Проект по связной речи «Наши рассказы»
проект по развитию речи (старшая группа)

Тягнирядно Наталья Олеговна

Введение

Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, выразительная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребенку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармоничного развития.

В  проекте раскрываются содержание и этапы работы по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проект служит целям обновления содержания образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на оптимизацию коррекционной работы в ДОО, способствует подготовке старших дошкольников с ОНР к успешному обучению в школе.

Общая  задача  педагогов  и  родителей – научить  детей  правильно  начинать  рассказ  на выбранную тему, живо, интересно и логически последовательно передавать информацию; а в конце обязательно сделать вывод из всего сказанного.

Проблема проекта:

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_svyaznoy_rechi.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Дружба»

Смоленской обл. г. Ярцева

Проект по связной речи

«Наши рассказы»

Выполнила

Учитель-логопед: Тягнирядно Н.О.

Введение

Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, выразительная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребенку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармоничного развития.

В  проекте раскрываются содержание и этапы работы по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проект служит целям обновления содержания образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на оптимизацию коррекционной работы в ДОО, способствует подготовке старших дошкольников с ОНР к успешному обучению в школе.

Общая  задача  педагогов  и  родителей – научить  детей  правильно  начинать  рассказ  на выбранную тему, живо, интересно и логически последовательно передавать информацию; а в конце обязательно сделать вывод из всего сказанного.

Проблема проекта:

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения.  Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Вид проекта:   долгосрочный, 

Тип проекта: игровой, информационный проект

Сроки реализации:  1 год

Участники проекта:  воспитатели, дети старшей группы, родители, учитель - логопед

Возраст детей: 5-6 лет

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
  • Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;
  • Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
  • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
  • Способствовать у детей развитию объема памяти;
  • подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к книгам;
  • Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;

Развивающие:

  • Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений;
  • Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
  • обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
  • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
  • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Ожидаемые результаты:

Позитивное взаимодействие детей в коллективе;

Развитие коммуникативной функции речи;

 Успешное овладение грамотной и связной речью;

Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

умение договариваться и работать слажено;

умение обратиться к взрослому с вопросом;

 умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

 Совершенствование звуковой стороны речи; 

правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;

развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи; Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

Методы и приемы: 

практические;  игры;  наглядные;

словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент;

Консультации родителям; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования.

Реализация проекта:

Проект делится на основные три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1 этап – подготовительный

-Определение темы проекта, постановка цели и задач;

-Создать мотивацию для работы по проекту;

-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

- Изучение причин речевых нарушений.

-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

-оценить уровень словесно-логического мышления; исследовать связную речь детей

-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.

Закреплять уже известные способы словообразования;

- дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,

«Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».

- Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок  

-Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

2 этап – основной

Цель: закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию.

Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Содержание:

- Загадывание загадок, заучивание стихотворений;

-составление предложений

-Составление описательного рассказа

-Рассказывание по сюжетным картинкам.

-Пересказ рассказа

-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;

-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

- Оформление наглядной информации в родительском уголке.

- Повышение компетентности родителей, консультирование .

Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет»,  «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка  «Как учить стихи с детьми».

-Чтение художественной литературы (ведь это  источник обогащения словаря детей)

3 этап - заключительный

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.

- Составление рассказов по лексическим темам

- рассказывание

- оформление мини-выставки «Наши рассказы» по темам лексическим темам «Мамин день»  «Новый год»

- Обработка и оформление материалов проекта.

- Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи Составление рассказа по картине «Зима» в подготовительной группе.

Занятие помогло решить задачи, связанные с овладением словарного запаса, правильным грамматическим оформлением связного высказывания, формированием умений строить разные типы высказываний, соблюдая ра...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"

Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...

Презентация проекта «Активизация связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа»

В отличие от традиционного подхода ведения занятия, при котором формируются стороны речи (звуковую культуру речи, лексическую и грамматическую),дополнительно я использую модули «Аудирование&raqu...

Конспект занятия по развитию речи (связная речь) «Составление рассказа по картине» (старшая группа)

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...