Звуковая культура. Знакомство со звуками Ж и Ш
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект по развитию речи

               в старшей группе.

 

                                                            Воспитатель: Гунзенова М.Ц.

                                                                      г. Улан - Удэ

2018 г.

Тема: «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]»

 Цель: совершенствовать устную речь детей.

Задачи: Образовательные:

Учить детей дифференцировать звуки ш-ж на слух и в произношении. Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего; Упражнять детей в делении слов на слоги. Продолжать упражнять в умении согласовывать слова в предложении.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, воображение. Развивать ассоциативное мышление; Развивать зрительное восприятие, фонематический слух; Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию координации речи с движением.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно. Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность. Создать атмосферу психологического комфорта.

Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и зеленые; два домика на доске; картинки жука и змеи, музыка и видео с инопланетянами, музыка-шум леса, мяч

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети в кругу)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Звучит космическая музыка и видео с инопланетянами.

-К нам с далёкой планеты прилетели космические гости. Кто они? (инопланетяне)

-Наши гости говорят на своём инопланетном языке. И чтобы их понимать, надо потренировать свой речевой аппарат.

1. Артикуляционная гимнастика. (Улыбка, хоботок, вкусное варенье, чередование худышка, толстячок).

2. Обращение инопланетян.

-Здравствуйте, дети! Нас зовут Шипелка и Жужжалка. Помогите, пожалуйста, собрать наш корабль и улететь домой. Он сломался и разлетелся на 4 стороны.

-Ребята, поможем им собрать корабль? ( да).

3. Сначала надо помочь им выбрать подходящую одежду для путешествия по нашей планете, ведь они в скафандрах. Перед вами картинки. Вы должны выбрать такую одежду, чтобы в названии присутствовал звук (ш) или (ж). ( Шапка, шарф, шуба, джинсы, шаль, жилет, пиджак, пижама, рубашка, шляпа.). Давайте также определим сколько слогов в слове.

-Вот, мы одели наших гостей и нашли первую часть корабля.

4. Пора отправляться в дорогу. Впереди у нас густой лес.(шум леса).Кто же перегородил нам дорогу?

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (картинка змеи)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь прислушайтесь. Кто это?

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь  [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем  снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук   [ж] — дрожит.

-Давайте со змеёй поиграем в ее игру « Сигнальная азбука».

Я буду называть слова, а вы услышав звук(ш), показываете движение змеи. Услышав звук(ж), показываете движение жука.(Машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш).

- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Теперь попробуем составить предложения, используя любое слово.

-А вот и еще одна часть нашего космического корабля.

5. Устали, новерное? Жук предлагает немного отдохнуть.

Физ. минутка.

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

Давайте выполним еще одно задание жука. Игра « Наоборот».( с мячом)

Я буду называть слова и бросать вам мяч, а вы возвращаете мяч, изменив первый звук (ж) на звук(ш).

Шар-жар, жаль-шаль, жалить-шалить, жарить-шарить.

-А вот и третья часть нашего корабля. Наши гости очень рады, что скоро будут дома, благодаря вам, ребята.

6. Осталось найти последнюю часть корабля, поиграв в игру с прищепками. На прищепках есть картинки, а на кружках звуки ш и ж. Надо найти картинки со звуком ш или ж.

-А вот и четвертая деталь. Посмотрите, что у нас получилось, собрав все детали.

-Шипелка и Жужжалка, это ваш корабль? (да). Они так обрадовались, что хотят с вами напоследок поиграть вместе в одну игру.

7. Ша-ша-ша-умываем малыша

Жа-жа-жа-увидели ежа

Ши-ши-ши-подумаем в тиши.

-Ну, всё. Им пора, их ждут.(звучит музыка космическая и видео как улетают на корабле).Скажем им все –До свидания!

А мы с вами вспомним какие задания сегодня выполняли? Чем занимались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по звуковой культуре речи Тема: «Звук л».

Этот конспект составлен в игровой форме. Дети с удовольствием занимаются, выполняют задания играя....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"

Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово»Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по зв...

Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "

Программные задачи: • Продолжить  учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...

Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"

Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...