Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми старшей группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (старшей группы)
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ
1. | Труба |
|
2. | Кто скорее уложит спать кукол |
|
3. | Весёлые гармошки |
|
4. | Узнай песню по двум звукам |
|
5. | Петушок, курочка, цыплёнок |
|
6. | Ритмическое лото |
|
7. | Угадай, на чём играю |
|
8. | Узнай звучание своего аккордеона |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста | 188 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактические игры
для детей старшего возраста
Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми старшей группы на занятиях в течение учебного года
(с сентября по май)
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ
Перечень
музыкально-дидактических игр для детей
старшего возраста (старшей группы)
Труба | 3 | |
2. | Кто скорее уложит спать кукол | 5 |
3. | Весёлые гармошки | 8 |
4. | Узнай песню по двум звукам | 11 |
5. | Петушок, курочка, цыплёнок | 14 |
6. | Ритмическое лото | 18 |
7. | Угадай, на чём играю | 20 |
8. | Узнай звучание своего аккордеона | 23 |
Игра «Труба»
е занятие
Программная задача: познакомить детей с упражнением и одноимённой песней «Труба» Е. Тиличеевой (песни поются на каждом занятии); развивать восприятие детьми звуков кварты «соль1» - «до2».
Пособия: иллюстрация «Музыкального букваря», соответствующая содержанию данной песни, металлофон.
Ход упражнения: педагог показывает иллюстрацию и эмоционально рассказывает детям о том, что когда они станут школьниками, будут отдыхать на каникулах в летней лагере. Дети в нём всё делают по сигналу трубы. Педагог поясняет, что на картине нарисован мальчик, который трубит сигнал подъёма: «та – ра – ра». Как только услышат дети сигнал, быстро все просыпаются и бегут на речку купаться. Она предлагает детям послушать об этом песню, исполняет песню и обращает внимание детей на звуки трубы «та – ра – ра».
2-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с упражнением и одноимённой песней «Труба»; развивать восприятие звуков кварты («соль1» - «до2»).
Пособия: иллюстрации, металлофон, труба.
Ход упражнения: выставляется картина и предлагается детям вспомнить, как горнист трубил сигнал подъёма: «та – ра – ра», и спеть песню. Педагог поёт, а дети подпевают ей «та – ра – ра». Затем она показывает детям горн и объясняет, как трубач держит горн, когда играет первые два низких звука, и как он держит его, когда играет высокий звук. Ещё раз поёт песню, а дети подпевают, имитируя игру горниста, показывая «низкие» и «высокие» звуки. (Слегка опускают и поднимают руки).
3-е занятие
Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать учить песню «Труба»; развивать восприятие звуков кварты («соль1» - «до2»).
Пособия: индивидуальные карточки с изображением трубы, на одной нарисована труба, наклонённая вниз, на другой труба, приподнятая вверх (карточки имеют внизу полоски).
Ход упражнения: дети поют песню «Труба» и отдельно звуки «та – ра – ра». Затем педагог показывает карточки, на которых нарисованы трубы в разном положении, и поясняет, что одна наклонена вниз и соответствует «низкому» звуку, а другая, приподнятая вверх, - «высокому». Раздаёт каждому ребёнку по карточке, предлагается внимательно посмотреть, какая труба нарисована, потому что сейчас дети будут узнавать звучание трубы и вместо ответа поднимать карточку. Детям предлагаются звуки «соль1» - «до2» в любой последовательности. Каждый ребёнок поднимает карточку, соответствующую проигранному звуку.
4-е занятие
Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и музыкального восприятие детьми кварты («соль1» - «до2»).
Пособия: индивидуальные карточки.
Ход упражнения: дети пропевают сначала звуки «та – ра – ра», а затем поют всю песню. После чего им раздают индивидуальные карточки, и дети смотрят, какая труба у них нарисована, какому звуку она соответствует. Затем начинается игра в «Музыкальную угадайку». Звучат звуки «соль1» - «до2» в любой последовательности и дети поднимают нужные карточки для ответа. Педагог отмечает качество восприятия детьми звуков кварты.
5-е занятие
Программная задача: познакомить детей с игрой «Труба» и песней – зачином «Узнай звуки» (песню поют на каждом занятии); продолжать упражнять детей в различении звуков кварты («соль1» - «до2»).
Пособия: игровые карты.
Ход игры: педагог говорит, что дети уже умеют различать звуки трубы: «низкий и «высокий», поэтому им принесли новую игру «Труба». Дети пропевают песню и затем звуки «та – ра – ра». Им показывают длинные карты и рядом стопой кладут маленькие карточки. Объясняют, что на длинных картах и маленьких карточках нарисованы знакомые всем трубы, на длинных картах – не цветные, а на маленьких карточках –цветные. Педагог поднимает поочерёдно карточки, а дети – поют соответствующие звуки «соль1» - «до2». Затем она кладёт маленькие карточки на соответствующие клетки длинной карты.
6-е занятие
Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии и различении звуков кварты («соль1» - «до2»).
Пособия: игровые карты, металлофон, ширма.
Ход игры: дети поют песню «Труба» и пропевают звуки «соль1» - «до2» (та – ра – ра»). Затем педагог вызывает четверых детей и раздаёт им по две карты с одинаковой цветной полосой, маленькие карточки и металлофон кладёт за ширму. Далее обращают внимание детей на то, что у каждого из играющих карты только одного цвета, а у ведущей маленькие карточки с цветными полосками таких же цветов. Поэтому главное правило для всех: нужно внимательно слушать, затем посмотреть на цвет карточки (или цвет полосы), поднятой ведущей. И отвечать должен тот, у кого цвет полосы на картах такой же, как на карточке ведущего. Педагог начинает игру, берёт верхнюю карточку рисунком к себе, показывая цвет обратной стороны, и проигрывает звук, соответствующий карточке. Каждого ребёнка она спрашивает по одному разу. Предлагает детям доиграть игру в группе.
7-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии и различении звуков кварты («соль1» - «до2»).
Пособия: игровые карты, металлофон.
Ход игры: дети поют песню «Труба» и отдельные звуки. Затем педагог вызывает четверых играющих и сажает их лицом к детям, чтобы всем остальным были видны их карты. Маленькие карточки и металлофон педагог кладёт за ширму воспитателю, которая назначается ведущей в игре. Воспитатель ещё раз объясняет всем детям, как правильно класть маленькую карточку на длинную карту, кто отвечает на вопрос ведущего и т.п. Проигрывает частично игру (в зависимости от времени, которым она располагает на занятии). Педагог комментирует действия играющих для всех детей. Затем предлагает доиграть игру в группе.
8-е занятие
Программная задача: выявить качество усвоения детьми основных правил игры и различения ими звуков кварты («соль1» - «до2»).
Пособия: игровые карты.
Ход упражнения: дети поют песню «Труба», песню – зачин «Узнай звуки» и отдельно звуки «соль1» - «до2». Затем им раздают маленькие игровые карточки и напоминается игра в «Музыкальную угадайку». Звучат звуки «соль1» - «до2» в любой последовательности. Дети отвечают, поднимая карточки. Педагог отмечает для себя детей (если они есть), которым, по его мнению, необходима помощь при дальнейшем формировании звуковысотного восприятия. Затем педагог выкладывает карты игры «Труба» и спрашивает основные правила игры и действия играющих.
Игра «Кто скорее уложит кукол спать»
1-е занятие
Программная задача: познакомить детей с упражнением и одноимённой песней Е. Тиличеевой «Спите, куклы» (песню поют на каждом занятии); развивать восприятие звуков терции («соль1» - «ми1»).
Пособия: две куклы.
Ход упражнения: у детей спрашивают, знают ли они колыбельные песни и умеют ли они укачивать кукол? Затем педагог вызывает двух девочек, даёт им по кукле и предлагает уложить кукол спать. Поясняет, чтобы куклы быстрей уснули, она споёт им колыбельную «Спите, куклы». После пения обращает внимание детей на плавные движения девочек, которые слегка покачивают кукол, поднимая их вверх и опуская вниз. Она пропевает отдельно слова «ба – ю», а девочки ещё раз показывают, как надо качать кукол.
2-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с песней упражнением; развивать восприятие звуков терции: («соль1» - «ми1»).
Пособия: картина – иллюстрация «Музыкального букваря».
Ход упражнения: педагог показывает картину и исполняет песню «Спите, куклы». Затем её рассматривает и показывает на девочек с куклами. Объясняет, что девочка, поднявшая куклу вверх, поёт «ба» («высокий» звук), а девочка, которая опустила куклу, поёт «ю» («низкий» звук). Педагог вместе с детьми несколько раз пропевает «ба – ю», показывая поочерёдно на разных девочек. Затем она предлагает детям помочь ей спеть колыбельную «Спите, куклы» и исполняет её.
3-е занятие
Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать учить песню; развивать восприятие звуков терции («соль1» - «ми1»).
Пособия: индивидуальные карточки двух видов: с изображение девочки, слегка приподнявшей куклу, с изображение девочки, слегка опустившей куклу.
Ход упражнения: педагог предлагает детям песню «Спите, куклы» и отдельно пропеть «ба - ю», имитируя укачивание куклы. Затем педагог показывает карточки и раздаёт и поясняет, что одна карточка соответствует «высокому» звуку, а другая - «низкому». Раздаёт каждому ребёнку по карточке, и дети смотрят, какому звуку соответствует его карточка. Затем для детей предлагается детям последовательность звуков – «соль1», «ми1». Дети выполняют игровое задание.
4-е занятие
Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и восприятия звуков терции («соль1» - «ми1»).
Пособия: индивидуальные карточки, картина – иллюстрация.
Ход упражнения: выставляют картину и детям предлагается спеть песню «Узнай звуки» и отдельно звуки «соль1», «ми1» (ба- ю). Затем детям раздают индивидуальные карточки, и начинается игра в «Музыкальную угадайку». Педагог проигрывает звуки «соль1», «ми1» в любой последовательности, а дети, прослушав звук, должны поднять соответствующую карточку. Проводя упражнение, педагог отмечает для себя качество различения детьми данных звуков.
5-е занятие
Программная задача: познакомить детей с игрой «Кто скорее уложит кукол спать»; упражнять детей в восприятии и различении звуков терции («соль1» - «ми1»).
Пособия: игровые карточки.
Ход упражнения: педагог называет детям игру и говорит, что сегодня они будут знакомиться с новой игрой «Кто скорее уложит кукол спать». Но сначала нужно спеть песню «Спите, куклы» и отдельно «ба – ю». Детям показывают 8 нецветных карт с цветными полосами внизу. Объясняют, что девочки с куклами нарисованы как на больших нецветных картах, так и на маленьких цветных карточках. Педагог проигрывает звук и показывает соответствующую ему маленькую карточку. Объясняет, что она соответствует одному рисунку на длинной карте. Напоминает, что тот, кто внимательно будет слушать, получит карточку с полоской такого же цвета, какая у него на большой карте. Она показывает, какой карте соответствует её карточка, и кладёт на место.
6-е занятие
Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии и различении звуков терции («соль1» - «ми1»).
Пособия: игровые карты, металлофон.
Ход упражнения: ведущим игры назначается воспитатель. Дети поют песню «Узнай звуки» и отдельно звуки «ба – ю». Обращается внимание на высоту звуков. Показывают, что маленькая карточка имеет цветную полосу с обеих сторон, поэтому, когда будут спрашивать: «Какой звук звучит?», нужно послушать внимательно, посмотреть на цвет полосы карточки. Отвечать будет тот, у кого цвет полосы длинных карт такой же, как и цвет полосы карточки, поднятой ведущим. Педагог начинает игру, берёт верхнюю карточку рисунком к себе, показывая цвет обратной стороны карточки, проигрывает звук, соответствующий карточке, и спрашивает: «Подняла или опустила девочка куклу?», или «Какой звук я сыграла?» Каждого ребёнка спрашивают по одному разу. Объясняет, что при неправильном ответе карточка не отдаётся играющему, а кладётся вниз стопы.
7-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии и различении звуков терции («соль1» - «ми1»).
Пособия: игровые карты, металлофон, ширма.
Ход игры: дети поют песню «Спите, куклы» и пропевают отдельно звуки «ба – ю», обращая внимание на высоту звуков. Вызываются четверо детей, которые садятся за стол таким образом, чтобы остальные дети видели карты играющих. Сбоку за стол садится воспитатель, маленькие карточки и металлофон кладутся за ширму. Она объясняет детям, что будет ведущей в игре. Напоминает правила игры: кто должен отвечать на вопрос ведущей, как нужно класть карточку. Воспитатель проигрывает игру не полностью и предлагает детям доиграть её в группе.
8-е занятие
Программная задача: выявить качество усвоения детьми основных правил игры и различения звуков терции («соль1» - «ми1»).
Пособия: игровые карты, картина – иллюстрация.
Ход игры: беседуя с детьми педагог выставляет картину, предлагает детям покачать кукол (имитация движения укачивания) и спеть песню «Спите, куклы», отдельно пропев «высокие» и «низкие» звуки «ба – ю». Затем раздаются маленькие карточки всем детям и предлагается поиграть в «Музыкальную угадайку». Звучат звуки «соль1», «ми1» в свободной последовательности, а дети поют. Педагог отмечает для себя детей, которым требуется дополнительная помощь в формировании восприятия звуков терции. Затем дети поют песню «Узнай звуки» им показывают игровые карты и спрашивают о правилах игры: «Какие карты раздают детям?», «Одного они цвета или разного?», «Кто должен отвечать на вопрос ведущего?»
Игра «Весёлые гармошки»
1-е занятие
Программная задача: познакомить детей с упражнением одноимённой песней «Гармошки» Е. Тиличеевой (поют на каждом занятии); развивать восприятие звуков секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: карта – иллюстрация «Музыкального букваря», соответствующая данной песне, неозвученная гармонь (модель).
Ход упражнения: педагог показывает картину и обращает внимание детей на мальчика, который играет и поёт. Предлагает послушать песню которую поёт мальчик. Затем берёт гармошку и показывает, как играл мальчик (растягивает края гармони на высокий звук вверх). Поёт ещё раз песню «Гармошка».
2-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с упражнением и песней; развивать восприятие звуков секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: карты – иллюстрации, гармошка.
Ход упражнения: педагог выставляет картину и поёт песню «Гармошка». Затем предлагает всем детям сделать руки так, как будто в руках у них гармонь и дети поиграть на ней. Поясняет, что «высокий» на звук руки надо слегка растягивать вверх, на низкий звук – руки как бы сжимают гармонь и опускаются слегка вниз. Предлагает спеть вместе с ней песню и поиграть на гармошках. Дети поют всю песню, а также отдельные звуки. (Имитируя игру на гармони).
3-е занятие
Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать учить песню; развивать восприятие звуков секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: индивидуальные карточки с изображением гармошки, на одних – гармошка с слегка растянутыми вверх краями, на других - гармошка с слегка растянутыми вниз краями.
Ход упражнения: педагог вместе с детьми поёт песню «Гармошка» и отдельно звуки «соль1» - «ля1». Затем показывает карточки, на которых нарисованы гармошки, поясняет, что гармошка с растянутыми вверх краями соответствует «высокому» звуку («ля1»). Каждому ребёнку раздаются карточки, предлагается внимательно посмотреть на свои карточки. Затем проигрывается один звук, и детям необходимо поднять карточки – отгадки этого звука. Таким образом, дети отгадывают ещё несколько звуков.
4-е занятие
Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и различения звуков секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: индивидуальные карточки.
Ход упражнения: дети предлагается спеть и «сыграть» (имитация игры) -песню «Гармошка», а также отдельные звуки. После пения детям раздают индивидуальные карточки и предлагают внимательно посмотреть свои карточки. Затем начинается игра в «Музыкальную угадайку». Звучат звуки «соль1 – ля1» в любой последовательности, и дети поднимают нужные карточки вверх. Педагог отмечает качество звуковысотного восприятия.
5-е занятие
Программная задача: познакомить детей с игрой «Весёлые гармошки» и песней – зачином «Угадай звуки» (поют на каждом занятии). Продолжать упражнять детей в различении звуков секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: игровые карты лото и разрезанные маленькие карточки.
Ход игры: дети поют песню «Угадай звуки» и отдельно два звука, а затем их знакомят с игрой «Весёлые гармошки». Педагог выкладывает на стол попарно восемь длинных карт - с цветными полосами и рядом стопой кладёт маленькие карточки. Объясняет, что на больших и маленьких карточках нарисованы одни и те же гармошки, напоминает, каким звукам соответствуют разные гармошки. Педагог показывает, какую – либо карточку, проигрывает звук, соответствующий ей, и кладёт её на длинную карту с такой же цветной полосой, как и на её маленькой карточке.
6-е занятие
Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять в восприятии и различении звуков секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: игровые карты, металлофон, ширма.
Ход игры: детям предлагается спеть песню «Гармошка» и отдельно пропеть звуки «соль1» - «ля1». Затем педагог выкладывает игру, вызывает к столу четверых детей и раздаёт им по две карты с одинаковой цветной полосой. Стопу маленьких карточек и металлофон она кладёт за ширму. Обращает внимание детей, что в игре отвечать будет тот, у кого карты такого же цвета, как на карточке, поднятой вверх. Педагог берёт верхнюю в стопе карточку рисунком к себе, показывая цвет обратной стороны карточки, проигрывает звук, соответствующей карточке и спрашивает: «Какая гармошка играет?» Педагог спрашивает каждого ребёнка по одному разу. Если ответ был неправильным, то играющий не получает карточку, и она кладётся вниз стопы.
7-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами и действиями, упражнять детей в восприятии и различении звуков секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: игровые карты, металлофон.
Ход игры: педагог предлагает детям спеть песню «Гармошка» и пропеть несколько раз звуки «соль1» - «ля1» (на слова песни). Затем говорит, что сегодня дети будут опять играть в игру «Весёлые гармошки». последовательность, соответствующую лесенке, нарисованной на карточке, и спрашивает: «У кого есть такая лесенка?» Ребёнок, у которого есть карточка такого цвета, как и карточка, поднятая педагогом вверх. Она вызывает четверых детей, которые садятся за стол лицом к детям. Сбоку садится воспитатель, она ведущая в игре. Металлофон и стопа маленьких карточек кладутся за ширму. Воспитатель раздаёт четверым детям по две карты одного цвета, показывает, что у неё маленькие карточки с такими же цветными полосами. Объясняет, что отвечает тот, у кого карты окажутся такого же цвета, как и маленькая карточка, которая будет подниматься вверх. Начинается игра – дети поют песню – зачин «Угадай звуки». Ведущий поднимает карточку рисунком к себе, показывая цвет её обратной стороны, проигрывает звук и спрашивает: «Какая гармошка играет?» Если ребёнок ответил правильно, она отдаёт ему карточку и контролирует его дальнейшие действия. Если ответ был неверным, карточка остаётся у воспитателя. Она напоминает детям и другие правила, проигрывает игру частично и предлагает доиграть игру в группе.
8-е занятие
Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил и действий, а также различении звуков секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: игровые карты, картина – иллюстрация.
Ход игры: сначала педагог показывает картину, затем предлагает детям спеть и «сыграть» песню «Гармошка». Дети пропевают песню и отдельные два звука. Затем им раздают маленькие игровые карточки и предлагают поиграть в «Музыкальную угадайку». Звуки предъявляются детям в любой последовательности, и карточки они поднимают в соответствии со звуками.
Педагог отмечает детей, которым требуется дополнительная помощь в формировании восприятия звуков секунды. Затем выкладываются игровые карты. Все поют песню – зачин, у детей спрашиваются некоторые, по усмотрению педагога, правила игры.
4. Игра «Узнай песню по двум звукам»
1-е занятие
Программная задача: познакомить детей новым упражнением и песнями «Курица», «Труба», «Спите, куклы», «Гармошка» Е. Тиличеевой; развивать звуковысотное восприятие.
Пособия: картины – иллюстрации «Музыкального букваря», соответствующие указанным песням.
Ход упражнения: педагог поочерёдно выставляет картины и предлагает детям спеть соответствующие песни, а затем отдельно два звука, по которым дети будут узнавать песню.
2-е занятие
Программная задача: продолжать осваивать упражнения «Узнай песню по двум звукам» и песни; формировать восприятие интервалов квинты («фа1» - «до2»), кварты («соль1» - «до2»), терции («соль 1» - «ми1») и секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: картины – иллюстрации.
Ход упражнения: педагог поёт песню «Узнай песню по двум звукам», а затем предлагает детям узнать, из какой песни она будет играть два звука? Она проигрывает два звука из любой песни и, если дети отгадали, выставляет соответствующую иллюстрацию. Затем предлагает детям пропеть эти два звука и затем всю песню. Таким образом, дети пропевают все четыре песни.
3-е занятие
Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением «Узнай песню по двум звукам» и песнями, совершенствовать восприятие и различение интервалов квинты («фа1» - «до2»), кварты («соль1» - «до2»), терции («соль 1» - «ми1») и секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: индивидуальные карточки с рисунками, соответствующие содержанию песни упражнения.
Ход упражнения: педагог поёт и детям предлагается спеть четыре знакомые песни и прослушать звуки, характерные для данных песен. Затем им раздаются карточки с рисунками четырёх видов соответствующие содержанию данных четырёх песен, и предлагается поиграть в «Музыкальную угадайку». Напоминается, что поднимать карточку нужно тогда, когда рисунок на карте соответствует песне, из которой будут проиграны два звука. Педагог проигрывает интервалы, а дети поднимают соответствующие карточки вверх.
4-е занятие
Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением и различения следующих интервалов: квинты («фа1» - «до2»), кварты («соль1» - «до2»), терции («соль 1» - «ми1») и секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: индивидуальные карточки.
Ход упражнения: педагог поёт песню и предлагает детям пропеть последовательно четыре знакомые песни. После пения каждой песни напоминается детям звучание характерных для данной песни звуков. Затем раздают каждому по одной карточке и предлагают поиграть в «Музыкальную угадайку». Педагог проигрывает звуки из песен в любой последовательности, все слушают, а дети, у которых имеется необходимая для ответа карточка, поднимают её вверх. Педагог отмечает для себя детей, которым требуется индивидуальная помощь.
5-е занятие
Программная задача: познакомить детей с игрой «Узнай песню по двум звукам», упражнять детей в восприятии и различении интервалов квинты («фа1» - «до2»), кварты («соль1» - «до2»), терции («соль 1» - «ми1») и секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: игровые карты.
Ход игры: дети поют песню – зачин и затем им сообщают, что сегодня они будут знакомиться с новой игрой «Узнай песню по двум звукам». Им предлагается спеть песни и отдельно пропеть по два звука из данных песен. Затем педагог показывает им по две карты одного цвета. Объясняет, такие карты будут у играющих детей, по две у каждого. Металлофон и маленькие
карточки педагог кладёт за ширму. Напоминает, что в игре нужно не только внимательно слушать, но и смотреть на цвет карточки, поднятой ведущим. Педагог и дети поют песню – зачин, затем он берёт верхнюю карточку в стопе рисунком к себе, показывая цвет обратной стороны карточки, проигрывает два звука, соответствующие рисунку данной карточки, и спрашивает: «Из какой песни эти два звука?» Вызывает ребёнка, который первым ответил правильно и помогает ему правильно положить карточку
на клетку большой карты. Педагог предлагает последовательно ещё 2 – 3 задания и приглашает правильно ответивших детей положить свои карточки на карты соответствующего цвета
6-е занятие
Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии и различении следующих интервалов: квинты («фа1» - «до2»), кварты («соль1» - «до2»), терции («соль 1» - «ми1») и секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: игровые карты, металлофон, ширма.
Ход игры: ведущим игры выбирают воспитателя. Он предлагает детям ещё раз поучиться играть в игру «Узнай песню по двум звукам» и предлагает детям поиграть с ним. Все поют песню – зачин, затем он приглашает играть четверых детей, выкладывает на стол каждому играющему по две карты с одинаковыми цветными полосами. Стопу маленьких карточек и металлофон кладёт за ширмой. Воспитатель поднимает верхнюю из стопы карточку рисунком к себе, цветной стороной к детям, проигрывает два звука, соответствующих карточки, и спрашивает: «Из какой песни эти два звука?» Если ребёнок ответил правильно, он получает карточку. Педагог кладёт четыре верхние карточки разного цвета, чтобы спросить четырёх играющих.
7-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии и различении следующих интервалов: квинты («фа1» - «до2»), кварты («соль1» - «до2»), терции («соль1» - «ми1») и секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: игровые карты.
Ход игры: педагог предлагает детям поучиться играть в игру «Узнай песню по двум звукам» и просит воспитателя поиграть с детьми. Воспитатель начинает игру и раздаёт каждому по две игровые карты лото с одинаковой цветной полоской. Затем она поднимает верхнюю из стопы карточку рисунком к себе, цветной стороной детям, проигрывает два звука, соответствующих карточке, и спрашивает: «Из какой песни эти два звука?» Таким же образом она спрашивает всех остальных детей по одному разу и предлагает доиграть игру в группе.
8-е занятие
Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил и действий, а также восприятие и различение детьми следующих интервалов: квинты («фа1» - «до2»), кварты («соль1» - «до2»), терции («соль1» - «ми1») и секунды («соль1» - «ля1»).
Пособия: игровые карты.
Ход игры: сначала дети поют и пропевают по два звука из каждой песни. Затем педагог раздаёт маленькие карточки всем детям и играет с ними в «Музыкальную угадайку». Интервалы предъявляются в любой последовательности. Для ответа дети поднимают те карточки, которые соответствуют интервалу. Педагог отмечает детей, которые ещё затрудняются в различении данных интервалов. Затем детям показывают игровые карты и спрашивают у детей некоторые правила игры: по какому количеству карт можно раздавать каждому играющему, кто должен отвечать на вопрос ведущего и т.п.
Игра «Петушок, курочка, цыплёнок»
1-е занятие
Программная задача: познакомить детей с упражнением и песней – зачином «Петушок, курочка, цыплёнок» Н. Мурычевой (песню поют на каждом занятии); развивать ритмическое восприятие.
Пособия: три картины – иллюстрации на которых нарисованы петух, курочка, цыплёнок.
Ход упражнения: педагог сообщает детям, что кто – то пришёл к ним в гости и спрашивает детей, хотят они познакомиться с новыми гостями? Выставляет картины (возможно фигурки) петуха, курицу и цыплёнка, которые очень любят клевать зёрнышки. Но все они клюют по – разному. Спрашивает, хотят ли они узнать, как они клюют? Педагог выставляет петуха (возможно картину с петухом), исполняет про него песню и под ритмический рисунок демонстрирует, как клюёт петух (педагог постукивает ритмический рисунок). Затем таким же образом знакомит с курицей и цыплёнком.
2-е занятие
Программная задача: продолжать осваивать упражнение «Петушок, курочка, цыплёнок»; формировать восприятие трёх ритмических рисунков (петуха, курицы и цыплёнка).
Пособия: три картины.
Ход упражнения: педагог исполняет песню – зачин, напоминает детям о петухе, курице, цыплёнке, которые любят клевать по - разному зёрнышки и предлагает послушать песню о них. Она просит детей помочь ей прохлопать так, как клюют зёрна петух, курица и цыплёнок. Педагог исполняет песни, а дети одновременно прохлопывают ритмические рисунки. Затем она проигрывает ритмические рисунки в разной последовательности и каждый раз спрашивает: «Кто клюёт зёрна?»
3-е занятие
Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать осваивать упражнение «Петушок, курочка, цыплёнок»; совершенствовать восприятие трёх ритмических рисунков (петуха, курицы и цыплёнка).
Пособия: индивидуальные карточки с изображением петуха, курицы и цыплёнка.
Ход упражнения: все пропевают песню – зачин. Педагог предлагает детям спеть вместе с ней другие песни и прохлопать так, как клюют зёрна петух, курица и цыплёнок. Затем она раздаёт карточки каждому ребёнку и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Детям прохлопывают ритмические рисунки, а они поднимают нужную карточку для ответа.
4-е занятие
Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением, а также восприятие детьми трёх ритмических рисунков (петуха, курицы и цыплёнка).
Пособия: игровые карты.
Ход упражнения: педагог поёт песню – зачин. Педагог просит детей спеть песни и прохлопать так, как клюют зёрна петух, курица и цыплёнок. Затем она раздаёт каждому по одной карточке и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». упражнения, прохлопывают их ритмические рисунки. Затем им раздают по одной карточке и начинают играть в «Музыкальную угадайку». Педагог предъявляет детям ритмические рисунки в любой последовательности, дети отвечают, поднимая нужную для ответа карточку.
5-е занятие
Программная задача: познакомить детей с игрой «Петушок, курочка, цыплёнок»; упражнять в восприятии различения трёх ритмических рисунков (петуха, курицы и цыплёнка).
Пособия: игровые карты, лото, индивидуальные игровые карточки, металлофон, ширма.
Ход игры: дети поют песню «Игра», пять ритмических песен и напоминает, как клюют зёрна петух, курица и цыплёнок. Она сообщает, что сей час дети будут знакомиться новой с игрой и выкладывают на стол игровые карты. Показывает, что в этой игре также, как и в предыдущих играх, имеются две карты с красной полосой две – с синей, две – с зелёной, две – с жёлтой полосой. Показывает, что на маленьких карточках также есть цветные полосы. Обращает внимание, что на полосах нарисованы большие и маленькие зёрнышки в таком порядке, как и любят клевать петух, курица и цыплёнок. Снова обращает внимание, что рисунки на длинных картах не цветные, а на маленьких – цветные.
6-е занятие
Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; совершенствовать различение ритмических рисунков трёх ритмических рисунков (петуха, курицы и цыплёнка).
Пособия: игровые карты, металлофон, ширма.
Ход игры: ведущим игры выбирается педагог – музыкант. Он предлагает детям научиться играть в игру «Петушок, курочка, цыплёнок». Он приглашает четверых детей, выкладывает на стол каждому играющему по две карты. Стопу маленьких карточек металлофон кладёт за ширмой. Все поют песню - зачин. Педагог берёт верхнюю маленькую карточку в стопе рисунком к себе, простукивает соответствующий ритмический рисунок. Поясняет детям, что необходимо послушать и затем посмотреть на цвет карточки ведущего, а потом внимательно на рисунок зёрнышек. Если он совпадает с ритмическим заданием, тогда надо отвечать на вопрос ведущего игры. Затем педагог показывает, как надо класть карточку на соответствующую клетку своей карты. Педагог поднимает другую карточку, проигрывает ритмический рисунок и спрашивает: «Кто клюёт зёрна?» Отвечает тот ребёнок, у которого на картах такой же цвет, как и на маленькой карточке, поднятой педагогом. Если ребёнок ответил правильно, он получает карточку. Если же ответ был неверным, то педагог кладёт карточку вниз стопы. Спрашивает каждого ребёнка по одному разу и затем предлагает закончить игру в группе.
7-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами; упражнять их в восприятии и различении трёх ритмических рисунков.
Пособия: игровые карты, металлофон и ширма.
Ход игры: педагог предлагает детям ещё раз играть в игру «Петушок, курочка, цыплёнок». Дети поют песню и прохлопывают ритмические рисунки трёх песен. Ведущий в игре
Выбирается воспитатель, который вызывает детей, раздаёт им по две карты одного цвета. Металлофон и стопу маленьких карточек воспитатель кладёт за ширму. Затем она берёт и спрашивает последовательно каждого поочерёдно карточки и спрашивает последовательно каждого из четверых детей. Обращает их внимание, что отвечать должен тот, у кого цвет карт совпадает с цветом карточки, поднятой им вверх. Напоминает, что карточку получает тот, кто назовёт или узнает правильно петуха, курицу или цыплёнка. Воспитатель предлагает детям закончить игру в группе (после занятия).
8-е занятие
Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил и действий, а также восприятия трёх ритмических рисунков.
Пособия: игровые карты.
Ход игры: педагог предлагает детям спеть песню игры и прослушать три ритмических рисунка. Затем она раздаёт маленькие игровые карточки всем детям и начинает играть в «Музыкальную угадайку». Детям предлагают узнавать ритмические рисунки, которые предъявляются в любой последовательности. Отвечая, дети поднимают соответствующие карточки. Педагог отмечает для себя детей, которые, по его мнению, недостаточно хорошо различают три ритмических рисунка. Затем педагог показывает игровые карты (длинные) и спрашивает у детей игровые правила (по его усмотрению).
Игра «Ритмическое лото»
1-е занятие
Программная задача: познакомить детей с музыкально – дидактическим упражнением и песней - зачином «Ритмическое лото» Н. Мурычевой (песню поют на каждом занятии), а также песнями «Мы идём с флажком», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот» Е. Тиличеевой; развивать ритмическое восприятие.
Пособия: картины – иллюстрации «Музыкального букваря», соответствующие данным песням.
Ход упражнения: педагог пропевает песню – зачин Н. Мурычевой и сообщает детям, что сейчас они будут слушать маленькие ритмические песенки. Она поочерёдно выставляет картины и поёт соответствующие им песни. Затем прохлопывает ритмический рисунок каждой песни.
2-е занятие
Программная задача: продолжать осваивать музыкально – дидактическое упражнение, формировать у детей восприятие четырёх ритмических рисунков.
Пособия: картины – иллюстрации «Музыкального букваря».
Ход упражнения: педагог поёт песню – зачин и просит детей помочь ей спеть новые песни и прохлопать их ритмические рисунки (использует при пении иллюстрации – картины). Затем она предлагает узнать, какую песню она будет прохлопывать. Педагог прохлопывает четыре ритмических рисунка, а дети узнают, из какой они песни.
3-е занятие
Программная задача: содействовать детям в освоении упражнением; продолжать осваивать песни упражнения; совершенствовать восприятие четырёх ритмических рисунков.
Пособия: индивидуальные карточки с изображением содержания четырёх ритмических песен упражнения.
Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песню упражнения, прослушать ритмических рисунки «Музыкального букваря». Затем она раздаёт карточки с рисунками четырёх видов и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Педагог проигрывает различные ритмические рисунки, а дети отвечают, поднимая нужную карточку вверх.
4-е занятие
Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением, а также различение ими четырёх ритмических рисунков.
Пособия: индивидуальные карточки.
Ход упражнения: педагог предлагает детям пропеть песни упражнения, прохлопать ритмические рисунки этих песен. Затем она раздаёт карточки каждому ребёнку (по одной карточке) и начинает играть в «Музыкальную угадайку». Педагог предъявляет различные ритмические рисунки в любой последовательности, а дети поднимают карточки (ребёнок поднимает карточку на свою песню).
5-е занятие
Программная задача: познакомить детей с игрой «Ритмическое лото»; упражнять в восприятии и различении четырёх ритмических рисунков.
Пособия: игровые карты, металлофон.
Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песни и ритмические рисунки песен. Затем сообщает, что сейчас они будут знакомиться с игрой «Ритмическое лото». Она выкладывает на стол попарно восемь карт, с цветными полосками четырёх цветов, стопу маленьких карточек и металлофон. Педагог показывает детям длинную карту и маленькие карточки, обращая внимание на соответствие рисунков. Педагог объясняет детям, что к длинной карте с красной полосой относятся карточки также с красной полосой с обеих сторон. Раскладывает несколько маленьких карточек на длинные карты.
6-е занятие
Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять в восприятии и различении четырёх ритмических рисунков.
Пособия: игровые карты, металлофон.
Ход упражнения: детям предлагается спеть песни и прохлопать ритмические рисунки песен. Затем педагог вызывает четверых детей, которые садятся за стол лицом к детям, и раздаёт каждому по две карты с одинаковой цветной полосой. Маленькие карточки и металлофон она кладёт за ширму. Педагог напоминает, что в игре нужно не только внимательно слушать, но и смотреть на цвет поднятой карточки. Она берёт верхнюю карточку в стопе рисунком к себе, показывая детям цвет обратной стороны карточки, проигрывает ритмический рисунок, соответствующий карточке, и спрашивает: «Какую песню вы услышали?» Ребёнок получает карточку правильного ответа. Таким образом, педагог спрашивает всех четверых играющих. Предлагает доиграть игру в группе.
7-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми правилами и действиями; упражнять в восприятии и различении четырёх ритмических рисунков песен.
Пособия: игровые карты, металлофон.
Ход игры: педагог предлагает детям ещё раз поучиться играть в игру «Ритмическое лото». Воспитатель (она ведущая в игре) побуждает спеть песню и прослушать ритмические рисунки песен. Затем она вызывает четверых детей, усаживает их за слот, раздаёт им по две карты с одинаковой цветной полосой. Маленькие карточки и металлофон она кладёт за ширму. Затем воспитатель начинает игру. Она берёт верхнюю карточку рисунком к себе, цветной стороной к детям, проигрывает ритмический рисунок, соответствующий данной карточке и спрашивает: «Какую песню я играла?» Отвечает ребёнок, имеющий карты с такой же цветной полосой, как и на карточке воспитателя. Таким образом, она спрашивает ещё троих детей. Игру предлагает доиграть в группе.
8-е занятие
Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил и действий, правил; а также восприятия четырёх ритмических рисунков песен.
Пособия: игровые карты.
Ход игры: сначала педагог предлагает детям повторить песни и ритмические рисунки песен. Затем она раздаёт маленькие карточки всем детям и начинает играть в «Музыкальную угадайку». Детям предлагается узнать ритмические рисунки песен, предъявляемые в свободной последовательности. Вместо ответов дети поднимают соответствующие карточки. Затем педагог показывает игровые карты и спрашивает у детей некоторые правила игры, которые она считает необходимым повторить.
Игра «Угадай, на чём играю»
1-е занятие
Программная задача: познакомить детей с упражнением и песней музыкально – дидактического упражнения «Весёлые инструменты» (2-й куплет) Н. Мурычевой; развивать тембровое восприятие.
Пособия: музыкальные инструменты: цитра, металлофон, ксилофон, флейта, маракасы.
Ход упражнения: детей знакомят с различными музыкальными инструментами, исполняют песню и последовательно, в соответствии с текстом, показывают инструменты. После песни педагог ещё раз рассматривает с детьми инструменты и играет на них.
2-е занятие
Программная задача: продолжать осваивать музыкально - дидактическое упражнение; развивать восприятие тембров пяти детских музыкальных инструментов.
Пособия: музыкальные инструменты: цитра, металлофон, ксилофон, флейта, маракасы.
Ход упражнения: педагог выкладывает на столик детские музыкальные инструменты и исполняет песню «Весёлые инструменты». Затем педагог последовательно проигрывает на всех пяти инструментах и предлагает детям спеть ещё раз песню вместе с ней.
3-е занятие
Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать осваивать упражнение; совершенствовать восприятие тембров пяти музыкальных инструментов.
Пособия: музыкальные инструменты: цитра, металлофон, ксилофон, флейта, маракасы и игровые карты, ширма.
Ход упражнения: педагог выкладывает на столик детские музыкальные инструменты, предлагает детям спеть песню, а сама проигрывает на всех пяти инструментах. Раздаёт детям индивидуальные карточки, на каждой из которых нарисован один музыкальный инструмент и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». (Инструменты она прячет за ширму). Затем педагог проигрывает на любом инструменте, а дети, у которых на карточках нарисован данный инструмент поднимают карточки вверх.
4-е занятие
Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением, а также восприятие детьми тембров пяти музыкальных инструментов.
Пособия: музыкальные инструменты: цитра, металлофон, ксилофон, флейта, маракасы; карточки с их изображениями.
Ход упражнения: дети поют песню упражнения и прослушивают звучание пяти инструментов. Затем им раздают карточки и предлагают поиграть в «Музыкальную угадайку». Музыкальные инструменты звучат в любой последовательности, а дети соответственно поднимают карточки. Педагог отмечает детей, которые затрудняются выполнить задание.
5-е занятие
Программная задача: познакомить детей с игрой «Угадай, на чём играю» и соответствующей песней – зачином, которая поётся на каждом занятии; продолжать упражнять детей в восприятии и различении тембров пяти музыкальных инструментов.
Пособия: игровые карты пяти детских музыкальных инструментов.
Ход упражнения: педагог сообщает детям, что сегодня они будут знакомиться с новой игрой «Угадай, на чём играю». Детям предлагается спеть песню и прослушать звучание музыкальных инструментов. Затем педагог объясняет детям, как играть в игру «Угадай, на чём играю». Выкладывает на стол 12 игровых карт. Показывает, что на данных картах каждый инструмент нарисован шесть раз. Объясняет, что на маленьких карточках также каждый инструмент нарисован шесть раз, с полосой разного цвета: чёрной, белой, красной, синей, зелёной, жёлтой. Педагог берёт маленькую карточку, показывает рисунок, проигрывает на инструменте, указанном на карточке. Сообщает, что что отвечать будет тот играющий, у которого на большой карте есть этот инструмент с полосой такого же цвета, как на карточке ведущего. Затем она кладёт карточку на определённое место большой карты.
6-е занятие
Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии и различении тембров пяти музыкальных инструментов.
Пособия: музыкальные инструменты: цитра, металлофон, ксилофон, флейта, маракасы; карточки с их изображениями, ширма.
Ход игры: детей просят спеть песню и прослушать звучание инструментов. Ведущим игры выбирают педагога – музыканта. Она просит детей спеть песню «Весёлые инструменты» и прослушать звучание музыкальных инструментов. Затем педагог предлагает детям поучиться играть в игру «Угадай, на чём играю». Она вызывает троих детей, раздаёт им по четыре карты. Маленькие карточки и инструменты прячет за ширму. Начинают играть в игру. Все поют песню – зачин «Весёлые инструменты». Ведущая игры берёт верхнюю карточку, показывая детям цвет её обратной стороны, проигрывает за ширмой на инструменте, соответствующем рисунку карточки, и спрашивает: «На чём я играю?» Помогает ориентироваться в новом для них расположении инструментов на картах лото. Маленькую карточку получает ребёнок, ответивший правильно. Педагог спрашивает всех четверых играющих, затем предлагает доиграть в группе.
7-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами, упражнять в восприятии и различении тембров пяти музыкальных инструментов.
Пособия: музыкальные инструменты: цитра, металлофон, ксилофон, флейта, маракасы; карточки с их изображениями, ширма.
Ход игры: педагог предлагает детям спеть песню и прослушать звучание инструментов. Затем она сообщает, что сейчас дети будут учиться играть в игру, но ведущей в игре будет воспитатель. Она вызывает троих детей, раздаёт им по четыре карты. Музыкальные инструменты и стопу маленьких карточек она прячет за ширму. Затем воспитатель проводит игру частично, в соответствии с имеющимся временем. По ходу игры она напоминает детям правила игры, следит за правильность игровых действий. Предлагает доиграть игру в группе.
8-е занятие
Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил, действий и различения тембров пяти детских музыкальных инструментов.
Пособия: игровые карты, детские музыкальные инструменты.
Ход игры: сначала педагог показывает инструменты и предлагает детям спеть о них песню, а также прослушать звучание музыкальных инструментов. Затем педагог выкладывает игровые карты и спрашивает некоторые правила игры. После этого раздаёт маленькие карточки всем детям и играет в «Музыкальную угадайку». Предлагается последовательно звучание различных музыкальных инструментов, и дети, отвечая, поднимают картинки вверх. Педагог отмечает тех, которым требуется дополнительная помощь в формировании у них тембрового восприятия.
Игра «Узнай звучание своего аккордеона»
1-е занятие
Программная задача: познакомить детей с упражнением и песней музыкально – дидактического упражнения «Громко - тихо» Н. Мурычевой (песню поют на каждом занятии); развивать восприятие трёх динамических оттенков.
Пособия: три иллюстрации с рисунками аккордеонов трёх размеров, детский аккордеон - инструмент.
Ход упражнения: педагог предлагает детям спеть песню «Громко - тихо» вместе с ней. Затем сообщает, что сейчас дети услышат звучание трёх различных по величине аккордеонов. Она выставляет поочерёдно плоскостные или объёмные большой, средний и маленький аккордеоны и играет на аккордеоне – инструменте динамические оттенки: громко, умеренно громко, тихо.
2-е занятие
Программная задача: продолжать осваивать музыкально - дидактическое упражнение; формировать у детей восприятие трёх динамических оттенков.
Пособия: картины – иллюстрации, аккордеон.
Ход упражнения: педагог вместе с детьми поёт песню упражнения. Затем предлагает послушать звучание большого, среднего и маленького аккордеонов (соответственно выставляя неозвученные модели трёх аккордеонов). Ещё раз предлагает спеть песню – зачин и поиграть на аккордеонах: на большом играть громко – широко разводя меха, на среднем играть умеренно громко – не очень широко разводя меха, а на маленьком играть тихо – чуть – чуть разводя меха.
3-е занятие
Программная задача: содействовать детям в овладении упражнением; продолжать осваивать песню упражнения; совершенствовать восприятие детьми трёх динамических оттенков: громкого, умеренно громкого и тихого.
Пособия: индивидуальные карточки с изображениями большого, среднего и маленького аккордеонов.
Ход упражнения: педагог вместе с детьми поёт песню «Громко – тихо» и напоминает звучание трёх динамических оттенков. Затем раздаёт детям индивидуальные карточки с рисунками трёх видов аккордеонов и играет в «Музыкальную угадайку». Она предлагает детям прослушать различные динамические оттенки, а дети поднимают для ответа определённые карточки.
4-е занятие
Программная задача: выявить качество овладения детьми упражнением, а также восприятие трёх динамических оттенков.
Пособия: индивидуальные карточки, аккордеон.
Ход упражнения: дети поют песню - зачин и прослушивают громкое, умеренно громкое и тихое звучание аккордеона. Затем раздают каждому ребёнку по одной карточке и играют в «Музыкальную угадайку». Педагог проигрывает динамические оттенки (на аккордеоне), а дети поднимают карточку, соответствующую звучанию музыки.
5-е занятие
Программная задача: познакомить детей с игрой «Узнай звучание своего аккордеона»; упражнять детей в восприятии и различении трёх динамических оттенков.
Пособия: игровые карты, аккордеон.
Ход упражнения: дети поют песню и слушают звучание трёх аккордеонов. Затем их знакомят с игрой «Узнай звучание своего аккордеона». Выкладывают попарно 8 игровых карт с цветными полосами четырёх цветов: красной, синей, зелёной, жёлтой. Стопку маленьких карточек педагог кладёт около себя. Детям показывают длинную карту и маленькие карточки, обращают внимание детей на соответствие рисунков Педагог показывает, что что для длинной карты с синей полосой соответствуют маленькие карточки с синей полосой и т. п. Обращает внимание детей на то, что обратная сторона маленьких карточек так же имеет цветную полосу.
6-е занятие
Программная задача: содействовать овладению детьми игровыми правилами и действиями; упражнять детей в восприятии и различении трёх динамических оттенков.
Пособия: игровые карты, аккордеон.
Ход игры: ведущей игры выбирают педагога – музыканта. Она просит детей спеть песню «Громко - тихо» и прослушать звучание музыкальных инструментов - аккордеонов. Затем педагог предлагает детям поучиться играть в игру «Узнай звучание своего аккордеона». Вызывают четверых детей, сажают их за стол с трёх сторон лицом к детям, раздают каждому по две карты с одинаковой цветной полосой. Маленькие карточки кладёт за ширму. Начинают играть в игру. Ведущая игры берёт верхнюю карточку, в стопе рисунком к себе, показывая детям цвет её обратной стороны, проигрывает за ширмой на аккордеоне звуки с соответствующей силой звучания. Затем спрашивает: «Какой аккордеон звучал?» Отвечает тот ребёнок, у которого цвет карточек одинаковый с цветом маленькой карточки, поднятой педагогом. Точно также педагог спрашивает и остальных троих играющих, затем предлагает доиграть в группе.
7-е занятие
Программная задача: продолжать знакомить детей с игровыми действиями и правилами, упражнять в восприятии и различении трёх динамических оттенков.
Пособия: игровые карты, аккордеон, ширма.
Ход игры: педагог побуждает детей поучиться играть в игру ещё раз. Их просят спеть песню, напоминают им звучание динамических оттенков. Сообщают, что ведущей в игре будет воспитатель. но ведущей в игре будет воспитатель. Она раздаёт четверым детям длинные карты, а маленькие карточки оставляет к себя за ширмой. Затем начинает игру. Воспитатель берёт верхнюю карточку, показывает цвет, проигрывает на аккордеоне музыкальные звуки с соответствующей силой и спрашивает детей «Какой аккордеон звучал?» Отвечает ребёнок, у которого цвет карты соответствует цвету карточки ведущего игры. Таким образом она спрашивает остальных играющих. Предлагает доиграть игру в группе.
8-е занятие
Программная задача: выявить качество усвоения детьми игровых правил, действий, а также восприятия и различения трёх динамических оттенков.
Пособия: игровые карты, аккордеон.
Ход упражнения: сначала педагог поёт песню – зачин «Громко – тихо» и проигрывает звуки. Затем раздаёт детям маленькие и предлагает поиграть в «Музыкальную угадайку». Дети узнают динамические оттенки, которые звучат в любой последовательности. Вместо ответа дети поднимают карточки вверх. Педагог отмечает детей, которые нуждаются в дополнительной помощи при формировании у них восприятия динамических свойств музыкальных звуков. После этого педагог выкладывает длинные игровые карты и спрашивает у детей игровые правила, которые она считает необходимым повторить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»
Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного воз-раста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
Консультация для педагогов...
Комплексно-тематическое планирование освоения содержания образовательной области ««Художественно – эстетическое развитие» (старшая группа 5-6 лет) изобразительная деятельность и художественный труд» Рисование (старшая группа 5-6 лет)
Перспективный план по рисованию...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Перспективное планирование экскурсий и целевых прогулок в старшей группе №1 «Теремок» 2020-2021 учебного года.
Перспективное планирование экскурсий и целевых прогулок в старшей группе №1 «Теремок» 2020-2021 учебного года....
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»
Хочу поделиться опытом работы по развитию у детей с ОВЗ музыкальных способностей через музыкально- дидактические игры....