Особенности драматизации литературных произведений в детском саду
консультация по развитию речи на тему

Евстратикова Татьяна Михайловна

Материал для выступления на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_igrushka.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

       

Выступление на семинаре по теме:

«Особенности драматизации литературных произведений в детском саду»

Воздействие на сознание и чувства ребенка художественным словом, несомненно, велико. Оно возрастает, если слово сочетается с восприятием ярких зримых образов, с музыкой и живописью, когда жизнь предстает перед ребенком в непосредственном действии на сцене.

Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее на сцене как реальность.

Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗоВ. Небольшие пьесы - инсценировки могут создавать и воспитатели на основе сюжетов народных сказок, песенок - потешек, художественных рассказов и стихотворений.

В практике детских садов прочно утвердились разные виды драматизации: посредством театра картинок ("живые картинки" и фланелеграф) настольного театра (кукол и плоскостной), театра теней и театра петрушки.

Театр картинок - это первый шаг к "оживлению" персонажей художественного произведения и действий производимых ими. Воспитатель рассказывает сказку, читает потешку или небольшое стихотворение и по ходу повествования представляет взору малышей картинки - образы. Во время показа на фланелеграфе используют фигурки, вырезанные из бумаги, с лицевой стороны раскрашены, а с оборота оклеиваются такой же ворсистой тканью.

Прост и доступен восприятию самых маленьких зрителей кукольный театр. Действия воспитателя - кукловода не скрыты от детей - зрителей. Дети настолько увлекаются событиями, происходящими на "сцене" - столе и музыкой звучащей речи, что не замечают рук воспитателя, полностью отдаются во власть чувств, активно помогают торжеству доброго начала в пьесе инсценировки, глубоко сопереживают героям.

В кукольном настольном, театре воспитатель разыгрывает сюжеты художественных произведений с помощью обычной образной игрушки или фигурок, вырезанных из фанеры, плотного картона укрепленных на подставках и раскрашенных.

Театр теней - это инсценировка с помощью плотных картонных силуэтов, изображающих фигурки людей, животных, растений, предметов труда и быта. Силуэты выкрашены в черный цвет, проецируются на экран, обтянутый неплотной белой материей, путем подсвечивания сверху, сзади, за экраном.

В театре теней особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их поз и движений, возникающих как бы сами собой, так как воспитатель - исполнитель, его действия за экраном не видны детям.

Театр петрушки - это спектакли - инсценировки, разыгрываемые с помощью специальных кукол, у которых туловище полое, заменено рубашкой - перчаткой, надеваемой кукловодом на руку. Соответствующими движениями всей кисти или только пальцев руки кукловод имитирует движения кукол - персонажей. Для воспитателя это самый трудоемкий вид инсценирования, но зато для детей - дошкольников - самое яркое и захватывающее зрелище.

Необходимо обеспечить тщательный отбор произведений для инсценирования. Произведения должны быть доступны восприятию и пониманию детей, соответствовать нравственным идеалам нашего общества.

Сюжет сказки, рассказа, стихотворения должен быть насыщен действиями, богат диалогами. Богатые возможности для инсценирования представляют народные сказки. Динамичный сюжет, стройная и определенная композиция, диалоги, в которых полно раскрываются характеры персонажей - все это позволяет создать в спектакле яркие образы, отразить реальные жизненные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"

В материале отражены  психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности.  ...

Пересказ литературных произведений в детском саду.

О том, как я на своих занятиях по развитию речи учу детей правильности и последовательности литературных произведений....

Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Буклет "Пересказ литературных произведений в детском саду"

В последние годы в жизнь детского сада прочно вошло понятие – взаимодействие с семьей. Это направление педагогической работы ДОО является важным и актуальным. Много интересного наработано практи...

Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками.

Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками....