Потешки, игры, упражнения для детей
картотека по развитию речи
Речь является главным средством общения людей. Большую роль в развитии речи играют специальные игры, упражнения и занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Потешки для самых маленьких
Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.
Предварительный просмотр:
Игры на развитие
мелкой моторики у детей 2 лет.
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Все дети без исключения обожают играть! Думаю, что эти игры на развитие мелкой моторики для детей 2 лет вам обязательно пригодятся!
Игры с прищепками.
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!
Вот самые популярные из них:
Конструирование из прищепок: Сортируем прищепки по цвету:
С помощью прищепок делаем
иголочки на спинке ежика,
лучики у солнышка и т.п.:
Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить "червячков" в тарелочку к птичке используя прищепки):
Сортируем помпоны по цвету, перекладывая их с помощью прищепок:
Сортируем крупу:
Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь мамам могут прийти сюжетные игры:
1. Накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку):
2. Помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки "камешками". У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке - камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка):
По такому же принципу можно играть в огород - помогать зайке, высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т.п.).
Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?
Мелкие предметы и отверстия:
Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.
Вариаций таких игр очень много, например вы можете кормить голодную птичку зернышками:
Или так:
Раскопки и рисование на манке.
Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка.
Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т.п.:
Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Итак:
Положите на поднос лист бумаги, на котором нарисован один или несколько рисунков:
И присыпьте этот лист манкой. Пусть ребенок по просьбе мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе. (Заметила, что на занятиях дети больше любят это делать совместно с мамами, а не в одиночку. Поэтому не оставайтесь в стороне - ищите вместе и радостно удивляйтесь находкам!).
Ну а можно просто предложить ребенку самому поиграть с подносом с манкой – дети редко отказываются от такой затеи.
Подготовка руки к письму – рисуем линии.
Когда ребенок выполняет задания по типу "нарисуй линию", он достигает сразу трех целей:
- развивает мелкую моторику;
- готовит руку у письму;
- учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще - просто калякают на бумаге. Линии и точки - это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).
Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан, например такие:
Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен.
Можно рисовать горизонтальные линии:
Вертикальные линии (искупай слонят):
Косые линии (помоги мишкам добраться до мамы):
Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.
Ищем мелкие предметы в воде и крупе.
Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс.
Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом.
Например:
Найди в крупе все «конфеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету):
Вылови бусинки или мозаику из воды и разложи их по цветам:
Игры с медицинской грушей и пипеткой.
Игры с обычной медицинской грушей и пипеткой здорово развивают мелкую моторику, к тому же и стоят эти предметы совсем недорого, а детям такие игры очень нравятся!
Игрушки на развитие мелкой моторики.
Развивать мелкую моторику можно и при помощи специальных игрушек. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами, ребенок может провести время с пользой.
Хорошими игрушками на развитие моторики для детей 2 лет будут такие:
Игры с бусами:
Болтики и винты:
Мозаика:
Игры с Лего:
Предварительный просмотр:
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Регулярные занятия с малышом при использовании ярких картинок способствуют запоминанию самих предметов и исходящих от них звуков. Вследствие регулярных занятий у ребенка повышается речевая активность, совершенствуется артикуляция звуков, улучшается четкость и ясность произношения слогов и слов.
Предварительный просмотр:
Стихи можно использовать как веселую игру. Если ребёнку хорошо знакомо стихотворение, он сначала начинает предугадывать последние рифмованные слова в строчках, а потом пытается их договаривать. Такая игра хорошо тренирует память ребенка. Рассказывая малышу стихотворение, делайте паузы в соответствующих местах, поощряя его тем самым договорить последнее слово в строчке.
МАЛЕНЬКАЯ КОШКА Сидит на окошке Маленькая… (кошка). | МОЛОКО Это миска. В миске — Молоко для… (киски). |
МУХА Укусила кису муха И болит у кисы… (ухо). | ХВОСТИК Зайка маме говорит: «Хвостик у меня… (болит)». |
ЖИЛИ У БАБУСИ Жили у бабуси Два веселых… (гуся), Один — серый, Другой — белый, Два веселых… (гуся). | ТАНЯ Наша Таня громко плачет: Уронила в речку… (мячик). — Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке… (мяч). |
МОЙ МИШКА Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему… (штанишки). Надо к ним карман пришить И конфетку… (положить). | СНЕЖНАЯ ПЕСЕНКА Ежонок укрылся Осенним… (листом) Пушистая белочка Теплым… (хвостом). |
МЯЧ Мой веселый, звонкий мяч Ты куда пустился… (вскачь), Желтый, красный, голубой, Не угнаться за…(тобой). | КОРОВУШКА Коровушка, коровушка! Рогатая… (головушка)! Малых деток не бодай, Молока им лучше… (дай)! |
КОЗЛЕНОК Шел козленок по дорожке, У него устали… (ножки). Закричал козленок: — МЕ-Е-Е! Постелите коврик… (мне-е-е)! | ГУСЬ — Ты куда поплыл, мой гусь? — Не волнуйся, я… (вернусь)! Посмотреть хочу, ГА-ГА, На другие… (берега)! |
ЛЯГУШКИ После дождика лягушки Веселились на… (опушке): — Что за прелесть, КВА-КВА-КВА, Всюду мокрая… (трава)! | КТО МЯУКАЛ? Кто мяукнул у дверей? — Открывайте поскорей. Очень холодно зимой Мура просится… (домой). |
МОЙ КОНЬ Я залез на коня И держусь… (руками). Посмотрите на меня, — Я поехал… (к маме). | Только я с кровати встал, Сделал шаг – уже устал. Встану – ох! И лягу – ох! Что-то стал совсем я плох!» – Охал наш соседушка, Очень старый… (Дедушка) |
Я на свете все слова Заменяю громким «Ква!» «Ква!» – высокая трава. Дождь и солнце – тоже «Ква!» «Ква» – игрушка. «Ква» – избушка!»- Вот как квакает… (Лягушка) | Пи! – опять я к вам пришла Сыр я здесь вчера нашла! А сегодня – хлеб… И вот Будет славный бутерброд!» – Так пищит малышка, Серенькая … (Мышка) |
Я хозяину служу! Двор от кошек сторожу! Как залаю: «Гав! Гав! Гав!» – Прочь бегут, хвосты задрав!» – Гавкает и рвется в драку С каждой кошкою … (Собака) | Мы по рельсам «Чух-чух-чух» Мчим на север и на юг. И платформе, и мосту Громко мы гудим: «Ту-ту!» Жаль, что в небе никогда Не летают…» (Поезда) |
За грибами я пошел, Путь обратный не нашел. Долго я «Ау!» кричал, Но никто не отвечал. Убежал от зайчика. Ой, спасите…» (Мальчика) | Говорю совсем не зря Я своим детишкам «Кря!» Мы сейчас пойдем на пруд! Нас другие птицы ждут. Кря-кря-кря!» – всех за минутку Сосчитает мама -… (Утка) |
Хрю! Лишь вечер наступает, Детки сразу засыпают. Я им тихо хрюкаю, В ясельках баюкаю. Глажу их по спинке, Спите, детки… (Свинки) | Я с хозяином дружу. Как его увижу, ржу! И могу я «И-го-го!» Далеко умчать его. Если дашь мне шоколадку, То признаюсь, я… (Лошадка) |
Мяу-мяу! Я пою Песнь любимую свою. Ты возьми меня на ручки, Мы устроим помяучки. А еще погладь немножко!» – Просит всех прохожих… (Кошка) | Целый день хожу по лугу По квадрату и по кругу. Эй, пастух, проснись-ка! Му! Где трава здесь, не пойму. Хочешь молока парного, Дай травы!» – мычит… (Корова) |
Я со всех сторон хорош, На тебя чуть-чуть похож! Бе! Коль нравлюсь я тебе, То скажи мне тоже «Бе!» Краше нет моих кудряшек!» – Блеет облаку… (Барашек) | Сколько лет в твоем веку, Столько раз скажу: «Ку-ку!» Ну а если промолчу, Не спеши бежать к врачу. А сходи-ка на опушку, Поищи еще … (Кукушку) |
Что творится нынче, ух! Мышь забралась под лопух. Ух, какая! Ух, не спит! Буду я сегодня сыт! Будет ужин мой обилен!» – Ухает довольный… (Филин) | Ко! Ко! Ко! Вернись, цыпленок! Ты совсем еще ребенок. Видишь, за калиткой той Луг с куриной слепотой. Не ходи на улицу!» – Квохчет мама-… (Курица) |
Кто идет, зачем, куда – Все я вижу из гнезда. Кар! Вот кошка на заборе! Кар! Вот тень ползет по шторе! Кар! Горшок упал с балкона!» – Громко каркает… (Ворона) | Га-га-га! Кто впереди? Ты ко мне не подходи! Я вытягиваю шею, Как змея шипеть умею, Я щипаюсь и клююсь!» – Хвастаясь, гогочет… (Гусь) |
На насесте я сижу, Утром криком всех бужу! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре! Солнце встало во дворе! Всем пора почистить пух!» – Кукарекает… (Петух) | Про меня реши задачу – Я реву, но я не плачу. Не тружусь я по часам И упрямый, как я сам! После двух моих: «И-а!» Стыдно не узнать… (Осла) |
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/03/12/stihi-s-dogovarivaniem
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей 2-3 лет».
Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.
С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо чаще разговаривать с малышом, причем не односложно.
В течение дня воспитатель должен разговаривать с детьми о том, что они видят и делают, объяснять, что им предстоит сделать. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель должен комментировать свои действия, использовать в речи подходящие стихи, песенки, присказки. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе. Наблюдая за действиями воспитателя, помогая ему, дети учатся слушать речь, узнают новые слова.
Большое значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи:
• разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);
• игры-занятия с предметами и сюжетными картинками;
• рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;
• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
• разгадывание загадок;
• игры, направленные на развитие мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания, игры, упражнения для детей 4 - 5 лет с лексико-грамматическим недоразвитием речи
В данном методическом пособии представлена серия игровых упражнений для устранения лексико-грамматического недоразвития речи и совершенствования мелкой моторики рук у детей 4 – 5 лет. Задания подобран...
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Игры- -упражнения для детей с высоким и низким уровнем развития двигательной активности...
"Игры- упражнения для детей с высокой двигательной активностью"
"Игры -упражнения для детей с высокой двигательной активностью"...
Игры- упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности
Игры - упражнения на развитие быстроты движений....
Релаксационные игры - упражнения для детей дошкольного возраста
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому да...
Игры - упражнения для детей раннего возраста
Игры - упражнения для детей раннего возраста...
Игры-упражнения для детей с низкой двигательной активностью
Я подобрала и составила картотеку игр с учетом двигательной активности детей. Предлагаю вашему вниманию подборку игр и упражнений для детей с низкой двигательной активностью на развитие быстроты движе...