Проект по речевому развитию "Любимые сказки"
проект по развитию речи (младшая группа)
Актуальность данной темы заключается в приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_rechevomu_razvitiyu_lyubimye_skazki.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малоархангельского района
«Детский сад общеразвивающего вида №1 г. Малоархангельска»
Методическая разработка
с детьми младшей группы дошкольного возраста
Проект по речевому развитию
«Любимые сказки»
Возраст: младшая группа
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Подготовила:
воспитатель Кулакова Е.Ю.
г. Малоархангельск, 2018
Тема проекта: "Любимые сказки"
Участники проекта: дети младшей группы, их родители, воспитатели.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Актуальность
Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время наше общество в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме. Чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, в связи с этим происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.
Актуальность данной темы заключается в приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Младший возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Сказки вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Мы считаем, что на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Проблема: В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем.
Гипотеза: Из сказок можно извлекать жизненные уроки и правила этикета.
Цель: Приобщать детей к миру русской народной сказки.
формирование интереса к устному народному творчеству, развитие речи, обогащение словарного запаса.
Задачи для детей:
Образовательные:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- Формировать основы связной речи, обогащать словарь.
Развивающие:
- развивать навыки рассматривания сюжетной картины, умение отвечать на несложные вопросы по сюжету;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, память, воображение.
Воспитательные:
- поддерживать интерес детей, используя различные приемы приобщения к русской народной сказке: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра и тд.
Задачи для родителей (законных представителей):
- ознакомить родителей с предстоящей проектной деятельностью;
- привлечь родителей к участию в проекте «Наши любимые сказки»;
- обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – педагог; родитель – ребенок.
Формы работы с детьми: НОД, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, театрализованные игры, совместная работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
- Дети познакомятся с русскими народными сказками.
- У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
- Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других.
- У детей повысится уровень речевого развития.
- Совместная деятельность будет способствовать детско – родительским отношениям.
Предварительная работа:
- Определение темы, цели, задач проекта.
- Определение содержания, методов, форм работы с детьми.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
1.Анкетирование родителей «Роль сказок в воспитании детей»
2.Определение темы, целей, задач, содержания проекта;
3.Составление плана работы;
4.Обсуждение проекта с участниками, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
5.Подбор методической и художественной литературы по теме;
6. Подбор материала для практических игр и занятий;
7. Составление картотеки игр, пословиц, потешек, и пальчиковой гимнастики по речевому развитию.
Основной этап:
1.Чтение произведений;
2.Рассматривание иллюстраций к сказкам;
3.Изготовление дидактических игр: «Собери сказку из частей», «Какое настроение у сказочного героя?»;
4.Беседа «Добро побеждает зло», «Мои любимые сказки», «Разнообразие русских народных сказок»;
5.Д.и «Угадай сказку», «Из какой сказки?»;
6. Театрализованная игра «Колобок»
7.Сюжетно – ролевая игра «Репка»;
8. Игровая ситуация «мама укладывает детей спать, читая сказку»;
9. Пересказ русских народных сказок;
10.Лепка: «Колобок катится по дорожке и поет»;
11.Аппликация: «Выросла репка –большая – пребольшая»;
12.Пальчиковая гимнастика «Теремок»;
13. Акция «Поможем книгам».
Работа с родителями:
1.Консультация «Роль сказки в воспитании детей»
2.Конкурс «Мой любимый сказочный герой»
Заключительный этап
Выставки мини - театра «Мои любимые сказки», «Мир сказок». НОД «В гости к сказке»; инсценировка сказки «Курочка ряба»; анализ полученных результатов.
Литература:
- «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О.А. М., 2003г.
- «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002г.
- Панфилова М.А. Коррекционные сказки. Москва 2008
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Москва 2006г.
- Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Москва, 2008г.
- Короткова Л.Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.
Перспективный план работы по реализации проекта
Октябрь | Мероприятие с детьми | Задачи | Работа с родителями | Задачи | ||
Чтение сказки детям: "Колобок", "Три медведя". Беседа по сказке о поступках сказочных героев. Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация) | Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Предостерегать у детей ответственность. Воспитывать послушание. | Вовлечение родителей в проектную деятельность | Заинтересовать родителей темой проекта. | |||
Новоселье "Новоселье в Теремке" | Учить ориентироваться в пространстве группы, обогащать и активизировать словарь детей. Установить добрые, доверительные отношения. | Изготовление шапочек масок по сказкам "Теремок", "Колобок". | Подготовка к развлечению новоселья. | |||
Настольно печатные игры: "Играем в сказку". | Развивать логическое мышление, память. | Консультация «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?» | Педагогическое просвещение родителей. | |||
Чтение сказки детям: "Теремок", "Рукавичка". Беседа по сказке о поступках сказочных героев. Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация) | Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства дружбы. | Анкетирование "Сказка в жизни вашего ребенка". | Привлекать родителей к домашнему чтению сказок. | |||
Ноябрь | Игры с кубиками "Собери сказку". Игры с разрезными картинками "Сказки". | Закреплять умение детей, из частей складывать целое. Развивать, внимательность, память. | Родительское собрание "Сказка в жизни вашего ребенка". | Педагогическое просвещение родителей. | ||
Рассказывание детьми сказки на фланелеграфе - "Колобок", | Развивать творческие способности детей, речь. Пополнять словарный запас. | Консультации: "Роль сказки в жизни ребенка" . | Педагогическое просвещение родителей. Учить детей ответственности и послушанию. | |||
Чтение сказки детям: "Репка", "Грибок". Беседа по сказке о поступках сказочных героев. Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация) | Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства товарищества и желание помогать друг другу в сложной ситуациях. | Изготовление пальчикового театра репка, колобок. Изготовление сказки на прищепках "Репка" | Для развития творческих способностей у детей. | |||
Викторина -загадок по сказкам каждый квартал. ("Колобок", "Три медведя", "Теремок", "Рукавичка", "Курочка ряба", "Маша и медведь") | Формировать устойчивый интерес к сказкам. Умение отгадывать сказки по фразе, предложения и др. | Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь». | Познакомить родителей с примерной тематикой сказок для детей 3-4 лет в вечернее время | |||
Угадай сказку по картинке | Умение отгадывать сказки по картинкам. | Проект «Читаем сказки» | Педагогическое просвещение родителей. Развивать в детях качества доброты. | |||
Чтение сказки детям: "Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка". Беседа по сказке о поступках сказочных героев. Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация) | Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства товарищества и желание помогать друг другу в сложной ситуациях. | Конкурс и выставка рисунков "Мой сказочный герой" | Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ. | |||
Викторина "Отгадай по костюму сказочного героя". | Умение отгадывать сказки по сказочному костюму. | Конкурс и выставка поделок "Мой сказочный герой" | Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ. | |||
Рассказывание детьми сказки на фланелеграфе - "Репка". | Развивать творческие способности детей, речь. Пополнять словарный запас. | Конкурс и выставка мини-театра "Мой сказочный герой" | Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ. | |||
Чтение сказки детям: "Курочка ряба", "Красная Шапочка". Беседа по сказке о поступках сказочных героев. Работа со сказкой"Курочка ряба"(обыгрывание и драматизация) | Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей любовь и уважение к близким людям, сочувствия. | Изготовление атрибутов к инсценировке "Репка". Распределение ролей к роли: репка, чтец. | Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ. | |||
Знакомство детей с пьесой «Репка» Распределение ролей. Работа над пьесой. Обыгрывание персонажей. Подбор музыкальных композиций к действиям персонажей. Игры с игрушками-героями пьесы | Познакомить детей с пьесой. Вызвать желание участвовать в работе над пьесой и её постановкой на конкурсе "Мир сказок". Упражнять в умении продолжить и дополнить сюжет сказки по музыкальной композиции, понимать настроение в мелодии, чувствовать смену ритма и динамику музыкального образа. | Совместное художественно-литературное творчество «Новогодняя сказка» - поделки из бумаги и бросового материала. | Продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности. | |||
Рассказывание детьми сказки на фланелеграфе - "Курочка Ряба". | Развивать воображение. Воспитывать любовь и уважение к близким. | |||||
Декабрь | Участие в конкурсе "Мир сказок", показ сказки "Репка". | Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства товарищества и желание помогать друг другу в сложной ситуациях. | Родительское собрание Мастер класс "Сказкотерапия -Цветок лепесток" | Предоставить возможность родителям участвовать в дискуссии по вопросам семейного чтения сказок и их воспитательном значении. | ||
Совместно с детьми подготовка и оформление выставки «Сказочный калейдоскоп» Коллаж русских народных сказок. | Развивать творчество детей в процессе работы над сказкой. Приобщение детей к литературному наследию нашей родины Развивать умение слушать сказку без наглядного сопровождения. | Выставка поделок мини театров. | Защита проекта. | |||
Беседа о книгах сказок, о сказках, которые читали детям родители. Игры с настольным театром: "Бычок смоляной бочок". | В процессе активной беседы заинтересовать детей к дальнейшему участию в проекте | Недели детской книги. Проект «Читаем сказки». | Продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности | |||
Чтение сказки детям: "Зайка-хвастунишка". Играем в сказку «Зайка-хвастунишка» Упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки» Пантомимический этюд «Хвастовство» Игра-драматизация «Зайка-хвастунишка» | Довести до детей замысел сказки. Знакомство с фразеологизмами (задирать нос). Упражнять в умении воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев. | Выставка книг «Наши лучшие друзья – книги». | Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности. Прививать любовь и интерес к нигам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект. Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками.
Проект «Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, ...
Проект кружка познавательно-речевой направленности "Сказка в гости к нам пришла" для детей 3-4 лет.
Проект кружка познавательно -речевой напрвленности по сказкам В.Сутеева, которые очень понятны и любимы детьми младшего дошкольного возраста. На ознакомление с одной сказкой отведено четыре занятия. 1...
Проект по речевому развитию "Сказка - ложь, да в ней намёк"
Данный проект предназначен для работы с детьми средней группы по речевому развитию...
Проект «Создание речевого центра «Сказка из диафильма»»
laquo;РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ФГОС ДО – эта одна из важнейшей образовательных областей дошкольников. Вы, конечно, можете возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие,...
Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»
АктуальностьВ настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использова...
Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффектив...
Детский проект по речевому развитию "Сказка в гостях у "Солнышка"
Детский проект направленный на развитие у детей речевых способностей, познавательное рзвитие и знакомство со сказками. Проект ориентирован на детей 4-5 лет. Продукты проекта - книжка-малышка...