Выступление на педагогическом совете "Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия"
статья по теме
Игровые упражнения с детьми
По кругам Луллия
(для воспитателей детских садов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugi_lulliya.docx | 355.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения с детьми
По кругам Луллия
(Технология ТРИЗ)
Что такое ТРИЗ?
Теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Дошкольный возраст уникален.
Как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в дошкольных учреждениях является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения; активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
В современных методичках часто звучит «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить творчески. А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
Девиз тризовцев – «Можно говорить всё» — и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.
Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» — т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.
Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации.
Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия
Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, воображения, формировать навыки, позволяющие самостоятельно решать свои проблемы, учить думать.
Для этого нужно, прежде всего, научить различать объекты, познавать их через признаки и их проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного – нужно лишь уметь это видеть.
Данная методика позволяет обучать детей познанию мира, его преобразованию и решению возникающих проблем. Это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий мир.
Поиграйте с детьми в эти картинки, расположенные особым образом на этих кругах. Умело подобранные задания научат ребенка различать признаки, сравнивать предметы, помогут развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображение. А самое главное, они дадут возможность ребенку почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять фантастические истории, решать проблемы, пусть пока сказочные. Ведь реальность и фантазия – два закадычных друга.
Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия.
Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объемную, плоскостную), количество, части, изменения во времени, материал, место и др.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:
- формируют познание «признак», знакомят с именами признаков;
- учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
- развивают навыки фантастического преобразования объектов;
- формируют способность увидеть суть проблемы.
Описание метода
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (XIV в., Италия) и получила название «Круги Луллия».
На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов.
Изобретение Р. Луллия и взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет: формировать у детей понятия «объект» - «признак» - «проявление признака»; развивать воображение, гибкость мышления; формировать способность увидеть суть проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом часе: «Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»
Выступление на педагогическом часе:«Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»...
Педагогическая находка "Круги Луллия"
quot;Круги Луллия" очень познавательная разработка для детей любого возраста...
Педагогическая находка: «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в ...
Выступление "Использование кругов Луллия в музыкальном развитии дошкольников"
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит эле...
Варианты упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием Кругов Луллия
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент и...
Использование Кругов Луллия в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР
Методическая разработка...