Дидактические упражнения и игры в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Упражнения по грамматическому строю речи в сочетании с пересказом
«Храбрый ёж»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами, согласовывать существительные с прилагательными в числе.
Наглядный материал: фигурки магнитного театра, предметные картинки с изображением лесных обитателей.
Текст:
Ветер елками шумит,
Ёжик наш домой спешит,
А на встречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк!
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Вопросы к тексту:
- Куда спешил ёжик?
- Кого он повстречал в лесу?
- Почему волк убежал от ежа?
Воспитатель просит ребят пересказать содержание текста своими словами, из предметных картинок отобрать те, на которых изображены действующие лица, и ответить правильно:
В лесу живёт злой (кто?) волк.
В лесу живёт много злых (кого?) волков.
По ночам в лесу воют злые (кто?) волки.
Бабушка рассказала сказку о злом (о ком?) волке.
И так далее.
«Зайчик и дождь»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.
Наглядный материал: настольный или магнитный театр.
Текст:
Сидит зайчик на полянке,
Греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце).
Но вот туча набежала,
Туча солнышко закрыло (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.
Вопросы к детям:
- Где сидел зайчик?
- Почему зайчик спрятался под кустик?
Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами.
«Лето»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильно использование существительных в косвенных падежах с предлогом.
Текст:
Таня и Оля гуляли по лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.
Вопросы к детям:
- Что делали девочки на лугу?
- Куда побежали Таня и Оля?
Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):
Таня одевается.- Оля раздевается.
Таня обувается.- Оля разувается.
Таня завязывает. – Оля развязывает.
Затем дети называют действия по аналогии:
Оля купается, и я купаюсь.
Оля одевается, и я одеваюсь.
Оля умывается, и я умываюсь.
Воспитатель просит их сказать правильно:
Дети пошли купаться (куда?) на речку.
Дети купаются (где?) в реке.
Дети переплывают (что?) реку.
Лодки плывут (где?) по реке.
Работа с предложением
Дидактическая игра «Почемучки»
Цель: научить детей составлять сложные предложения, использовать союз потому что.
Ход игры
Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему»:
Жили- были Потому и Почему? Видят они –катится бревно.
- Почему оно катится? – спросил Почему.
- Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.
- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.
Стали тогда Почему и потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.
- Почему она лети? – спросил Почему.
- Птица летит потому, что у неё крылья есть, - ответил Потому.
Сделали тогда Потому и почему крылья, и получился у них самолёт. И полетели они дальше удивляться.
Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть почему.
Вопросы к детям:
- Какие вопросы задавал Почему?
- Как отвечал Потому?
Дети составляют предложения по вопросам:
- Почему пришёл врач?
- Почему люди берут зонты?
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- почему летом не носят шубу?
- Почему зимой носят варежки?
Дидактическое упражнение «Про Мишутку»
Цель: использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.
Наглядный материал: настольный театр – домик, лес, Мишутка.
Текст:
Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будите помогать. «Жил был Мишутка в лесу. однажды шёл он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошёл.. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошёл. А потом в домик (что сделал?) зашёл. Он там мёду нашёл. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошёл. Через полянку (что сделал?) перешёл и ушёл к себе домой. А сейчас мы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.
Дидактическое упражнение «Что делают дети?»
Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.
Наглядный материал: парные сюжетные картинки.
Вопросы к детям:
- Что делает мальчик? (Рисует.)
- Что сделал мальчик? (Нарисовал.)
Пары глаголов: лепит - слепил, моет - вымыл, пел - спел, играет – поиграл, гулял – погулял.
Словообразование
Дидактическое упражнение «Спортсмены»
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.
Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.
Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник).
Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница).
Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).
Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.
Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»
Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.
Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.
Словарный материал:
- чик - ист
ракетчик танкист
миномётчик связист
лётчик артиллерист
зенитчик
Дидактическое упражнение «Сложные слова»
Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит …(рыболов),
пчёл разводит … (пчеловод),
сам летает …(самолёт),
лес рубит …(лесоруб).
«Исправь ошибку»
Игра способствует упражнению в счете, закреплению умения обозначать различные количества предметов соответствующей цифрой. В игре могут быть использованы счетная лесенка или фланелеграф с набором объемного или плоскостного счетного материала, геометрических фигур разного цвета, счетные карточки, карточки с изображением различного количества предметов, цифры.
Начиная игру, воспитатель ставит на фланелеграф несколько групп предметов. Например, 4 пирамидки, 2 ёлочки. Дети помогают поставить рядом с каждой группой предметов соответствующую цифру. Затем по команде они закрывают глаза. Воспитатель меняет цифры местами. Например, подставляет к группе из трех предметов цифру 4, а к группе из четырех предметов цифру 2. Открыв глаза, дети должны обнаружить ошибки. Кто- то у доски исправляет ошибки и объясняет свои действия.
В начале года дети считают предметы и обозначают их цифрами в пределах 5, а затем в пределах 10. Количество и сложность заданий по степенно возрастают. Так, сначала воспитатель допускает 1-2 «ошибки», меняя местами лишь цифры, вместе с увеличением групп предметов (до 7-8) количество «ошибок» можно также увеличить. Местами могут меняться также группы предметов, в то время как цифры остаются на прежних местах. Местоположение групп предметов и цифр может быть изменено, добавлено или убрано 1-2 предмета. Таким образом, цифра, стоящая рядом с данной группой предметов. Воспитатель может оставить счетный материал и цифры не нарушая соответствия между ними, но вместе с тем попросить найти ошибку. Дети должны определить, что ошибок нет, все осталось без изменения.
Игра повторяется несколько раз. По мере усвоения детьми знаний темп игры возрастает.
«Назови соседей»
Игра направлена на закрепление представлений о количественных отношениях между последовательными числами, порядка следования натурального ряда чисел. В игре могут использоваться цифры, карточки, куб с нанесенным на его грани цифрами.
Правила игры. Воспитатель задает детям число. Дети должны отыскать «соседей» (предыдущее и последующее) данного числа и объяснить, почему именно эти числа являются «соседями» названного числа, одно - предыдущим, второе – последующим. Игра повторяется несколько раз. Она может иметь множество вариантов. Так, например, воспитатель подбрасывает куб, на гранях которого нанесены цифры. Дети смотрят, какая цифра повернется к ним, и называют «соседей» числа, обозначенного этой цифрой. Можно задавать число, вывешивая на доске различные числовые карточки или отстукивая молоточком определенное количество ударов.
Можно предложить карточки с различным количеством нарисованных предметов или числовые карточки, а также специальные карточки с пустыми окошками до и после заданного числа (число может обозначаться кружками или цифрой). По-разному следует организовать ответы детей. Они могут устно называть «соседей» числа, могут показывать их цифрами или числовыми карточками.
Когда дошкольники только начинают усваивать количественные отношения между числами, знакомиться с терминами «последующее» и «предыдущее», целесообразно выкладывать на доске числовой ряд, что позволит детям быстро ориентироваться в числах. Затем постепенно «подсказка» убирается.
По мере усвоения детьми программного материала темп проведения игры увеличивается.
«Кто знает - пусть дальше считает»
Игра направлена на усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете, развития внимания, памяти.
В игре используется мяч. Дети могут расположиться полукругом или образовать круг. В середине круга находится ведущий. Перед началом игры воспитатель договаривается с детьми, в каком порядке (прямом и обратном) будут они считать. Ведущий бросает кому – то из детей мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, должен считать дальше. Игра проводится в быстром темпе и повторяется много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Задания, предлагаемые детям, определяются их знаниями и умениями в момент проведения игры: считать до 10 в прямом или обратном порядке. Каждый ребенок получает индивидуальное задание.
«Чудесный мешочек»
Игра направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.
В «чудесном мешочке» находится счетный материал: мелкие игрушки, природный материал 2-3 вида предметов или игрушек. Ведущей выбирает кого-то из детей и просит отсчитать столько предметов, сколько ребенок услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на числовой карточке, вывешенной на доске. Ведущий может не называть, какие именно предметы должен отсчитать ребенок, а загадать про эту загадку. Например, «Кто на ветке шишки грыз и бросал орешки вниз?» Ребенок отгадывает и отсчитывает названное число булочек. Затем ведущий предлагает детям придумать задание для ребенка, стоящего у доски. Задания должны быть разнообразными: подпрыгнуть столько раз, сколько он достал предметов, или присесть на один раз меньше (больше), стукнуть в бубен, пролезть в обруч, хлопнуть в ладоши столько раз (больше, меньше), сколько предметов достали из мешочка, или найти числовую карточку, соответствующую количеству отсчитанных предметов, или цифру, считать от указанного числа в прямом или обратном порядке, назвать «соседей» данного числа. Ребенок, выполнивший задание правильно, становится ведущим. Он называет кого-то из детей и просит отсчитать определенное количество предметов. Игра повторяется несколько раз.
«Не ошибись»
Игра направлена на закрепление у детей представлений о количественных отношениях между числами, упражнения в нахождении последующего и предыдущего числа, на упражнение в счете с помощью слуховых и зрительных анализаторов, выработку умения обозначать различные количества соответствующей цифрой. В игре используются звучащие предметы, счетный материал, цифры, числовые карточки. Перед началом игры ведущий дает детям задание: «Закройте глаза, я буду ударять молоточком. Внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно её. Например: «Я показал цифру 4, так как услышал 4 удара». В зависимости от заданий и умений детей воспитатель может использовать различные варианты игры: считать удары с открытыми глазами или закрытыми, показывать числовые карточки или цифры, обозначающие число ударов, отсчитывать столько же предметов или на один больше (на один меньше) указанного числа. Игра повторяется несколько раз.
«В какой руке сколько?»
Игра способствует закреплению знаний состава числа из двух меньших чисел, формированию внимания, памяти. Материалом для игры могут служить мелкие предметы: бусинки, орехи, камешки и т. д. (т. е. все то, что хорошо можно спрятать в детской руке). Воспитатель показывает детям предметы, приготовленные для игры, пересчитывает вместе с ними. Затем так, чтобы дети не видели, раскладывает эти предметы в обе руки. Для того чтобы не замедлялся темп игры, воспитатель договаривается с детьми называть сначала, сколько предметов в левой руке, а потом – сколько в правой, затем говорить, сколько получается вместе. Например, «Три и четыре, а вместе семь», «Один и пять, а вместе шесть» и т. д. В руках у воспитателя камешки разложены так, что получается один из возможных вариантов состава числа. Дети, стремясь угадать именно этот вариант, перечисляют все возможные варианты, пока, наконец, не назовут задуманный воспитателем. детям, которые правильно называют один из вариантов состава числа, но не тот, который задуман, воспитатель отвечает: «Три и три, вместе шесть. Так может быть, но у меня по-другому». Тот ребенок, кто верно назовет, в какой руке сколько спрятано предметов, становится ведущим. Теперь он раскладывает предметы в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назовет задуманный им вариант состава числа. Так игра повторяется несколько раз.
Когда дети знакомятся с составом определенного числа из двух меньших чисел, в качестве подсказки целесообразно на доске или фланелеграфе выложить все возможные варианты состава данного числа. По мере усвоения состава числа наглядный материал меняется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические упражнения и игры в старшей группе
Упражнения по грамматическому строю речи в сочетании с пересказом
«Храбрый ёж»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами, согласовывать существительные с прилагательными в числе.
Наглядный материал: фигурки магнитного театра, предметные картинки с изображением лесных обитателей.
Текст:
Ветер елками шумит,
Ёжик наш домой спешит,
А на встречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк!
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Вопросы к тексту:
- Куда спешил ёжик?
- Кого он повстречал в лесу?
- Почему волк убежал от ежа?
Воспитатель просит ребят пересказать содержание текста своими словами, из предметных картинок отобрать те, на которых изображены действующие лица, и ответить правильно:
В лесу живёт злой (кто?) волк.
В лесу живёт много злых (кого?) волков.
По ночам в лесу воют злые (кто?) волки.
Бабушка рассказала сказку о злом (о ком?) волке.
И так далее.
«Зайчик и дождь»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.
Наглядный материал: настольный или магнитный театр.
Текст:
Сидит зайчик на полянке,
Греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце).
Но вот туча набежала,
Туча солнышко закрыло (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.
Вопросы к детям:
- Где сидел зайчик?
- Почему зайчик спрятался под кустик?
Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами.
«Лето»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильно использование существительных в косвенных падежах с предлогом.
Текст:
Таня и Оля гуляли по лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.
Вопросы к детям:
- Что делали девочки на лугу?
- Куда побежали Таня и Оля?
Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):
Таня одевается.- Оля раздевается.
Таня обувается.- Оля разувается.
Таня завязывает. – Оля развязывает.
Затем дети называют действия по аналогии:
Оля купается, и я купаюсь.
Оля одевается, и я одеваюсь.
Оля умывается, и я умываюсь.
Воспитатель просит их сказать правильно:
Дети пошли купаться (куда?) на речку.
Дети купаются (где?) в реке.
Дети переплывают (что?) реку.
Лодки плывут (где?) по реке.
Работа с предложением
Дидактическая игра «Почемучки»
Цель: научить детей составлять сложные предложения, использовать союз потому что.
Ход игры
Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему»:
Жили- были Потому и Почему? Видят они –катится бревно.
- Почему оно катится? – спросил Почему.
- Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.
- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.
Стали тогда Почему и потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.
- Почему она лети? – спросил Почему.
- Птица летит потому, что у неё крылья есть, - ответил Потому.
Сделали тогда Потому и почему крылья, и получился у них самолёт. И полетели они дальше удивляться.
Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть почему.
Вопросы к детям:
- Какие вопросы задавал Почему?
- Как отвечал Потому?
Дети составляют предложения по вопросам:
- Почему пришёл врач?
- Почему люди берут зонты?
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- почему летом не носят шубу?
- Почему зимой носят варежки?
Дидактическое упражнение «Про Мишутку»
Цель: использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.
Наглядный материал: настольный театр – домик, лес, Мишутка.
Текст:
Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будите помогать. «Жил был Мишутка в лесу. однажды шёл он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошёл.. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошёл. А потом в домик (что сделал?) зашёл. Он там мёду нашёл. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошёл. Через полянку (что сделал?) перешёл и ушёл к себе домой. А сейчас мы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.
Дидактическое упражнение «Что делают дети?»
Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.
Наглядный материал: парные сюжетные картинки.
Вопросы к детям:
- Что делает мальчик? (Рисует.)
- Что сделал мальчик? (Нарисовал.)
Пары глаголов: лепит - слепил, моет - вымыл, пел - спел, играет – поиграл, гулял – погулял.
Словообразование
Дидактическое упражнение «Спортсмены»
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.
Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.
Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник).
Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница).
Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).
Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.
Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»
Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.
Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.
Словарный материал:
- чик - ист
ракетчик танкист
миномётчик связист
лётчик артиллерист
зенитчик
Дидактическое упражнение «Сложные слова»
Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит …(рыболов),
пчёл разводит … (пчеловод),
сам летает …(самолёт),
лес рубит …(лесоруб).
«Исправь ошибку»
Игра способствует упражнению в счете, закреплению умения обозначать различные количества предметов соответствующей цифрой. В игре могут быть использованы счетная лесенка или фланелеграф с набором объемного или плоскостного счетного материала, геометрических фигур разного цвета, счетные карточки, карточки с изображением различного количества предметов, цифры.
Начиная игру, воспитатель ставит на фланелеграф несколько групп предметов. Например, 4 пирамидки, 2 ёлочки. Дети помогают поставить рядом с каждой группой предметов соответствующую цифру. Затем по команде они закрывают глаза. Воспитатель меняет цифры местами. Например, подставляет к группе из трех предметов цифру 4, а к группе из четырех предметов цифру 2. Открыв глаза, дети должны обнаружить ошибки. Кто- то у доски исправляет ошибки и объясняет свои действия.
В начале года дети считают предметы и обозначают их цифрами в пределах 5, а затем в пределах 10. Количество и сложность заданий по степенно возрастают. Так, сначала воспитатель допускает 1-2 «ошибки», меняя местами лишь цифры, вместе с увеличением групп предметов (до 7-8) количество «ошибок» можно также увеличить. Местами могут меняться также группы предметов, в то время как цифры остаются на прежних местах. Местоположение групп предметов и цифр может быть изменено, добавлено или убрано 1-2 предмета. Таким образом, цифра, стоящая рядом с данной группой предметов. Воспитатель может оставить счетный материал и цифры не нарушая соответствия между ними, но вместе с тем попросить найти ошибку. Дети должны определить, что ошибок нет, все осталось без изменения.
Игра повторяется несколько раз. По мере усвоения детьми знаний темп игры возрастает.
«Назови соседей»
Игра направлена на закрепление представлений о количественных отношениях между последовательными числами, порядка следования натурального ряда чисел. В игре могут использоваться цифры, карточки, куб с нанесенным на его грани цифрами.
Правила игры. Воспитатель задает детям число. Дети должны отыскать «соседей» (предыдущее и последующее) данного числа и объяснить, почему именно эти числа являются «соседями» названного числа, одно - предыдущим, второе – последующим. Игра повторяется несколько раз. Она может иметь множество вариантов. Так, например, воспитатель подбрасывает куб, на гранях которого нанесены цифры. Дети смотрят, какая цифра повернется к ним, и называют «соседей» числа, обозначенного этой цифрой. Можно задавать число, вывешивая на доске различные числовые карточки или отстукивая молоточком определенное количество ударов.
Можно предложить карточки с различным количеством нарисованных предметов или числовые карточки, а также специальные карточки с пустыми окошками до и после заданного числа (число может обозначаться кружками или цифрой). По-разному следует организовать ответы детей. Они могут устно называть «соседей» числа, могут показывать их цифрами или числовыми карточками.
Когда дошкольники только начинают усваивать количественные отношения между числами, знакомиться с терминами «последующее» и «предыдущее», целесообразно выкладывать на доске числовой ряд, что позволит детям быстро ориентироваться в числах. Затем постепенно «подсказка» убирается.
По мере усвоения детьми программного материала темп проведения игры увеличивается.
«Кто знает - пусть дальше считает»
Игра направлена на усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете, развития внимания, памяти.
В игре используется мяч. Дети могут расположиться полукругом или образовать круг. В середине круга находится ведущий. Перед началом игры воспитатель договаривается с детьми, в каком порядке (прямом и обратном) будут они считать. Ведущий бросает кому – то из детей мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, должен считать дальше. Игра проводится в быстром темпе и повторяется много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Задания, предлагаемые детям, определяются их знаниями и умениями в момент проведения игры: считать до 10 в прямом или обратном порядке. Каждый ребенок получает индивидуальное задание.
«Чудесный мешочек»
Игра направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.
В «чудесном мешочке» находится счетный материал: мелкие игрушки, природный материал 2-3 вида предметов или игрушек. Ведущей выбирает кого-то из детей и просит отсчитать столько предметов, сколько ребенок услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на числовой карточке, вывешенной на доске. Ведущий может не называть, какие именно предметы должен отсчитать ребенок, а загадать про эту загадку. Например, «Кто на ветке шишки грыз и бросал орешки вниз?» Ребенок отгадывает и отсчитывает названное число булочек. Затем ведущий предлагает детям придумать задание для ребенка, стоящего у доски. Задания должны быть разнообразными: подпрыгнуть столько раз, сколько он достал предметов, или присесть на один раз меньше (больше), стукнуть в бубен, пролезть в обруч, хлопнуть в ладоши столько раз (больше, меньше), сколько предметов достали из мешочка, или найти числовую карточку, соответствующую количеству отсчитанных предметов, или цифру, считать от указанного числа в прямом или обратном порядке, назвать «соседей» данного числа. Ребенок, выполнивший задание правильно, становится ведущим. Он называет кого-то из детей и просит отсчитать определенное количество предметов. Игра повторяется несколько раз.
«Не ошибись»
Игра направлена на закрепление у детей представлений о количественных отношениях между числами, упражнения в нахождении последующего и предыдущего числа, на упражнение в счете с помощью слуховых и зрительных анализаторов, выработку умения обозначать различные количества соответствующей цифрой. В игре используются звучащие предметы, счетный материал, цифры, числовые карточки. Перед началом игры ведущий дает детям задание: «Закройте глаза, я буду ударять молоточком. Внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно её. Например: «Я показал цифру 4, так как услышал 4 удара». В зависимости от заданий и умений детей воспитатель может использовать различные варианты игры: считать удары с открытыми глазами или закрытыми, показывать числовые карточки или цифры, обозначающие число ударов, отсчитывать столько же предметов или на один больше (на один меньше) указанного числа. Игра повторяется несколько раз.
«В какой руке сколько?»
Игра способствует закреплению знаний состава числа из двух меньших чисел, формированию внимания, памяти. Материалом для игры могут служить мелкие предметы: бусинки, орехи, камешки и т. д. (т. е. все то, что хорошо можно спрятать в детской руке). Воспитатель показывает детям предметы, приготовленные для игры, пересчитывает вместе с ними. Затем так, чтобы дети не видели, раскладывает эти предметы в обе руки. Для того чтобы не замедлялся темп игры, воспитатель договаривается с детьми называть сначала, сколько предметов в левой руке, а потом – сколько в правой, затем говорить, сколько получается вместе. Например, «Три и четыре, а вместе семь», «Один и пять, а вместе шесть» и т. д. В руках у воспитателя камешки разложены так, что получается один из возможных вариантов состава числа. Дети, стремясь угадать именно этот вариант, перечисляют все возможные варианты, пока, наконец, не назовут задуманный воспитателем. детям, которые правильно называют один из вариантов состава числа, но не тот, который задуман, воспитатель отвечает: «Три и три, вместе шесть. Так может быть, но у меня по-другому». Тот ребенок, кто верно назовет, в какой руке сколько спрятано предметов, становится ведущим. Теперь он раскладывает предметы в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назовет задуманный им вариант состава числа. Так игра повторяется несколько раз.
Когда дети знакомятся с составом определенного числа из двух меньших чисел, в качестве подсказки целесообразно на доске или фланелеграфе выложить все возможные варианты состава данного числа. По мере усвоения состава числа наглядный материал меняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»
План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»...
Дидактические игры и упражнения по работес песком. Старшая группа.
Картотека для воспитателей....
«Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» в старшей группе
Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи: Развивающие: развивать у...
Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ 1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...
Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий 1. Птица и птенчики 2.Качели 3.Эхо 4.Курицы...
Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми старшей группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (старшей группы)ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ 1. Труба 2.Кто скорее уложит спать кукол 3.Весёлые гармошк...
Конспект занятия на тему: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» в старшей группе
Цель: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи: Развивающие: развиват...