Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа) на тему

Шлегель Ирина Геннадиевна

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.

Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_2.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы при проведении пальчиковых игр из опыта работы.

В наше время всё чаще сталкиваемся с проблемой –у детей плохо развита речь. За годы дошкольного детства ребенок практически овладевает ею. Но, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Я выбрала это направление потому что считаю, что именно пальчиковые игры способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. Свою работу я начала с изучения и приобретения соответствующей литературы   Т.ВАлександровой, Т.А.Ткаченко, О.И.Крупенчук. О.Н Узорова.С. Шанина.

 Второе немало важное условие это с создания соответствующей предметно - развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей. Которая включает в себя, пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики:

-мелкая и крупная мозаика;

-шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;

-пособия по застегиванию пуговиц разной величины;

-коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;

-цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бумаге «Рисуем ниточкой»;

-пособия со шнуровкой;

-наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;

-дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и другого природного материала;

счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами рисунков;

-головоломки «Собери картинку»;

                                                         

-пальчиковый театр; конструкторы

В группе создана картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в, занятие в группе пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами продуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах.

Принципы, которыми я руководствуюсь в работе при разучивания пальчиковых игр:

-выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;

-при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

-все упражнения, постепенно заменять новыми;

-наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка;

-·не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

-нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменять игру.

При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

-перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

-перед началом упражнений нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;

-все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;

-выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;

 -при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;

-во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

-нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;

-все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.

Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:

-наглядный метод работы - показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики; -словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;

-практический метод работы - пальчиковая игра.

Пальчиковые игры я включаю в непосредственно образовательную деятельность (, во время занятий по изо, развитию речи и др.), вовремя утренней гимнастики, во время умывания, одевания, физкультминуток, в свободное время утром, на прогулке во время наблюдений).

Дети очень любят пальчиковые игры. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При произношении дети усваивают такие компоненты речи: темы, ритм, интонацию, выразительность, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так

 При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем, переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно. Как результат не только развитие мелкой моторики, но и накапливание предметного, глагольного словаря по теме.

Работу по данному направлению осуществляю при тесном сотрудничестве с родителями. Очень важно чтобы все закреплялось и повторялось дома, в семье. В работе с родителями использую разнообразные формы работы, это:

-индивидуальные беседы по теме;( Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, пластилин.)  

-консультации «Пальчиковые игры с предметами, которые нас окружают» «Для чего нужна пальчиковая гимнастика «Консультация: «Театр детских рук»

-рекомендации «Учите с детьми» Литература по развитию мелкой моторики рук. Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

-памятки. «Что надо помнить при проведении пальчиковых игр дома»

-папки передвижки «Значение пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста»

-На родительском собрании были показаны и обыграны пальчиковые игры, используемые в работе.   «Волшебные пальчики». Цель собрания- обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста".

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев                                           ...

Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье рассматриваются способы развития речи у детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики рук, а именно посредством пальчиковых игр. Показано влияние движений пальцев рук на умст...

Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...

Статья на тему: Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...