Картотека занятий по составлению описательных рассказов.
картотека по развитию речи (младшая группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

Описательные рассказы о предметах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opisatelnyh_rasskazov.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  занятий по составлению описательных рассказов.

 «Расскажи о мячике»

(Oписательный рассказ о предметах по плану и образцу воспитателя)

1) Это … (название предмета).

2) Форма.

3) Цвет.

Воспитатель предлагает вначале рассмотреть игрушку - мячик.

Дети определяют вместе с воспитателем

- название игрушки (это мячик);

- форму (он круглый);

- цвет (красный).

Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону

- Дети, послушайте, как я расскажу об этой игрушке.

Примерный рассказ:

- Это мячик. Мячик круглый. Мячик красный.

Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память.

Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются воспитатель, в процессе рассказа, задает наводящие вопросы:

- Что это?

- Какой мячик по форме?

- Какой мячик по цвету?

«Расскажи о кукле»

(Oписательный рассказ о предметах по плану и образцу воспитателя)

1) Это … (название предмета).

2) Отдельные части предмета.

3) Звучание предмета.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушку - куклу.

Дети определяют вместе с воспитателем

- название игрушки (это кукла);

- отдельные части (у куклы есть глазки, ручки, ножки);

- звукопроизношения игрушки (кукла может говорить ya - ya - ya).

Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону.

- Дети, послушайте, как я расскажу вам об этой игрушке.

Примерный рассказ:

- Это кукла. У куклы есть глазки, ручки, ножки. Кукла говорит - ya - ya - ya.

Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память.

Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются, в процессе рассказа воспитатель задает наводящие вопросы:

- Кто это?

- Что у куклы есть?

- Как кукла разговаривает?

«Расскажи о мишке»

(Oписательный рассказ о предметах по плану и образцу воспитателя)

1) Это … (название предмета).

2) Отдельные части предмета.

3) Движения предмета.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушку - мишку.

Дети определяют вместе с воспитателем

- название игрушки (это мишка);

- отдельные части (у мишки есть глазки, ушки, хвостик);

- движения игрушки (мишка ходит вот так…).

Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону.

- Дети, послушайте, как я расскажу вам об этой игрушке.

Примерный рассказ:

- Это мишка. У мишки есть глазки, ушки, хвостик. Мишка ходит вот так… (Имитирует ходьбу медведя.)

Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память.

Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются, в процессе рассказа воспитатель задаёт наводящие вопросы:

- Кто это?

- Что есть у мишки?

- Как ходит мишка?

«Расскажи о посуде»

(Oписательный рассказ о предметах по плану и образцу воспитателя)

1) Это … (название предмета).

2) Материал, из которого изготовлен предмет.

3) Назначение предмета.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки - посуду. Дети определяют вместе с воспитателем

- название  игрушки (это чашка, тарелка, ложка);

материал, из которого изготовлена посуда (чашка деревянная, тарелка стеклянная, ложка железная);

- назначение предмета (в чашку можно налить молоко, чай, компот; в тарелку можно налить суп, положить кашу; ложкой можно есть суп, кашу, сухофрукты из компота)

    Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону.

- Дети, послушайте, как я расскажу вам об этой игрушке.

Примерный рассказ:

- Это ложка. Ложка железная. Ложкой можно есть кашу.

Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память.

Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются воспитатель, в процессе рассказа, задает наводящие вопросы:

- Что это?

- Ложка сделана из железа, какая ложка?

- Что можно кушать ложкой?

Аналогично составляется описательный рассказ о других предметах.

- Это тарелка. Тарелка стеклянная. В тарелку наливают суп.

- Это чашка. Чашка деревянная. В чашку наливают компот.

«Чудесный мешочек»

(Формирование связной речи – составление описательных рассказов)

Программное содержание:

- формировать связную речь детей;

- побуждать составлять описательный рассказ об игрушке вместе с воспитателем; - - закреплять в активном словаре названия предметов по теме «Игрушки», их качества и свойства;

- развивать произвольную память и словарный запас дошкольников.

Материал: 

- чудесный мешочек;

- игрушки - кукла, мишка, мячик, посуда и т.д. (игрушки по количеству детей).

Конспект

Воспитатель предлагает детям рассмотреть чудесный мешочек и угадать, что в нём. Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Дети поочередно достают из мешочка предметы, воспитатель задаёт вопросы

Вопросы к детям:

- Миша, что ты достал? (Мячик.)

- Миша, расскажи о мячике, какой он?

Если ребенок затрудняется сам рассказать об игрушке, воспитатель задаёт наводящие вопросы:

- Какой мячик по цвету?

- Какой мячик по форме? И т.д.

Аналогично проводится работа по рассмотрению и составлению описательных рассказов о других игрушках. Вначале вызываются дети, у которых хорошая память, чтобы остальные дети как можно больше услышали образцов описательных рассказов.

В данном случае не обязательно требовать от детей, чтобы они составляли описательный рассказ строго по шаблону. Дошкольники рассказывают об игрушке всё, что они видят и могут назвать.

В конце воспитатель проводит с детьми сюжетно-ролевую игру «Уrocтим друзей чаем». Дети накрывают вместе с воспитателем на стол и приглашают куклу, мишку и других друзей к чаю.

«Одежда куклы Кати»

Описательный рассказ по плану и образцу воспитателя

1) Это… (название предмета).

2) Что есть у Кати?

3) Какого цвета?

Воспитатель предлагает рассмотреть куклу Катю. Дети определяют вместе с воспитателем название игрушки. (Это кукла.) Зовут ее Катя. Посмотрите, то на ней надето? Дети называют предметы одежды: платье, колготы, туфли. Воспитатель предлагает назвать цвет предметов одежды.

Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону.

- Дети послушайте, как я расскажу вам об этой кукле.

Примерный рассказ:

- Это кукла Катя. У Кати есть платье, оно красного цвета. У Кати есть колготы, они красного цвета. У Кати есть туфли, они тоже красного цвета.

Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память. Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются. воспитатель, в процессе рассказа, задает наводящие вопросы:

- Кто это?

- Что есть у Кати?

- Какого цвета у Кати платье, туфли, колготы?

«Наши дети»

(Oписательный рассказ по воспоминанию и образцу воспитателя)

Воспитатель предлагает рассмотреть куклу Катю и вспомнить, как они о ней расказывали. Если дети затрудняются вспомнить рассказ о кукле Кате, воспитатель напоминает им наводящими вопросами:

- Это кто? (Кукла.)

- Как ее зовут? (Катя.)

- Что есть у Кати? (У Кати есть платье.)

- Какого цвета платье? И т.д.

Далее воспитатель предлагает рассмотреть одежду у кого-нибудь из детей и рассказать о ней. Начинает рассказ воспитатель,

Примерный рассказ:

- Это мальчик. Зовут его Сережа. У Сережи есть рубашка. Рубашка зеленого цвета. У Серёжи есть шорты. Шорты тоже зеленого цвета.

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду друг у друга и рассказать о ней.

Прашнетах одежды все, что они видят.

Дети рассказывают о предметах одежды всё, что они видят.

«Стол и стул»

(Oписательный рассказ по плану и образцу воспитателя)

1) Это… (название предмета).

2) Величина (дети сравнивают предметы кукольной мебели с то, как

3) Назначение.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть комнату, где живет кукла Катя.  Дети узнают и называют предметы мебели: стол, стул, кровать, шкаф. Далее дети вместе с воспитателем определяют, какие эти предметы по величине и назначению

Затем воспитатель дает образец рассказа о каком-либо предмете мебели, дети внимательно слушают.

Примерный рассказ:

- Это стул. Стул маленький. На стуле кукла Катя сидит.

Рассказ воспитатель повторяет дважды. Рассказ повторяется всеми детьми, если

дети затрудняются, воспитатель, в процессе рассказа, задает наводящие вопросы.

- Что это?

- Какой стол по величине, большой или маленький?

- Зачем нам нужен стол?

Аналогично составляются рассказы о других предметах мебели.

.

«Что мы кушаем?»

(Oписательный рассказ по плану, без образца воспитателя)

1) Это … (название предмета).

2) Где лежит?

3) Назначение.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть комнату, где живет кукла Maша. Дети вместе с воспитателем подходят к столу и рассматривают продукты, лежащие на столе.

Воспитатель, показывая на предмет, задает детям вопросы:

- Что в вазе? (В вазе яблоки и груши.)

- Что в сахарнице? (В сахарнице сахар.)

- Где конфеты? (Конфеты в конфетнице.)

-  Где чай? (Чай в чайнике.)

Далее дети определяют вкусовые качества продуктов по воспоминанию и говорят о назначении этих продуктов

Затем воспитатель предлагает самостоятельно рассказать о каком-нибудь продукте, если дети затрудняются составить рассказ, воспитатель помогает наводящими вопросами в процессе рассказа

- Что это?

- Что можно рассказать о сахаре?

- Зачем нам нужен сахар?

Примерный рассказ детей:

- Это сахар. Сахар лежит в сахарнице. Сахар нам нужен, чтобы пить чай.

Аналогично составляются рассказы о других продуктах.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Составление описательного рассказа по картинкам.

Открытое занятие по развитию речи, составление описательного рассказа по картинкам. Младшая группа. Программа "Детский сад 2100"....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...