Практикум «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Анисимова Елена Александровна

Практикум включает в себя такие вопросы, как: актуальность проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста, современные технологии речевого развития детей (использование схем и моделей по развитию речи, использование мнемотехники и элементов ТРИЗ в работе по развитию речи детей дошкльного возраста).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие с воспитателями

«Современные подходы к развитию связной речи
детей дошкольного возраста»

Цель:1. Познакомить педагогов с современными технологиями речевого развития.        

          2. Формировать у педагогов практические умения по организации речевой деятельности детей, диагностические умения.

План:

  1. Актуальность проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста.
  2. Современные технологии речевого развития
  • Использование схем и моделей в работе по развитию связной речи детей.
  • Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи детей.
  • Использование элементов ТРИЗ в работе по развитию связной речи детей.

      3. Подведение итогов  семинара-практикума, обмен мнениями.  

Современные технологии речевого развития

1. Личностно-ориентированные технологии (технологии развивающего обучения, проблемные технологии, ТРИЗ, коллаж и т.д.)

2. Здоровьесберегающие технологии (логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т.д.)

3. Информационно-коммуникативные технологии (использование игр на СМАРТ доске, игры-презентации, мультипликация и т.д.)

4. Познавательно-исследовательские технологии (опыт, эксперимент, познавательные игры и т.д.)

5. Проектная деятельность (элементарная мнемотаблица, мини-проект)

6. Игровые технологии (дидактическая, сюжетно-дидактическая, словесная игра, игра-драматизация)

К.Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Моделирование

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.  

МОДЕЛИ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ  ОСВОИТЬ СТРУКТУРУ РАССКАЗА

  

Модель «Птичка                             Модель "Круг"          Модель «Солнышко»

МОДЕЛЬ, НАПОМИНАЮЩАЯ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ ДЛЯ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ, МЕСТА СОБЫТИЯ

                                                         

МОДЕЛЬ, ПОМОГАЮЩАЯ ЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ РАССКАЗ,

НЕ ПРОПУСКАЯ СМЫСЛОВЫХ ЗВЕНЬЕВ

МОДЕЛЬ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА И АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАССКАЗОВ

Опорные схемы служат для детей подсказкой, планом при составлении описательного рассказа. Они значительно облегчают этот сложный речевой процесс, а также тренируют речевые способности ребёнка излагать свои мысли последовательно и логично.

Схемы Ткаченко Т.А.    

Схема описания и сравнения игрушек

Схема описания и сравнения посуды

Схема описания и сравнения овощей и фруктов

Схема описательных рассказов

Эти схемы  описательных рассказов по различным лексическим темам разработаны с использованием идей Гомзяк, Нищевой, Ткаченко, несколько модифицированы в процессе практической работы.

Значение схем и моделей    

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа

- последовательность рассказа

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа

Среди моделирования выделяют картинно-графический план называемый мнемотехникой.

Мнемотехника

  • Мнемотехника- это технология развития памяти. Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание.
  • Мнемотехника (от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Суть мнемосхем в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) - таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

  • В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью
  • Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях
  • Отличительная особенность этой педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности
  • Показателем уровня развития умственных способностей ребенка является богатство его речи
  • Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников
  • Ульяновские ученые разработали  для ДОУ технологии работы с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческих продуктов в речевой деятельности

Технология обучения детей составлению сравнений

Модель составления сравнений: 1)воспитатель называет какой-либо объект (№1); 2)обозначает его признак; 3)определяет значение этого признака; 4)сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте (№ 2)

С 3-х лет:

Отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

  • Пример: 1)цыпленок (объект 1); 2)цвет (признак); 3)желтый (значение признака); 4)такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект 2); ИЛИ: «мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко»
  • Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка)
  • Именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака

До четырехлетнего возраста

 воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам На прогулке предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике»

На пятом году жизни тренинги усложняются:

  • в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята)
  • в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег)
  • при составлении сравнений детям дается больше самостоятельности, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению

В возрасте 5,5 лет

  • дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (по цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака
  • Пример: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком)

Технология обучения составлению загадок (Модель 1 )

С 3,5 лет. Вывешивается табличка с изображением модели составления загадки (Слева – Какой? Справа - Что бывает таким же? Детям предлагается составить загадку про к-л объект (например,  дети выбрали объект - самовар). Далее дети дают образные характеристики по заданным признакам: Какой?

- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Запись слова  в 1-ой строчке левой части таблицы

- Какой самовар по действиям? – Шипящий. Запись во 2-ую строчку левой части таблицы

- Какой он по форме? – Круглый. Заполняется 3-я строчка левой части таблицы

  • Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы: Что бывает таким же?

 Блестящий   -  Монета;  Шипящий  -  Вулкан;  Круглый  - Арбуз

  • Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (в правой части таблицы). Пример: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета. Табличка может выглядеть следующим образом:

- Блестящий/Начищенная монета: - Шипящий/Проснувшийся вулкан; Круглый/ Спелый арбуз

  • После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз"

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета)

  • «Цепочка». Учить выделять признаки объектов. Ведущий показывает картинку с изображением объекта, ребенок называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Назвать как можно больше признаков и не повториться (с младшего возраста)
  • «Угадай по описанию». Учить по описанию определять объект. Показывается картинка с

 изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает его (не называя) так, чтобы

играющие догадались, о чем идет речь. Правило: объект описывается, следуя от общего к частному

  • «Выбери признак, который есть у других объектов». Учить выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. Ведущий называет объект. Играющие называют значения его признаков. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение «очки круглые, солнечные» (со среднего возраста)
  • «Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить подбирать разные значения одному признаку. Ведущий называет к-л признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В ст. дошк. возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак «светящийся - светящимся бывает цвет»; «холодным бывает температура вещества» (со ср. возр. с последующим усложнением)
  • «Что (кто) делает так же?» Учить выявлять признаки объекта (функция, части). Учить

составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что такое же у другого объекта», «Что

делает так же?». Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить

объекты, у которых названное действие ярко выражено. Пример: - Воробей что делает? - Прыгает,

как кузнечик, суетится, как мышь.  Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не Мышка» (со среднего возраста)

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с моделью 1

  • Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Что делает? Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет:

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

  • Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не»…
  • Пример: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

Пример: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Игровые задания и упражнения по созданию рифмованных текстов

  • 1. «СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ» - подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Ход: Воспитатель поднимает картинку и просит найти парную по рифме. Игра закончена, когда сложено 20 пар слов. Можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25
  • 2. «ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО» - самостоятельно подбирать рифмованные слова. Ход: дети придумывают рифмовки к названному слову . Воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска".  Можно проводить в ст. возр. с усложнением. Так, воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети придумывают рифмующееся слово той же части речи:  - называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали"; - существительное "улица", подбирается рифма "курица"; - прилагательное "пшеничный", добавляется "яичный"; - наречие "широко", добавляется "далеко"
  •  3. «ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ» - составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Ход: воспитатель предлагает выбрать к-л рифмованную пару (для начала - существительные) и сочинить рифму: "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию («Жил-был рак и был похож на мак»)
  • Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак)
  • В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак)
  • Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста

Игра «Чудесное животное»

Динамическая пауза «Живая мебель»

Игра – рассуждение «Дом дружбы»

Игра «Кто скорее соберет слово»

Методика развития связной речи детей

(характеристика методов, методика проведения занятий)

Беседа

Беседа – это метод обучения детей, целенаправленный, заранее подготовленный разговор с детьми на определённую тему.

        Виды бесед в ДОУ:

  1. Воспроизводящая
  2. Обобщающая

Беседа систематизирует имеющиеся знания. Она требует от ребёнка воспроизвести не случайные, а наиболее значимые существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать.

В беседе нужно следить за содержанием вопроса, в ней активизируется словарь. Она может иметь познавательное и воспитательное значение.

Построение беседы:

1 часть начало беседы. Цель: вызвать, оживить в памяти ранее полученные факты, эмоциональные и образные впечатления. Может начаться с загадки, напоминания, показа картины, фото, живого предмета. Необходимо поставить цель.

2 часть основная. Должна быть удачно выстроенной и разделённой на микротемы. Наиболее сложный материал даётся вначале. Вопросы хорошо продумать, обобщить высказывания, подвести к выводам, сделать логический переход к следующей микротеме. Носит эмоциональный характер. Важно использовать комплекс методов и приёмов

3 часть окончание беседы. Выполнение игровых действий с раздаточным материалом, чтение отрывка из литературного текста, можно поставить задачу к последующим наблюдениям.

Темп беседы- средний, не торопиться, активизировать каждого ребёнка

Приёмы беседы

  1. Вопросы проблемного характера
  2. Объяснение и рассказ воспитателя
  3. Чтение художественных произведений
  4. Демонстрация и рассматривание иллюстративного материала
  5. Игровые

Пересказ

Пересказ - это связное изложение, творческое воспроизведение содержания литературного образца, близко к тексту, без искажений и пропусков с использованием авторского литературного языка.

Виды пересказа в ДОУ

  1. Близкий к тексту
  2. От лица литературного героя

Требования к текстам для пересказа

  1. Разнообразие жанров (сказки, рассказы, басни)
  2. Чёткая композиция
  3. Простой и богатый язык
  4. Небольшой размер
  5. Связь с опытом детей
  6. Соответствие с воспитательными задачами

Структура занятия по пересказу

1 часть вводная. Подготовить детей к восприятию нового произведения, оживление аналогичного личного опыта, сюрпризный момент, демонстрация картины

2 часть чтение

  • Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие
  • Вторичное чтение с установкой на запоминание
  • Подготовительная беседа по содержанию: вопросы на передачу последовательности содержания, на основную идею, разбор сложных слов, пословиц, поговорок
  • Собственно пересказ 3-7 человек

3 часть Оценка пересказа ребёнка (хорошее, что не удалось)

Приёмы обучения пересказу

  1. Образец чтения произведения
  2. Вопросы к детям
  3. Объяснение и указание (незнакомые слова до чтения, проговорить сложное слово)
  4. Упражнение
  5. Обращение к личному опыту
  6. Подсказ слова или фразы
  7. Совместный пересказ с ребёнком (мл,, ср. дошк. в.)
  8. Отражённый пересказ
  9. Пересказ по частям ( ср.гр.)
  10. Оценка
  11. Пересказ по ролям
  12. Хоровое проговаривание коротких реплик
  13. Игра-драматизация

Пересказ от лица литературного героя (ст.дошк. в.)

Творческий мыслительный акт, связанный с переработкой литературного текста, предполагает свободное воспроизведение смыслового содержания

Рассказывание

Приёмы обучения детей рассказыванию

  1. Образец рассказа воспитателя
  • Краткое, живое описание какого-либо предмета или события;
  • Доступное детям для заимствования по содержанию и форме;
  • Частичный (конец, начало рассказа), образец-дублёр (варианты на рассказ на одну и туже тему), полный (начало, середина, конец);
  • Разбор образца (объяснение воспитателем)
  1. План рассказа
  • Используется со средней группы из 2-3 пунктов (до 4 пунктов в подг. гр.)
  • План может сначала давать воспитатель, потом совместное составление
  • Коллективный разбор плана при рассказывании из коллективного опыта
  1. Коллективное составление рассказа
  • Последовательно отобрать удачные фразы, а затем соединить в общий рассказ
  1. Составление рассказа по частям
  • 1 ребёнок работает по каждой части
  • Лучше использовать в составлении рассказа по картине или рассказа из личного опыта
  • Давать установку, что дети будут продолжать рассказ
  1. Указание
  2. Окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
  3. Помощь – подсказка вариантов развития сюжета
  4. Оценка
  • Может использоваться в процессе рассказывания и в конце
  • Не всегда требуется развёрнутая оценка
  • В конце занятия оценка может быть косвенная с пожеланиями
  • Оценивается полнота, последовательность, включение прямой речи, выразительность, творчество
  1. Анализ рассказов с детьми, что понравилось в рассказах, самое интересное, что запомнилось, пожелания

Рассказывание по картине

Картина упражняет в способности к наблюдению, развивает психические процессы, способствует умственному развитию, развитию всех сторон речи, формирует моральные представления (любовь к родному краю, природе, животным), эстетическое восприятие (пейзажные картины).

Требования к картине:

  1. Реалистичность
  2. Доступность (2 года – 1-2 объекта, в ст.в. – сложный сюжет; без перспективы, заслоняемости)
  3. Высокая художественность, графическая грамотность
  4. Яркость
  5. Учёт программных задач
  6. Учёт сезонности и календарных событий
  7. Без лишних деталей, много динамики
  8. Яркая основная мысль
  9. Темы: общественные события, жизнь и труд детей и взрослых, предметные картинки, природа

Виды рассказа по картине:

  1. Описательный рассказ:
  • По предметной картине
  • По сюжетной картине
  • По пейзажной картине и натюрморту
  • По последовательной серии сюжетных картин (со ст.гр.)

2.Повествовательный рассказ:

  • По юмористическим картинкам
  • По последовательной серии сюжетных картин

3.Придумывание творческих рассказов:

  • По сюжетной картинке
  • По серии картин или фотографий
  • Сказки по своим рисункам

Приёмы обучения рассматриванию картины

  1. Вступительное слово воспитателя: связь с предыдущим опытом, загадка, стихотворение и пр.
  2. Семь видов вопросов:
  • Направлены на восприятие картины в целом: О чём нарисовал художник? Про что картина? Что изображено на картине?
  • Помогающие детям более детально узнать предмет, описать его, выделить действия, свойства, признаки и качества предмета: Кто это? Что это? Что делает? Как выглядит? Кто больше назовёт?
  • На установление связей и отношений: Для чего? Зачем? Почему? Докажи нам… Убеди нас…
  • Стимулирующие работу воображения, выходящие за пределы картины: Куда собрались мама и девочка? Что будут делать после прогулки?
  • Выясняющие понимание детьми настроения героев: Весело ли детям? Как вы догадались, докажите.
  • Вводящие в воображаемую ситуацию: А как бы ты поступил? Что бы ты сделал?
  • Заставляющие использовать диалогическую речь: О чём говорит мама девочке?
  1. Использование советов и указаний косвенного характера
  2. Объяснения, когда даём новые знания
  3. Творческие задания:
  • На словообразование: придумать предложения с новыми словами
  • Чтобы изменилось, если бы картина была не зимняя, а летняя
  • Вести рассматривание от лица героев картины
  • Придумать случай, который мог бы произойти с участником событий
  • Создание проблемной ситуации
  • Художественное слово
  • Придумывание заглавия картине ( в ст. гр. В конце зан., в подг. гр. В начале занятия) и обязательное название автора
  • Обобщение воспитателя в виде небольшого рассказа

Рассказы по памяти

Бывают рассказы из личного опыта и из коллективного опыта

Рассказ детей из личного опыта

Используется со старшей группы (можно со средней) при условиях:

  • Содержательная жизнь детей (наблюдения, игры, труд, развлечения и т.д.);
  • Обогащение впечатлений посредством детской художественной литературы;
  • Проведение специальных дидактических игр на описание предметов и игрушек
  • Обогащение речи образными выражениями и эпитетами

Требования к отбору тем:

  1. Темы, которые оставили след в памяти и чувствах детей («Наш праздник», «Как мы готовили маме подарок» и др.)
  2. Темы, в которых чётко прослеживаются события («Как мы нашли ежа в лесу», «Как мы сажали огород» и др.)
  3. Темы, близкие детям, вызывающие у них интерес
  4. Темы, требующие обобщения опыта, моральных действий («Мой друг», «С кем я люблю играть и почему», «Мои любимые игрушки» и др.)

       Приёмы обучения:

  1. Образец рассказа воспитателя
  2. Художественное произведение как образец
  3. Составление плана рассказа (наглядного)
  4. Коллективное рассказывание
  5. Напоминание, указание
  6. Вопросы:
  • О чём ты хочешь рассказать? Почему?
  • Помогающие детям более детально узнать предмет, описать его, выделить действия, свойства, признаки и качества предмета: Кто это? Что это? Что делает? Как выглядит?
  • На установление связей и отношений: Для чего? Зачем? Почему? Докажи нам… Убеди нас…
  • Выясняющие понимание настроения героев: Весело ли вам было? Докажите.
  • Вводящие в воображаемую ситуацию: Друг так поступил, а как бы ты поступил? Что бы ты сделал?
  • Заставляющие использовать диалогическую речь: О чём говорила мама тебе?
  1. Оценка (подчёркивается правдивость)
  2. Анализ рассказа: проводится всеми детьми – что больше всего понравилось, запомнилось из рассказа Димы и почему?

Составление писем с детьми - один из видов рассказывания из личного опыта.

  1. Уточнить с детьми, какие бывают письма – сообщение, поздравления, приглашения.
  2. Рассказать о работе почты, почтальона. Можно использовать литературные образы.
  3. Письма можно писать:
  • Заболевшему другу
  • Заболевшему воспитателю
  • Поздравить с праздником
  • В другой детский сад, в другую страну

        Приёмы:

  1. Образец – нужно учить последовательно излагать мысли
  2. Совместно составлять план
  3. Дети готовят к письму рисунки, т.к. сами не умеют писать
  4. В конце необходимо письмо зачитать
  5. Работа с конвертом вместе с детьми
  6. Отправление письма вместе в почтовый ящик
  7. Ответ тоже читать вместе.

Творческие рассказы на словесной основе

Это рассказы, придуманные детьми. Опирается на творческое воображение, логическое мышление, умение детьми планировать. Используется со старшей группы по теме, предложенной воспитателем.

Требования к рассказам

  1. Научить детей придумывать замысел, сюжет рассказа
  2. Помнить, чтобы творческое воображение не превратилось в пустое фантазирование
  3. Для того, чтобы дети поняли задание, нужно дать образец для сравнения: 1 рассказ из личного опыта реалистический, 2 рассказ – творческий и проанализировать с детьми

Выбор тем:

  1. Сначала с 1 героем («Первый день Лены в детском саду», «Марине купили новое платье», «Саша едет отдыхать» и др.)
  2. Затем брать темы, близкие детям («Дети ищут котёнка», «Дети заблудились», «Как потерялся щенок» и др.)

Приёмы обучения творческому рассказыванию

  1. Придумывание рассказов-миниатюр («Как мы загорали», «Как мы ходили в лес» и др.)
  2. Образец – дать варианты развития сюжета, варианты конца рассказа
  3. План рассказа
  4. Даётся характеристика героя, затем рассказ
  5. Рассказ ребёнка по своим рисункам
  6. Рассказывание по опорным словам
  7. Изложение текста от лица литературного героя
  8. Анализ и оценка
  9. Оформление в альбом аудиозапись и пр.
  10. Словесно-дидактическая игра «Составь небылицу»
  11. Составление сказок, стихов, рифмовок
  12. Творческие задания: как бы изменился ваш рассказ, если бы дело было зимой, а не летом

Вопросы к анализу занятия по обучению рассказыванию

Анализ деятельности детей

1. Владение детьми навыками связной речи в соответствии с требованиями программы и целью занятия.

2. Самостоятельность в построении высказываний.

3. Интерес детей к занятию (устойчивое внимание).

4. Речевая активность детей.

Анализ деятельности педагога

1. Соответствие программного содержания возрасту и уровню развития детей.

2. Соответствие структуры занятия программному содержанию.

3. Наличие элементов нового содержания, обеспечивающих мыслительную и речевую деятельность детей.

4. Соблюдение гигиенических требований к проведению занятия.

5. Соблюдение эстетических требований к проведению занятий.

6. Целесообразность использования наглядного материала.

7. Разнообразие методов и приемов, эффективность их применения.

8. Речь воспитателя.

9. Индивидуально-дифференцированный подход к детям.

10. Длительность занятия.

Практические задания на занятии:

1. Анализ магнитофонной записи речи ребёнка

2.По фрагменту плана (р. «Формирование связной речи»)  определить возраст детей

3. Анализ программы. Дать иерархию задач по связной речи (семинар)

— внести изменения в построенную ранее иерархию целей в соответствии с уровнем развития речи у детей (включить дополнительные блоки задач, упростить или усложнить задачи);

— познакомить с возможными схемами построения перспективного плана по одной возрастной группе;

4.Разработать перспективный план по развитию связной речи для детей своей группы

5. Характеристика творческого рассказа.

Особенности обучения творческому рассказу на реалистические темы

1  Дать представление о новом подходе к классификации

2. Уточнить представление воспитателей об особенностях творческого рассказа на овеестические темы, показать разнообразие видов.

3. Формировать умение воспитателей придумывать творческие реалистические рассказы.

Вступительная беседа с воспитателями о сущности творческого рассказа:

— обобщение ответов воспитателей, формулировка определений, понятий;

— совместное составление таблицы по классификации видов рассказа на осовее знаний воспитателей.

Задание воспитателям:

— определить вид рассказа по его теме (задание выполняется с помощью таблицы)

Самостоятельный анализ таблицы по классификации видов творческих рассказов.

Фантастический рассказ и реалистический рассказ

Методы и приёмы по ТРИЗу на развитие связной речи: метод фокальных объектов, морфоло- гический анализ, кольцо Лулия, применение оператора РВС, метод эмпатии

Комплексный подход к развитию связной речи

Понятие речевой плотности занятия. Анализ приемов, способствующих повышению обучающей и речевой плотности занятий.

Анализ занятий, подбор или замена методов с целью повышения речевой плотности занятия

Индивидуальная работа в течение дня над развитием связной речи

Планирование

Критерии связности:

  1. Содержательность
  2. Последовательность изложения,
  3. Объем высказывания
  4. Правильность грамматического оформления текста.

План проведения семинара по теме: «Формирование связной речи»

1-е занятие. Некоторые теоретические вопросы

1. Существующие формы речи, их характеристика: 4 Диалогическая речь.

* Монологическая речь.

2. Развитие монологической речи:

* Структура монологической речи.

4 Варианты соединения фраз.

4 Типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

3. Особенности связной речи детей дошкольного возраста:

Домашнее задание: составить аннотированный каталог книг и статей журналов по проблеме.

2-е занятие. Основные виды рассказывания, методика проведения занятий

• Пересказ литературных произведений.

• Рассказывание по игрушке.

• Рассказывание по картине и серии сюжетных картин.

• Рассказы из опыта детей.

• Творческие рассказы.

Домашнее задание: составить картотеку игр и упражнений по формированию связной речи детей младшего и старшего дошкольного возраста

3-е занятие. Методы работы с детьми

1. Планирование работы по формированию связной речи у дошкольников.

2. Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи.

3. Создание условий,   способствующих  формированию у  детей связной речи.

4. Презентация авторских игр.

Домашнее задание: подготовка к зачету по теме.

4-е занятие. Тестирование воспитателей по итогам семинара.

Приложение 2

Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей по формированию связной речи детей

Игровой тест включает в себя игровое поле, фишки (по количеству групп или играющих), кубик с делениями от 1 до 6, карточки с вопросами (3 набора).

Правила игры: играющие по очереди бросают кубик и передвигают по игровому полю свою фишку на указанное на кубике число клеточек. Выигрывает тот, кто первым доберется до удава.

Если играющий попадает на красную клеточку, то он должен ответить на один из вопросов, записанных на карточке красного цвета. Только в случае правильного ответа он сможет перейти по стрелочке на указанную клеточку. В случае неправильного ответа играющий пропускает один ход.Если играющий попадает на синюю или зеленую клеточку, то он должен ответить на вопросы, написанные на синей или зеленой карточке с соответствующим номером. Если ответ дан правильно, играющий продолжает путь по основному полю. Если ответ неверен, то играющий пропускает один ход. Перед повторным вступлением в игру он зачитывает по карточке правильный ответ.

 Красные карточки

1. Назовите формы речи, (диалогическая и монологическая)

2. Какие разновидности предложений используются в диалоге? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

4. Назовите типы высказываний (описание, повествование, рассуждение).

5. Назовите виды бесед с детьми (воспр., обобщающая)

6. Структура беседы

7. Приёмы бесед

Синие карточки

1. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий, он отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющими варьировать, переставлять местами его компоненты? (описание)

2 Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени, основным назначением такого текста является передача развития действия или состояния предмета, которое включает в себя следующие друг за другом события, сценки, картины? (повествование)

3.  Назовите структуру повествования, (завязка, кульминация, развязка)

4. Назовите основные вида повествовательных текстов, (рассказы из опыта, сказочные истории, рассказывание по картине или серии сюжетных картин и др)

5. Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? (рассуждение), назовите структуру рассуждения, (тезис, доказательство, вывод)

6. Виды пересказа (близкий к тексту, от лица литер. Героя).

7. Требования к текстам для перессказа?

8. Структура занятия по пересказу

9. Приёмы обучения пересказу

Жёлтыё карточки

1.Виды рассказывания (по игрушке, предмете, картине: по предметной картине, по сюжетной картине, по пейзажной картине и натюрморту, по последовательной серии сюжетных картин (со ст.гр.), по памяти: из личного и коллект. опыта, по воображению: на тему, предложенную воспитателем, продолжение неоконченного рассказа, по аналогии с литературным образцом сказки)

2. Требования к картине.

3. Приёмы обучения рассматриванию картины

4.Приёмы обучения рассказывания по памяти

5. Приёмы обучения творческому рассказыванию

6. Требования к отбору тем для рассказов по памяти

7. Требования к творческим рассказам детей

8. Требования к деятельности педагога при обучении рассказыванию.

Зеленые карточки

Все задания связаны со знанием педагогами программы своей возрастной группы. Из перечисленных в карточке задач, они должны выбрать только ту, которую должна решать их группа.

I

  1. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.
  2. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.
  3. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии..
  4. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному  рассказу или сказке.

II

  1. Научить детей передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.
  2. Научить детей выразительно передавать разговор действующих лиц.
  3. Учить детей сочинять рассказ по аналогии.
  4. Подвести детей к воспроизведению текста.

III

  1. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное.
  2. Учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события.
  3. Учить детей рассказывать по образцу.
  4. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картинам.

IV

  1. Развивать связную речь на основе использования приема сравнения.
  2. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам.
  3. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек.
  4. Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.

V

  1. В какой группе вводится коллективное рассказывание?
  2. В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?
  3. Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).
  4. Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин.

VI

  1. Учить придумывать рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему.
  2. Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитателя.
  3. Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке.
  4. Учить детей составлять описательные рассказы по предметам.

Приложение 3

Вопросы к анализу занятия по обучению рассказыванию

Анализ деятельности детей

1. Владение детьми навыками связной речи в соответствии с требованиями программы и целью занятия.

2. Самостоятельность в построении высказываний.

3. Интерес детей к занятию (устойчивое внимание).

4. Речевая активность детей.

Анализ деятельности педагога

1. Соответствие программного содержания возрасту и уровню развития детей.

2. Соответствие структуры занятия программному содержанию.

3. Наличие элементов нового содержания, обеспечивающих мыслительную и речевую деятельность детей.

4. Соблюдение гигиенических требований к проведению занятия.

5. Соблюдение эстетических требований к проведению занятий.

6. Целесообразность использования наглядного материала.

7. Разнообразие методов и приемов, эффективность их применения.

8. Речь воспитателя.

9. Индивидуально-дифференцированный подход к детям.

10. Длительность занятия.

12

13

14

11

15

10

16

9

17

8

18

78

7

19

20

21

22

75

76

77

6

23

74

5

25

        24

73

69

68

67

4

26

72

71

70

66

3

27

65

2

28

64

1

29

48

49

50

51

63

30

47

52

62

31

32

33

46

45

53

61

34

44

54

60

35

43

55

59

36

42

56

57

58

37

38

39

40

41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...

Семинар-практикум «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»...

Заседание клуба молодой заинтересованной семьи «Семицветик» Тема: «Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...

«Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...