Педагогический проект. Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

 

Проект «Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.  

 

Актуальность. Знакомя  детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, исследовательский и творческие элементы, ведь они: развивают слух и произношение, формируют понятия «добро» и «зло», способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас. А посредством метода проективной деятельности мы даем ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему: успешно адаптироваться и социализироваться в детском коллективе; достигать взаимопонимания с родителями, приобретать новые положительные эмоции.

Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей, а также является средством гуманизации воспитательного процесса посредствам театрализованной деятельности. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев, побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Цель: Создание условий для развития устойчивого интереса к сказке, развитие познавательно-речевой среды на основе современных принципов ее построения и требований. Совершенствовать предметно-развивающую среду на основе современных принципов ее построения требований Программы.

Задачи:

  •  Прививать  детям  интерес  к  чтению, привлечь родителей к активному участию в совместной деятельности.
  • Формировать у детей познавательные интересы и способствовать речевому развитию ребенка посредством знакомства с русской народной сказкой.
  • Расширять представления о нравственном смысле сказки.
  • Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

 

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы «Улыбка».

 

Предполагаемый результат:

В процессе реализации проекта мы достигли следующих результатов:

  •  вовлекли детей и взрослых в увлекательный метод проектирования;
  •  приобщили современных родителей к чтению сказок детям и расширили их представления о нравственном смысле сказки;
  • закрепили известные способы реализации художественного замысла и познакомили с неизвестными (нетрадиционными) техниками и приемами художественного творчества;
  • обогатили знания родителей о способах взаимодействия с детьми и ДОУ, привлеки к активному участию в совместной деятельности, активизировали творческий потенциал родителей.

 

Принципы создания ПРС:

 

  • Учёт возраста, склонностей, интересов, уровня развития;
  • Комфортности;
  •  Безопасности;
  • Эстетичности;
  • Обеспечения самостоятельности и свободы выбора;
  • Возможности для исследования;
  • Принцип функциональности (Содержание уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса (экологический, ролевые игры с производственным сюжетом, отражающие профессиональный труд людей и с бытовым сюжетом, экспериментирование, книжная тематика.))

 

Направления работы:

 

  • Сенсорное развитие;
  • Развитие Конструктивной и исследовательской деятельности;
  • Математическое развитие;
  • Формирование целостной картины мира;
  • Развитие всех компонентов устной речи;
  • Формирование интереса и потребности в чтении.

 

Подготовительный этап.

 

Цель: изучить нормативные и теоретические основы проблемы, практический опыт других детских садов и педагогов нашего ДОУ;

Провести анализ состояния предметно развивающейся среды своей группы;

Разработать модель предметно-развивающейся среды.

Содержание работы:

 

  • Изучение литературы по теме;
  • Ознакомление с передовым опытом;
  • Консультация для родителей;
  • Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал;
  • Оформление книжного уголка;
  • Использование интернет ресурсов.

 

Основной этап.

 

Цель: совершенствовать и обновлять содержание предметно-развивающей среды для обеспечения познавательно-речевого развития детей.

 

Направления деятельности:

 

  • Зонирование помещения группы для стилизирования развития познавательных способностей;
  • Обновления имеющегося материала, изготовления нового.

 

Модель предметно-развивающейся среды, обеспечивающей познавательно-речевого развития.

 

В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.

 

Уголок дидактических игр «Игралочка»
Методы и приёмы. Знакомство с игрой, показ, совместная игра, проговаривание правил.

Дидактические игры: («Поиграй,подбери.подумай», « Что из чего?» Домино. Твой дом. Кубики. Пазлы.

 

Уголок «Книжкин дом»
Методы и приёмы. Смена и подбор литературы по временам года, лексическим темам, сказки.

 

Театральный уголок «В гостях у сказки» он же уголок уединения.

Настольный театр по сказкам. Театр на флонолеграфе: «Репка», «Гуси-Лебеди», «Курочка Ряба», «Колобок». Театр-сказка  «Петушок и бобовое зернышко». Дидактические игры: «Веселое лото по сказкам», Развивающая игра «Сказки».

 

Экологический уголок: «Хочу все знать», трудовое воспитание, краеведение.
Методы и приёмы. Рассматривание альбомов: «Смоленск», «Дикие и домашние животные», «Времена года». Дидактические игры:  «Кто, где живет?», «В саду, на поле, в огороде», «Времена года». Опыты и эксперименты, наблюдения, труд, ознакомление со свойствами окружающих предметов. Материал для экспериментов: снег, песок, вода, мыльные пузыри.

 

Уголок математическо-речевого развития «Познавай-ка». Использование наглядных пособий по лексическим темам. Дидактические игры: «Закрой окошко», «Цвет и форма», «Профессии», Макси пазлы - «Городской транспорт», «Кто что делает?».

 

Заключительный этап.

 

Задачи:

  • Организовать открытое мероприятие по итогам реализации проекта;
  • Подготовить реализацию проекта для выступления на педсовете.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя «Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»

ПРОЕКТпо Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя«Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи....

Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

При чтении потешек, стихов, сказок необходимо  обращать  внимание детей  на выразительную сторону речи, дать образец интонации...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"

Семинар - практикум      Развитие связной речи у  детей дошкольного возраста         через знакомство с  русско-народными сказками ...