Педагогический проект. Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Проект «Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Актуальность. Знакомя детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, исследовательский и творческие элементы, ведь они: развивают слух и произношение, формируют понятия «добро» и «зло», способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас. А посредством метода проективной деятельности мы даем ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему: успешно адаптироваться и социализироваться в детском коллективе; достигать взаимопонимания с родителями, приобретать новые положительные эмоции.
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей, а также является средством гуманизации воспитательного процесса посредствам театрализованной деятельности. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев, побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Цель: Создание условий для развития устойчивого интереса к сказке, развитие познавательно-речевой среды на основе современных принципов ее построения и требований. Совершенствовать предметно-развивающую среду на основе современных принципов ее построения требований Программы.
Задачи:
- Прививать детям интерес к чтению, привлечь родителей к активному участию в совместной деятельности.
- Формировать у детей познавательные интересы и способствовать речевому развитию ребенка посредством знакомства с русской народной сказкой.
- Расширять представления о нравственном смысле сказки.
- Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы «Улыбка».
Предполагаемый результат:
В процессе реализации проекта мы достигли следующих результатов:
- вовлекли детей и взрослых в увлекательный метод проектирования;
- приобщили современных родителей к чтению сказок детям и расширили их представления о нравственном смысле сказки;
- закрепили известные способы реализации художественного замысла и познакомили с неизвестными (нетрадиционными) техниками и приемами художественного творчества;
- обогатили знания родителей о способах взаимодействия с детьми и ДОУ, привлеки к активному участию в совместной деятельности, активизировали творческий потенциал родителей.
Принципы создания ПРС:
- Учёт возраста, склонностей, интересов, уровня развития;
- Комфортности;
- Безопасности;
- Эстетичности;
- Обеспечения самостоятельности и свободы выбора;
- Возможности для исследования;
- Принцип функциональности (Содержание уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса (экологический, ролевые игры с производственным сюжетом, отражающие профессиональный труд людей и с бытовым сюжетом, экспериментирование, книжная тематика.))
Направления работы:
- Сенсорное развитие;
- Развитие Конструктивной и исследовательской деятельности;
- Математическое развитие;
- Формирование целостной картины мира;
- Развитие всех компонентов устной речи;
- Формирование интереса и потребности в чтении.
Подготовительный этап.
Цель: изучить нормативные и теоретические основы проблемы, практический опыт других детских садов и педагогов нашего ДОУ;
Провести анализ состояния предметно развивающейся среды своей группы;
Разработать модель предметно-развивающейся среды.
Содержание работы:
- Изучение литературы по теме;
- Ознакомление с передовым опытом;
- Консультация для родителей;
- Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал;
- Оформление книжного уголка;
- Использование интернет ресурсов.
Основной этап.
Цель: совершенствовать и обновлять содержание предметно-развивающей среды для обеспечения познавательно-речевого развития детей.
Направления деятельности:
- Зонирование помещения группы для стилизирования развития познавательных способностей;
- Обновления имеющегося материала, изготовления нового.
Модель предметно-развивающейся среды, обеспечивающей познавательно-речевого развития.
В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
Уголок дидактических игр «Игралочка»
Методы и приёмы. Знакомство с игрой, показ, совместная игра, проговаривание правил.
Дидактические игры: («Поиграй,подбери.подумай», « Что из чего?» Домино. Твой дом. Кубики. Пазлы.
Уголок «Книжкин дом»
Методы и приёмы. Смена и подбор литературы по временам года, лексическим темам, сказки.
Театральный уголок «В гостях у сказки» он же уголок уединения.
Настольный театр по сказкам. Театр на флонолеграфе: «Репка», «Гуси-Лебеди», «Курочка Ряба», «Колобок». Театр-сказка «Петушок и бобовое зернышко». Дидактические игры: «Веселое лото по сказкам», Развивающая игра «Сказки».
Экологический уголок: «Хочу все знать», трудовое воспитание, краеведение.
Методы и приёмы. Рассматривание альбомов: «Смоленск», «Дикие и домашние животные», «Времена года». Дидактические игры: «Кто, где живет?», «В саду, на поле, в огороде», «Времена года». Опыты и эксперименты, наблюдения, труд, ознакомление со свойствами окружающих предметов. Материал для экспериментов: снег, песок, вода, мыльные пузыри.
Уголок математическо-речевого развития «Познавай-ка». Использование наглядных пособий по лексическим темам. Дидактические игры: «Закрой окошко», «Цвет и форма», «Профессии», Макси пазлы - «Городской транспорт», «Кто что делает?».
Заключительный этап.
Задачи:
- Организовать открытое мероприятие по итогам реализации проекта;
- Подготовить реализацию проекта для выступления на педсовете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТпо Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя«Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»
ПРОЕКТпо Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя«Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».
Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи....
Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...
Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"
Семинар - практикум Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками ...