ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Сторителлинг «Удивительные истории»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сторителлинг26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение «Детский сад «Крепыш»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Крепыш»

_________Г.А. Винокурова

«___»____________2019 г.

ПРОГРАММА

 кружка по развитию речи

«Сторителлинг «Удивительные истории»

Руководитель кружка:

Курзякова О.В.

г. Гагарин

2019-2020 гг.

Пояснительная записка

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем интернациональной фирмы ArmstrongInternational. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.

В настоящее время данная техника активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном.

 

Глава 1. Что такое сторителлинг и каким он бывает

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях и их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.

Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

 Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

1. В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории, которые представлены в форме запоминающейся истории.

          2. В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

          Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания,которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается.

Оно особенным   способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает собой передачу  умений и навыков.

       3. Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется         визуальными компонентами (видео, инфографика).

Глава  2. Сторителлинг в стране детства

Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решения проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

-       Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

-       Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

-       Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

-       Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.

Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

Глава  3. Как приготовить сторителлинг

Вступление. Вступление, как правило, должно быть коротким. Оно представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у детей интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.

Развитие события. Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее

проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряженнее.

Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ может быть совсем не тот, которого мы ожидали.

Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Цели и задачи сторителлинга

Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей дошкольного возраста.

Цель сторителлинга– захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

-       обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

-       систематизировать и донести информацию;

-       обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

-       наглядно мотивировать поступки героев;

-       сформировать желание общаться.

Какие возможности дает сторителлинг? Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности детей, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень их развития.

В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов - это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого, необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы. Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.

                                                                     

Предполагаемый результат

-       Повышение разнообразия образовательной деятельности с детьми;

-       Повышение уровня заинтересованности и активности  детей дошкольного возраста в происходящем действии образовательных мероприятий разного направления;

-       Формирование у детей способности воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

-       Расширение словаря детей, обогащение устной речи;

-       Облегчение процесса запоминания дошкольниками информации через сюжет истории.

Сама технология не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время. Эффективна в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия.

Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества. То есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в деятельность:

·        познавательную

·        коммуникативную,

·        исследовательскую,

·        литературно-художественную,

·        музыкальную,

·        театральную,

·        продуктивную.

Календарно-тематическое планирование

месяц

Наименование тем и заданий  образовательных мероприятий с использованием технологии сторителлинга

Сентябрь

Хороводы осени в словах, звуках и красках (ассоциации)

Этюды на выразительность движений «Покажи историю»

Аппликация «Осенняя история»

Свободное рисование своего «Я» (словами, предметами-ассоциациями, красками) – «Автопортрет».

Режиссерская игра по сочинению своего героя «Однажды…»

Октябрь

«Осенняя сказка» Составление  сказочных историй по образцу, с помощью мнемотаблиц, музыкального озвучивания инструментами.

Ноябрь

Театр игрушек, инсценировка ситуаций «Если …, то...», «Как я узнал, что...»

Игры-инсценировки «Волшебные слова…»

Декабрь

Сочинение новогодних небылиц  «Новый год у ворот…»

Январь

Работа в парах «Новогодние истории в картинках»

 «Новогодняя ночь…»

Февраль

Коллажирование на тему «Зимний лес – страна чудес»

Импровизация на основе макетов «Сказки зимнего леса»

Март

Сочиняем сказку сами «Необычная история обычных предметов»

Апрель

Сказка-тренинг «Про Капризку»

Коррекция поведения

Май

Аппликация «Цветущий сад»

Импровизация на основе макетов «Три чуда…»

Показатели результативности освоения программы:

- ребенок свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии ребенок использует разнообразные ролевые высказывания;

- умеет высказать свою точку зрения;

- умеет составлять рассказы о событиях из личного опыта;

- умеет сочинять истории с помощью кубиков с картинками;

- драматизирует литературные произведения.

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998
  2. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008
  3. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015
  4. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013
  5. Давыдова О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017
  6. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"...

Программа кружка по развитию речи «Ладушки»

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"

Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»

Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...