Стоит толстячок

                                   Подбоченивши бочок,

                                   Шипит и кипит-

                                  Всем пить чай велит?(ответ детей)

-Правильно самовар!

А что такое самовар?(ответы детей)

-Самовар-это устройство для кипячения воды и приготовления чая!!!

 (рассказывает стих-е и угощает детей баранками к чаю)

(Обращение к гостям – Дорогие гости, может вы нам что-то расскажите о самоваре?)

Вос-ль:  Наше путешествие подходит к концу. Все предметы в  русской избе мы отгадали

               Много мы о них узнали

              И за то, спасибо всем,

              А теперь нам не пора ли

              Возвращаться в детский сад –Соня Беляева

   

              Но мы верим, что однажды  

              Вновь вернёмся все сюда.

              И наверное неважно,

              Сколько лет пройдет тогда!  -Варя Пуряева

Вос-ль:

              Садитесь все на ковер самолет нам пора улетать!(летим)

(Прилетели)

           МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

-игровой момент «летим на ковре-самолёте в русскую избу»(под музык.песенку)

-Рассматривание предметов старины

-Превращение детей в старинные предметы

-Рассказывание о предметах старины самими детьми(взрослым)

-Подвижная игра «Клубок»(дети называют  предмет старины)

-Просмотр кинофильма о матрешке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга на тему: "Путешествие по родному краю Башкортостану"

Развлечение на тему Мой родной Башкортостан...

Физкультурный досуг на тему: «Путешествие в Страну игрушек»

Физкультурный досуг на тему: «Путешествие в Страну игрушек»...

Спортивный досуг на тему: «Путешествие в сказочный лес» во второй младшей группе

Спортивный досуг на тему: «Путешествие в сказочный лес» во второй младшей группеЦели: развитие эмоционального интереса к двигательной деятельности.Задачи: воспитывать у детей потребность в движении. З...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое. Русская изба»

Тема: «Путешествие в прошлое. Русская изба».Цель: Формировать интерес к культуре и быту русского народа, способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.Задачи:...

Конспект досуга во второй младшей группе "Русская изба"

В данном занятие предлагаю совершить путешествие по русской избе....

Тематический годовой план НОД в музее «Русская изба» по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей среднего дошкольного возраста

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравств...