«Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_v_razvitii_svyaznoy_rechi_detey.docx | 231.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Чем больше впечатлений, тем больше у малыша поводов к речевому общению со взрослыми и сверстниками. Дети охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним внимание, ласку, играют с ними.
Ребенку необходима уверенность в том, что взрослый его слушает и понимает, поэтому так важно, чтобы взрослый откликался на все обращения малыша, поощрял и поддерживал их.
Ниже представлены некоторые технологии и приемы, которые направлены на развитие речи дошкольников.
- Аквагимнастика
- Ниткография
- Волшебные колечки
- Мнемотехника
- Синквейн
- Пальчиковая гимнастика
Аквагимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой.
Суть метода заключается в следующем. В миску (таз) наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры 37 градусов, постепенно снижать температуру до комнатной. На дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д. предлагаем детям собрать только камушки, либо игрушки, погулять пальчиками по камушкам, выложить узор из палочек и т.д. Включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
Игра «Морская звезда»
И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рыбка»
И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Массаж в воде с предметами
-прокатывание между ладонями мячика су-джок, бигуди, бусинок
-прокатывание предметов по дну минибассейна
-прокатывание по тыльной стороне руки и т.д.
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити. Сначала берутся несложные темы: дорожки для машины, волны…
Например:
-после прочтения сказок «Колобок», «Курочка Ряба» - предложить выложить колобка, яичко, предварительно в воздухе нарисовать с детьми круг, овал
- после прочтения стихов А. Барто выкладываем мяч для Тани, кораблик и т.д.
С помощью ниткографии у детей развивается не только мелкая моторика, ребенок называет изображаемые объекты, может рассказать, что он изобразил, т.е. развивается словарь, грамматика, связная речь. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
- совершенствовать зрительное восприятие детей;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений;
- подготавливать руку ребенка к письму;
- развитие речи;
Для того чтобы нити принимали и сохраняли нужную форму, их выкладывают на специальных экранах. В качестве экрана могут быть использованы: листы бархатной бумаги, отрезы ковролина или фланели.
«Волшебные колечки»
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения.
Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов. Например, надеваем два колечка с Пяточком и Винни-Пухом на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать по лабиринту, попрыгать с кочки на кочку
Мнемотехника
Вспомним слова К. Д. Ушинскова. Он писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Следующая технология- это мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания») - это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Синквейн
Метод «Синквейн» состоит в том, что сочинения нерифмованного стихотворения из пяти строк происходит по определённым правилам.
Его форма напоминает елочку.
Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Например:
- Кукла
- Красивая, любимая.
- Стоит, сидит, улыбается.
- Моя кукла самая красивая.
- Игрушка.
- Машина
- Быстрая, мощная.
- Едет, обгоняет, тормозит.
- Я люблю кататься.
- Транспорт
Из личных наблюдений замечено, что сначала не всем детям нравится составление «синквейна», т.к. работа над ним требует определённого осмысления, словарного запаса, умения выражать свои мысли. Но постепенно, дети привыкают к правилам написания нерифмованных стихотворения, а их составление превращается в игру.
Пальчиковая гимнастика
Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.
«Вышли мыши как- то раз»
Уважаемые родители, я предложила вам современные технологии и приемы для развития речи. Такие упражнения можно выполнять дома, на даче, в машине, во время отдыха. Вы можете придумать свои варианты заданий с использованием этих приемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...
Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...
Заседание клуба молодой заинтересованной семьи «Семицветик» Тема: «Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...
Мастер-класс Использование игровых технологий в развитии связной речи старшего дошкольного возраста
Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов. Используя игровые технологии в развитии ...
«Использование новых технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практическог...
«Современные технологии в развитии связной речи младшего дошкольного возраста »
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная р...