Картотека занятий по составлению описательных рассказов.
картотека по развитию речи (младшая группа)
Описательные рассказы о предметах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opisatelnyh_rasskazov.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека занятий по составлению описательных рассказов.
«Расскажи о мячике»
(Oписательный рассказ о предметах по плану и образцу воспитателя)
1) Это … (название предмета).
2) Форма.
3) Цвет.
Воспитатель предлагает вначале рассмотреть игрушку - мячик.
Дети определяют вместе с воспитателем
- название игрушки (это мячик);
- форму (он круглый);
- цвет (красный).
Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону
- Дети, послушайте, как я расскажу об этой игрушке.
Примерный рассказ:
- Это мячик. Мячик круглый. Мячик красный.
Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память.
Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются воспитатель, в процессе рассказа, задает наводящие вопросы:
- Что это?
- Какой мячик по форме?
- Какой мячик по цвету?
«Расскажи о кукле»
(Oписательный рассказ о предметах по плану и образцу воспитателя)
1) Это … (название предмета).
2) Отдельные части предмета.
3) Звучание предмета.
Воспитатель предлагает рассмотреть игрушку - куклу.
Дети определяют вместе с воспитателем
- название игрушки (это кукла);
- отдельные части (у куклы есть глазки, ручки, ножки);
- звукопроизношения игрушки (кукла может говорить ya - ya - ya).
Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону.
- Дети, послушайте, как я расскажу вам об этой игрушке.
Примерный рассказ:
- Это кукла. У куклы есть глазки, ручки, ножки. Кукла говорит - ya - ya - ya.
Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память.
Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются, в процессе рассказа воспитатель задает наводящие вопросы:
- Кто это?
- Что у куклы есть?
- Как кукла разговаривает?
«Расскажи о мишке»
(Oписательный рассказ о предметах по плану и образцу воспитателя)
1) Это … (название предмета).
2) Отдельные части предмета.
3) Движения предмета.
Воспитатель предлагает рассмотреть игрушку - мишку.
Дети определяют вместе с воспитателем
- название игрушки (это мишка);
- отдельные части (у мишки есть глазки, ушки, хвостик);
- движения игрушки (мишка ходит вот так…).
Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону.
- Дети, послушайте, как я расскажу вам об этой игрушке.
Примерный рассказ:
- Это мишка. У мишки есть глазки, ушки, хвостик. Мишка ходит вот так… (Имитирует ходьбу медведя.)
Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память.
Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются, в процессе рассказа воспитатель задаёт наводящие вопросы:
- Кто это?
- Что есть у мишки?
- Как ходит мишка?
«Расскажи о посуде»
(Oписательный рассказ о предметах по плану и образцу воспитателя)
1) Это … (название предмета).
2) Материал, из которого изготовлен предмет.
3) Назначение предмета.
Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки - посуду. Дети определяют вместе с воспитателем
- название игрушки (это чашка, тарелка, ложка);
материал, из которого изготовлена посуда (чашка деревянная, тарелка стеклянная, ложка железная);
- назначение предмета (в чашку можно налить молоко, чай, компот; в тарелку можно налить суп, положить кашу; ложкой можно есть суп, кашу, сухофрукты из компота)
Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону.
- Дети, послушайте, как я расскажу вам об этой игрушке.
Примерный рассказ:
- Это ложка. Ложка железная. Ложкой можно есть кашу.
Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память.
Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются воспитатель, в процессе рассказа, задает наводящие вопросы:
- Что это?
- Ложка сделана из железа, какая ложка?
- Что можно кушать ложкой?
Аналогично составляется описательный рассказ о других предметах.
- Это тарелка. Тарелка стеклянная. В тарелку наливают суп.
- Это чашка. Чашка деревянная. В чашку наливают компот.
«Чудесный мешочек»
(Формирование связной речи – составление описательных рассказов)
Программное содержание:
- формировать связную речь детей;
- побуждать составлять описательный рассказ об игрушке вместе с воспитателем; - - закреплять в активном словаре названия предметов по теме «Игрушки», их качества и свойства;
- развивать произвольную память и словарный запас дошкольников.
Материал:
- чудесный мешочек;
- игрушки - кукла, мишка, мячик, посуда и т.д. (игрушки по количеству детей).
Конспект
Воспитатель предлагает детям рассмотреть чудесный мешочек и угадать, что в нём. Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Дети поочередно достают из мешочка предметы, воспитатель задаёт вопросы
Вопросы к детям:
- Миша, что ты достал? (Мячик.)
- Миша, расскажи о мячике, какой он?
Если ребенок затрудняется сам рассказать об игрушке, воспитатель задаёт наводящие вопросы:
- Какой мячик по цвету?
- Какой мячик по форме? И т.д.
Аналогично проводится работа по рассмотрению и составлению описательных рассказов о других игрушках. Вначале вызываются дети, у которых хорошая память, чтобы остальные дети как можно больше услышали образцов описательных рассказов.
В данном случае не обязательно требовать от детей, чтобы они составляли описательный рассказ строго по шаблону. Дошкольники рассказывают об игрушке всё, что они видят и могут назвать.
В конце воспитатель проводит с детьми сюжетно-ролевую игру «Уrocтим друзей чаем». Дети накрывают вместе с воспитателем на стол и приглашают куклу, мишку и других друзей к чаю.
«Одежда куклы Кати»
Описательный рассказ по плану и образцу воспитателя
1) Это… (название предмета).
2) Что есть у Кати?
3) Какого цвета?
Воспитатель предлагает рассмотреть куклу Катю. Дети определяют вместе с воспитателем название игрушки. (Это кукла.) Зовут ее Катя. Посмотрите, то на ней надето? Дети называют предметы одежды: платье, колготы, туфли. Воспитатель предлагает назвать цвет предметов одежды.
Далее воспитатель дает образец описательного рассказа по шаблону.
- Дети послушайте, как я расскажу вам об этой кукле.
Примерный рассказ:
- Это кукла Катя. У Кати есть платье, оно красного цвета. У Кати есть колготы, они красного цвета. У Кати есть туфли, они тоже красного цвета.
Рассказ воспитатель повторяет дважды, затем предлагает его повторить тем детям, у которых хорошая память. Рассказ повторяется всеми детьми, если дети затрудняются. воспитатель, в процессе рассказа, задает наводящие вопросы:
- Кто это?
- Что есть у Кати?
- Какого цвета у Кати платье, туфли, колготы?
«Наши дети»
(Oписательный рассказ по воспоминанию и образцу воспитателя)
Воспитатель предлагает рассмотреть куклу Катю и вспомнить, как они о ней расказывали. Если дети затрудняются вспомнить рассказ о кукле Кате, воспитатель напоминает им наводящими вопросами:
- Это кто? (Кукла.)
- Как ее зовут? (Катя.)
- Что есть у Кати? (У Кати есть платье.)
- Какого цвета платье? И т.д.
Далее воспитатель предлагает рассмотреть одежду у кого-нибудь из детей и рассказать о ней. Начинает рассказ воспитатель,
Примерный рассказ:
- Это мальчик. Зовут его Сережа. У Сережи есть рубашка. Рубашка зеленого цвета. У Серёжи есть шорты. Шорты тоже зеленого цвета.
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду друг у друга и рассказать о ней.
Прашнетах одежды все, что они видят.
Дети рассказывают о предметах одежды всё, что они видят.
«Стол и стул»
(Oписательный рассказ по плану и образцу воспитателя)
1) Это… (название предмета).
2) Величина (дети сравнивают предметы кукольной мебели с то, как
3) Назначение.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть комнату, где живет кукла Катя. Дети узнают и называют предметы мебели: стол, стул, кровать, шкаф. Далее дети вместе с воспитателем определяют, какие эти предметы по величине и назначению
Затем воспитатель дает образец рассказа о каком-либо предмете мебели, дети внимательно слушают.
Примерный рассказ:
- Это стул. Стул маленький. На стуле кукла Катя сидит.
Рассказ воспитатель повторяет дважды. Рассказ повторяется всеми детьми, если
дети затрудняются, воспитатель, в процессе рассказа, задает наводящие вопросы.
- Что это?
- Какой стол по величине, большой или маленький?
- Зачем нам нужен стол?
Аналогично составляются рассказы о других предметах мебели.
.
«Что мы кушаем?»
(Oписательный рассказ по плану, без образца воспитателя)
1) Это … (название предмета).
2) Где лежит?
3) Назначение.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть комнату, где живет кукла Maша. Дети вместе с воспитателем подходят к столу и рассматривают продукты, лежащие на столе.
Воспитатель, показывая на предмет, задает детям вопросы:
- Что в вазе? (В вазе яблоки и груши.)
- Что в сахарнице? (В сахарнице сахар.)
- Где конфеты? (Конфеты в конфетнице.)
- Где чай? (Чай в чайнике.)
Далее дети определяют вкусовые качества продуктов по воспоминанию и говорят о назначении этих продуктов
Затем воспитатель предлагает самостоятельно рассказать о каком-нибудь продукте, если дети затрудняются составить рассказ, воспитатель помогает наводящими вопросами в процессе рассказа
- Что это?
- Что можно рассказать о сахаре?
- Зачем нам нужен сахар?
Примерный рассказ детей:
- Это сахар. Сахар лежит в сахарнице. Сахар нам нужен, чтобы пить чай.
Аналогично составляются рассказы о других продуктах.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...
Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)
Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
Составление описательного рассказа по картинкам.
Открытое занятие по развитию речи, составление описательного рассказа по картинкам. Младшая группа. Программа "Детский сад 2100"....
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМЫ РАССКАЗА.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...