Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"
рабочая программа на тему
Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruk.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №39 «РОМАШКА»
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук
«ПРОВОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Составила воспитатель офтальмологической группы:
Налимова М.В.
г.Видное
2010 г.
Пояснительная записка.
Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи, развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением зрения.
В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляцией. Эта связь дает о себе знать и в наше время.
В процессе труда произошло еще одно событие: все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, в связи с этим происходило усложнение строения мозга, и увеличивалась площадь двигательной проекции руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи шло параллельно.
Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Сопоставляя данные исследований ученых, можно прийти к выводу, что, готовя ребенка к речи, надо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и пальцы рук, а также помнить то, что кисть руки надо отнести к речевому аппарату, двигательную, же проекцию кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Это обстоятельство надо использовать в работе с детьми, у которых нарушено зрение, так как у них из-за недостаточности сенсорного опыта наблюдается некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Происходит это потому, что дети с плохим зрением полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за низкого зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности и на развитие речи.
Актуальность программы. Эта тема актуальна, так как доказано, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми с нарушением зрения, у которых к тому же нарушена и речь.
На современном этапе рекомендуется стимулировать речевое развитие детей с нарушением зрения путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность
и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.
Проблема. Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а ее недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе. Однако, как правило, развитию мелкой моторики уделяется очень мало времени на занятиях, а задания как правило однотипны и скучны.
Цель: Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Коррекция недоразвития речи у дошкольников путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе.
Задачи:
- развитие пальчиковой моторики, используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.
- ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо – зрительно – двигательной координации движений у дошкольников.
- усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.
- выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.
- Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.
Методы: определяются в соответствии с целью и задачами. Применялись эмпирические (изучение документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент, процесс обучения и воспитания по разработанной системе) и статистические (обработка материалов) методы.
Теоретическая значимость определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления по данной проблеме, установить взаимосвязь особенностей развития мелкой моторики и развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста.
Принципы реализации программы
- Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий
- Принцип доступности заданий
- Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю
- Принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей
Механизм реализации программы:
Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы. И крепкие кулачки, которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу то медленно, то быстро. Упражнение проводить как левой, так и правой рукой.
- Показать отдельно только один какой – то палец, потом два, три и т. д.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики»
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальцы в щепотку.
- Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку на пальчик.
- Завязывать узлы на веревке, шнурке.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Складывание матрешек.
- Игры с песком, водой.
- Резать ножницами.
- Рисование в воздухе.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски.
- Преставление палочек в доске с отверстиями.
- Сжимание – разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно и по очереди.
- Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
- Круговые движения кистями.
- Отведение – приведение пальцев.
- Сжимание ластика разными пальцами.
- Соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами. Касание указательным пальцем правой руки всех пальцев по очереди. Затем другими пальцами тоже самое. Темп, сила и надавливание разные.
- Руки в замок – круговые движения влево – вправо, вперед – назад.
- Постукивания пальцами рук по столу попеременно- большого до мизинца и в обратном направлении.
- Перекладывание мячей разного диаметра.
- Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.
- Исходное положение – сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах.
- Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом рук наружу.
- Перекатывание в пальцах карандаша.
- Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.
Различные виды деятельности дошкольников требуют участия обеих рук. Выполняя упражнения правой и левой рукой поочередно, стимулируется развитие обеих рук. Проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:
- Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
- Раскладывание и складывание разборных игрушек.
- Составление предметных разрезных картинок.
- Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
- Обведение контуров предметных изображений.
- Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
- Вырезывание цветных полосок, фигурок.
- Наматывание ниток на катушку, клубок.
- Застегивание, расстегивание пуговиц; шнуровка.
- Работа с пластилином.
- Работа с мозаикой.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
- Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь –ребро.
- Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот.
Овладевая хорошим чувством ритма, дети быстро овладевают двигательными навыками и умениями. Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшаем координацию движений, точность, скорость двигательной реакции, так как ритмические упражнения построены главным образом на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного, что создает условия для разностороннего влияния на коррекцию различных нарушений посредством применения упражнений на развитие чувства ритма.
Ожидаемые результаты: совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно, происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики, способствует речевому развитию, что, в конечном счете, позволит успешнее подготовить детей с нарушением зрения школе.
План работы для средней группы
Сентябрь
Тема: Я – человек
- «Разгладь и наклей»- разглаживание смятых бумажных комочков с контурным изображением человека и наклеивание на лист.
- «Поможем бабушке»- сортировка фасоли и гороха.
- «Мой дом»- выкладывание из геометрических форм макета дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций.
- «Готовим угощение»- лепка из пластилина колобков, колбасок, баранок.
Октябрь
Тема: Овощи и фрукты
- « Осенний лист»- обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
- «Дары осени»- лепка из пластилина помидоров и огурцов.
- «Большая и маленькая тарелочка»- выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
- «Чудесный мешочек»- в мешочке муляжи овощей и фруктов.
Ноябрь
Тема: Орудия труда. Труд в природе
- «Собери инструменты»- выкладывание из палочек орудий труда по образцу.
- «Полное ведёрко»- работа с пипеткой.
- «Маленькие художники»- обводка трафаретов инструментов и закрашивание.
- «Ловкие ручки»- упражнение в шнуровке.
5. «В гостях у сказки» - занятие по развитию мелкой моторики рук.
Декабрь
Тема: Зимний лес. Дикие животные.
- «Нарисуй дерево ниткой»- выкладывание ствола и веток дерева нитками.
- «Построим горку для зверушек «из снежных комков»- изготовление «снежных комков» из бумаги, путём её сжатия и скатывания между ладонями.
- «Обведи и раскрась»- обвести фигурку лисы (картонный трафарет) и раскрасить её.
- «Угощение для зайцев»- лепка мелкой и крупной моркови.
Январь
Тема: Домашние животные и их детёныши
- «Клубочки для котят»- рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
- «Собери картинку»- собрать картинку домашнего животного из 4-6 частей.
Тема: Птицы зимой
- «Угощение для птиц»- отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку.
- «Птицы хотят пить»- работа с пипеткой. «Синице и воробью поровну капелек, вороне- столько же и ещё три».
Февраль
Тема: Профессии
- «Сортировка таблеток»- кружочки из картона разложить по цветам и размеру.
- «Продуктовый магазин»- лепка продуктов питания для магазина.
- «Перебери крупу»- рассортировать горох и рис.
- «Заготовка овощей для борща»- выгибание контура «овощей» из проволоки.
Март
Тема: Начало весны
- «Заплакали сосульки»- работа с водой и пипеткой.
- «Солнце светит и греет»- выкладывание солнца с лучами из палочек.
Тема: Игрушки
- «Кукольный уголок»- вырезать детали для стула и кровати и выложить по образцу.
- «Рисуем мячи»- безотрывное рисование от точки путём наращивания по окружности.
Апрель
Тема: Одежда и обувь
- «Одежда»- выбрать трафареты одежды и обвести.
- «Умелые ручки»- упражнение в шнуровке.
Тема: Птицы встречают весну
- «Такие разные птицы»- выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного размера.
- «Птицы откладывают яйца»- лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины.
Май
Тема: Труд весной
- «Изготовление граблей»- выкладывание зубчиков из картонных заготовок.
- «Сортировка семян»- рассортировать горох и гречку.
Тема: Город, транспорт
- «Что там?»- разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочек.
- «Строим дом»- выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).
- « Товарный поезд» - занятие по конструированию из бумаги и бросового
материала.
План работы для старшей группы
Сентябрь
Тема: Я – человек
- «Кто это?» - обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
- «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.
- «Поможем бабушке» - сортировка гороха и перловки.
- «Мост через ручеёк и речку» - обрывание узких и широких полосок бумаги от большого листа.
Октябрь
Тема : Осень. Овощи. Фрукты
- «Красивые листочки» - обводка трафаретов листьев клёна, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.
- «Собираем урожай» - лепка овощей.
Тема : Птицы
- «Это птицы» - выкладывание пластилиновыми жгутиками птицы по контуру.
- «Кто спрятался в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
- «Лебеди» - занятие по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики
рук.
Ноябрь
Тема: Орудия труда
- «Орудия труда» - обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток ).
- «Удобный инструмент» - обматывание палочки ( «ручки инструмента») ниткой.
Тема: Одежда и обувь
- «Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
- «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических форм.
Декабрь
Тема: Город, транспорт
- «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5 )
- «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание
Тема: Зимний лес. Дикие животные
- «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справа налево.
- «Кто это?» - определение на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных трафаретах, объём которых заполнен гречневой крупой.
Январь
Тема : Дикие животные и их детёныши
- «Картинки из яичной скорлупы» - измельчение яичной скорлупы и заполнение объёма трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
- «Разрезанные картинки» - сложить картинку дикого животного из 6-8 частей.
3. «Мышиное царство» - занятие по развитию мелкой моторики рук.
Тема : Домашние животные
- «Маленький конструктор» - выкладывание котёнка, щенка, поросёнка из готовых геометрических фигур ( из цветной бумаги).
- «Узнай, кто это?» - после предварительного рассматривания определение на ощупь, фигурок домашних животных, изображенных на плоскостных трафаретах.
Февраль
Тема: Семья
- «Одежда для куклы» - обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объёма по методу цветной мозаики.
- «Иллюстрация к сказке «Три медведя» - выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
Тема: Профессии
- «Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток ( отщипнуть от пластилина комочек и придавить его на бумажную полоску).
- «Ткач» - плетение коврика из полосок цветной бумаги.
Март
Тема : Весна
- «Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
- «Волшебная капелька» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
Тема: Игрушки
- «Чудеса из бумаги» - изготовление игрушек методом оригами.
- «Чудесный мешочек» - после предварительного рассматривания определение на ощупь игрушки и материала, из которого она сделана.
Апрель
Тема : Одежда и обувь
- «Ловкие пальчики» - зашнуровать сапожок и завязать бантик.
- «Красивый сарафан в белый горох» - приклеить белые кружочки по всему цветному трафарету сарафана.
Тема: Птицы встречают весну
- «Птица с птенчиком» - обвести трафареты птицы и птенца ( большой и поменьше ) и заполнить объём клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
- «Домик для скворца» - выкладывание из палочек по принципу « колодца».
Май
Тема : Весна. Труд весной
- «Ножницы потерялись» - изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания излишков по контуру.
- «Разрезные картинки» - сложить картинку с изображением трактора, разрезанную на 8 частей.
- «Посадка фасоли» - от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и придавить.
- «Доски для забора» - заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания излишков по контуру.
План работы для подготовительной группы
Сентябрь
Тема : Я – человек
- «Ножницы потерялись» - обрывание из бумаги геометрических форм (без опоры на контур): круга, большого и 4-х маленьких овалов, используя заготовки ( квадрат, большой и 4 маленьких прямоугольника).
- «Это человек» - обводка фигуры человека из папиросной бумаги.
- «Печенье из манки» - посыпание манкой различных геометрических фигур, вырезанных из бумаги, предварительно намазанных клеем.
- «Угадай, сколько нас в семье?» - ощупывание вслепую трёх ( затем четырёх, пяти ) трафаретов людей, выполненных из наждачной бумаги.
Октябрь
Тема: Осенние листья. Овощи
- «Дары осени» - обводка трафаретов овощей из папиросной бумаги, штриховка по устному заданию ( сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д. ).
- «Красивая ваза для овощей» - заполнение картонной заготовки круглой или овальной формы клочками бумаги по методу цветной мозаики.
Тема: Птицы осенью
- «Маленький художник» - обводка трафаретов птиц из папиросной бумаги, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, заполнить точками голову, остальное заштриховать линиями сверху вниз ).
- «Уютное гнёздышко» - изготовление «коврика» путём переплетения полосок бумаги, склеивание из этого «коврика» гнёздышка.
Ноябрь
Тема: Орудия труда. Инструменты
- Зрительный диктант «Кто внимательный?» - выложить из палочек инструменты, изображённые на нарисованном образце ( грабли с двумя или тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д. ).
- «Маленькие умельцы» - трафареты инструментов из толстого картона намазать клеем и засыпать поверхность манкой.
Тема: Одежда и обувь
- «Красивая одежда» - обводка трафаретов одежды и заполнение объёма клочками бумаги по методу цветной мозаики.
- «Вижу руками» - определение на ощупь вида ткани : шерстяная, шелковая, фланель, хлопчатобумажная.
Декабрь
Тема : Город, транспорт
- «Мой дом» - работа со строительным материалом на полу или на столе. Строительство домов разной этажности.
- «Что спряталось в комочке?» - разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение по выбору ребёнка.
Тема : Зима. Дикие животные
- «Снег идёт» - наклеивание на готовый зелёный трафарет ёлки мелких ватных комочков.
- «Мой медведь» - выкладывание «медведя» из геометрических фигур, полученных путём обрывания из бумаги по контуру.
Январь
Тема: Дикие животные и их детёныши
- «Вкусное угощение» - выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги ( без опоры на контур) «угощение» для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев.
- «В дупле у белочки» - посчитать, сколько и каких предметов ( грибов, орехов, шишек ) находится в «чудесном мешочке» и нарисовать их.
Тема: Домашние животные
- «Разрезные картинки» - собрать картинки с изображением домашних животных из 10-12 частей.
- «Любимая игра» - делаем клубочки для кошки из шерстяных ниток, уточняем понятия : «намотай», «размотай», «перемотай», «домотай».
Февраль
Тема: Семья
- «Маленькие художники» - обводка трафаретов фигур мальчика и девочки из папиросной бумаги. Раскрашивание полученных изображений.
- «Ножницы потерялись» - собрать фигуру человека из деталей, полученных путём обрывания геометрических фигур из бумаги и наклеить их.
- « Узор на салфетки» - занятие по развитию мелкой моторики рук и
графических навыков.
Тема: Профессии
- «Продавец - покупатель» - чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в магазин методами оригами.
- «Учитель» - вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путём обрывания.
Март
Тема: Начало весны
- «Красивая ваза» - заполнение объёма вазы бумажными клочками по методу цветной мозаики.
- «Сосулька плачет» - «сосульку» получаем путём обрывания из голубой бумаги и наклеиваем. Под «сосулькой» из пипетки капаем капельки воды на равном расстоянии друг от друга.
Тема : Игрушки
- «Разрезные картинки» - собирать картинки игрушек из 10-12 частей.
- «Маленький конструктор» - выложить любимую игрушку из палочек , геометрических фигур.
3. «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек»
Апрель
Тема: Одежда, обувь
- «Русский народный сарафан» - красный трафарет сарафана украшается аппликацией в русском народном стиле.
- «Ловкие пальчики» - шнуровка обуви, завязывание бантика : кто быстрее?
Тема: Животные
- «Рисуем без красок» - у каждого ребёнка по два трафарета животных. Обвести их по контору. Дикое животное выложить по контуру пластилиновыми жгутиками, а домашнее – шерстяной ниткой
- «Видим руками» - определить на ощупь и назвать, животное, описать его: дикое или домашнее. Рассказать, из какого материала сделана игрушка, чем заполнен объём плоскостного трафарета.
Май
Тема: Скоро на дачу
- «Орудия труда» - собрать «орудия труда» из заготовок, выполненных путём обрывания из бумаги, и наклеить в альбом.
- «Готовим грядки» - методом размазывания пластилиновых комочков заполняем пространство прямоугольника, стекой проводим на «грядке» ровные полоски – бороздки.
Тема: Наша дача
- «Противные мухи» - изготовление шторки от мух: порезать лист бумаги на ровные полоски, не до конца.
- «Строим дачу» - «заготовка досок для строительства» путём обрывания ровных полосок бумаги.
Список литературы.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
- Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М.: Сфера,2006.
- Бирюкова А. А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
- Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. Спб: «М и М», 1998.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Экзамен, 2006.
- Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.
- Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.
- Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М: Владос, 1997.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. Спб: Детство - Пресс, 1999.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
- Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет , 2003.
- Баренцова Н. Готовим руку к письму, журнал «Дошкольное воспитание». 1996-№2, с.89
- Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников "Умелые ручки"
Целью моей педагогической работы является достижение положительного развития мелкой моторики рук детей через использование разнообразных методов и приемов...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган» в первой младшей группе.
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства ...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики»
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики» дает воспитателю возможности для успешной работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорики и мелкой моторики...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» 2020-2022гг.
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...
Программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"
laquo;Источники способностей идарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В. А. Су...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики" для детей 3-4 лет
Рабочая программа кружка «Умелые пальчики»по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет....