Проект по связной речи «Наши рассказы»
проект по развитию речи (старшая группа)
Введение
Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, выразительная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребенку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармоничного развития.
В проекте раскрываются содержание и этапы работы по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Проект служит целям обновления содержания образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на оптимизацию коррекционной работы в ДОО, способствует подготовке старших дошкольников с ОНР к успешному обучению в школе.
Общая задача педагогов и родителей – научить детей правильно начинать рассказ на выбранную тему, живо, интересно и логически последовательно передавать информацию; а в конце обязательно сделать вывод из всего сказанного.
Проблема проекта:
Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_svyaznoy_rechi.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Дружба»
Смоленской обл. г. Ярцева
Проект по связной речи
«Наши рассказы»
Выполнила
Учитель-логопед: Тягнирядно Н.О.
Введение
Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, выразительная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребенку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармоничного развития.
В проекте раскрываются содержание и этапы работы по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Проект служит целям обновления содержания образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на оптимизацию коррекционной работы в ДОО, способствует подготовке старших дошкольников с ОНР к успешному обучению в школе.
Общая задача педагогов и родителей – научить детей правильно начинать рассказ на выбранную тему, живо, интересно и логически последовательно передавать информацию; а в конце обязательно сделать вывод из всего сказанного.
Проблема проекта:
Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.
Цель проекта:
Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.
Вид проекта: долгосрочный,
Тип проекта: игровой, информационный проект
Сроки реализации: 1 год
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, учитель - логопед
Возраст детей: 5-6 лет
Задачи проекта:
Образовательные:
- Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
- Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
- Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;
- Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
- Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
- Способствовать у детей развитию объема памяти;
- подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к книгам;
- Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;
Развивающие:
- Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений;
- Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
- обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
- стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
- сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
- Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.
Ожидаемые результаты:
Позитивное взаимодействие детей в коллективе;
Развитие коммуникативной функции речи;
Успешное овладение грамотной и связной речью;
Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
умение договариваться и работать слажено;
умение обратиться к взрослому с вопросом;
умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
Совершенствование звуковой стороны речи;
правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;
развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи; Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
Методы и приемы:
практические; игры; наглядные;
словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент;
Консультации родителям; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования.
Реализация проекта:
Проект делится на основные три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
1 этап – подготовительный
-Определение темы проекта, постановка цели и задач;
-Создать мотивацию для работы по проекту;
-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;
-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.
- Изучение причин речевых нарушений.
-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
-оценить уровень словесно-логического мышления; исследовать связную речь детей
-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.
Закреплять уже известные способы словообразования;
- дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,
«Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».
- Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок
-Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
2 этап – основной
Цель: закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию.
Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.
Содержание:
- Загадывание загадок, заучивание стихотворений;
-составление предложений
-Составление описательного рассказа
-Рассказывание по сюжетным картинкам.
-Пересказ рассказа
-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;
-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
- Повышение компетентности родителей, консультирование .
Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».
-Чтение художественной литературы (ведь это источник обогащения словаря детей)
3 этап - заключительный
Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.
- Составление рассказов по лексическим темам
- рассказывание
- оформление мини-выставки «Наши рассказы» по темам лексическим темам «Мамин день» «Новый год»
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию связной речи Составление рассказа по картине «Зима» в подготовительной группе.
Занятие помогло решить задачи, связанные с овладением словарного запаса, правильным грамматическим оформлением связного высказывания, формированием умений строить разные типы высказываний, соблюдая ра...
Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).
У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...
Конспект занятия по развитию связной речи: пересказ рассказа по В. Бирюкову "Поющий букет"
конспект занятия в старшей группе ДОУ...
Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"
Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....
Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...
Презентация проекта «Активизация связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа»
В отличие от традиционного подхода ведения занятия, при котором формируются стороны речи (звуковую культуру речи, лексическую и грамматическую),дополнительно я использую модули «Аудирование&raqu...
Конспект занятия по развитию речи (связная речь) «Составление рассказа по картине» (старшая группа)
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...