Пересказ литературных произведений в детском саду
консультация по развитию речи
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_literaturnyh_proizvedeniy_v_detskom_sadu_.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для воспитателей:
«Пересказ литературных
произведений в детском саду»
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников.
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.
Значение пересказа очень велико. Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:
- Какие требования существуют к тексту для пересказа?
- Какие литературные жанры целесообразно использовать на занятиях по пересказу?
- Каким по объему должно быть литературное произведение?
- Какое влияние оказывают содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?
- Как должна строиться работа по обучению пересказу?
- Какие приемы обучения пересказу необходимо использовать и в какой возрастной группе?
- Какое влияние занятия по пересказу оказывают на речевое и умственное развитие ребенка?
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.
Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4 - 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.
В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:
должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;
быть доступными по содержанию;
быть доступными по объему;
написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь;
иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий;
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ, так как по отношению к стихотворениям идёт заучивание.
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА.
- подробный (близкий к тексту)
- краткий (сжатый)
- выборочный
- с перестройкой текста
- с творческими дополнениями.
Подготовительная работа:
- Подготовка воспитателя:
а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения
б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения
в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.
2. Подготовка детей:
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста)
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.
СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА
1. Вводная часть. Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста.
Приемы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка.
2. Первичное чтение произведения. Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установки на запоминание.
3.Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть занятия. Приемы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, сюрприз.
Методы и приемы обучения пересказыванию.
Средняя группа
вопросы, пояснения, показ иллюстраций, упражнения на развитие выразительности речи, прием «отраженной речи», подсказка, поощрение.
Старшая группа
беседа, вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений), план пересказа (составленный воспитателем или совместно с детьми), пространственная модель, указания, оценка пересказа детьми, пересказ по ролям, инсценировка.
Подготовительная группа.
выборочный пересказ, пересказ от лица героев, придумывание продолжения, сочинение рассказов и сказок.
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пересказ литературных произведений"
Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....
Пересказ литературных произведений в детском саду.
О том, как я на своих занятиях по развитию речи учу детей правильности и последовательности литературных произведений....
Пересказ литературных произведений.
Рекомендации для воспитателей по пересказыванию литературных произведений....
Модель обучения пересказу литературных произведений по программе «Детский сад – дом радости»
Обучение пересказу разных литературных произведений...
Особенности драматизации литературных произведений в детском саду
Материал для выступления на семинаре...
Буклет "Пересказ литературных произведений в детском саду"
В последние годы в жизнь детского сада прочно вошло понятие – взаимодействие с семьей. Это направление педагогической работы ДОО является важным и актуальным. Много интересного наработано практи...
Структура ОД по пересказу художественнных произведений в детском саду
Представлена структура по пересказу детской литературы , привлечение внимания детей к русскому языку...