Звуковая культура. Знакомство со звуками Ж и Ш
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи
в старшей группе.
Воспитатель: Гунзенова М.Ц.
г. Улан - Удэ
2018 г.
Тема: «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]»
Цель: совершенствовать устную речь детей.
Задачи: Образовательные:
Учить детей дифференцировать звуки ш-ж на слух и в произношении. Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего; Упражнять детей в делении слов на слоги. Продолжать упражнять в умении согласовывать слова в предложении.
Развивающие:
Развивать речь, внимание, воображение. Развивать ассоциативное мышление; Развивать зрительное восприятие, фонематический слух; Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию координации речи с движением.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно. Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность. Создать атмосферу психологического комфорта.
Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и зеленые; два домика на доске; картинки жука и змеи, музыка и видео с инопланетянами, музыка-шум леса, мяч
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети в кругу)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Звучит космическая музыка и видео с инопланетянами.
-К нам с далёкой планеты прилетели космические гости. Кто они? (инопланетяне)
-Наши гости говорят на своём инопланетном языке. И чтобы их понимать, надо потренировать свой речевой аппарат.
1. Артикуляционная гимнастика. (Улыбка, хоботок, вкусное варенье, чередование худышка, толстячок).
2. Обращение инопланетян.
-Здравствуйте, дети! Нас зовут Шипелка и Жужжалка. Помогите, пожалуйста, собрать наш корабль и улететь домой. Он сломался и разлетелся на 4 стороны.
-Ребята, поможем им собрать корабль? ( да).
3. Сначала надо помочь им выбрать подходящую одежду для путешествия по нашей планете, ведь они в скафандрах. Перед вами картинки. Вы должны выбрать такую одежду, чтобы в названии присутствовал звук (ш) или (ж). ( Шапка, шарф, шуба, джинсы, шаль, жилет, пиджак, пижама, рубашка, шляпа.). Давайте также определим сколько слогов в слове.
-Вот, мы одели наших гостей и нашли первую часть корабля.
4. Пора отправляться в дорогу. Впереди у нас густой лес.(шум леса).Кто же перегородил нам дорогу?
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея) (картинка змеи)
А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
А теперь прислушайтесь. Кто это?
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)
А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].
-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?
-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
-Давайте со змеёй поиграем в ее игру « Сигнальная азбука».
Я буду называть слова, а вы услышав звук(ш), показываете движение змеи. Услышав звук(ж), показываете движение жука.(Машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш).
- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Теперь попробуем составить предложения, используя любое слово.
-А вот и еще одна часть нашего космического корабля.
5. Устали, новерное? Жук предлагает немного отдохнуть.
Физ. минутка.
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
Давайте выполним еще одно задание жука. Игра « Наоборот».( с мячом)
Я буду называть слова и бросать вам мяч, а вы возвращаете мяч, изменив первый звук (ж) на звук(ш).
Шар-жар, жаль-шаль, жалить-шалить, жарить-шарить.
-А вот и третья часть нашего корабля. Наши гости очень рады, что скоро будут дома, благодаря вам, ребята.
6. Осталось найти последнюю часть корабля, поиграв в игру с прищепками. На прищепках есть картинки, а на кружках звуки ш и ж. Надо найти картинки со звуком ш или ж.
-А вот и четвертая деталь. Посмотрите, что у нас получилось, собрав все детали.
-Шипелка и Жужжалка, это ваш корабль? (да). Они так обрадовались, что хотят с вами напоследок поиграть вместе в одну игру.
7. Ша-ша-ша-умываем малыша
Жа-жа-жа-увидели ежа
Ши-ши-ши-подумаем в тиши.
-Ну, всё. Им пора, их ждут.(звучит музыка космическая и видео как улетают на корабле).Скажем им все –До свидания!
А мы с вами вспомним какие задания сегодня выполняли? Чем занимались?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по звуковой культуре речи Тема: «Звук л».
Этот конспект составлен в игровой форме. Дети с удовольствием занимаются, выполняют задания играя....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"
Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово»Департамента социальной защиты населения города Москвы Конспект индивидуального занятия по зв...
Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "
Программные задачи: • Продолжить учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...