Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи на тему
Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а также проектированием основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), но и организацией, анализом, оценкой своей профессиональной деятельности по реализации данной программы (п.3.4.2.).
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственными действиями, всего за несколько месяцев практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Статья написана: Когут Анна Михайловна |
г. Санкт-Петербург
2017
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………с.3
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.……………………………………………..…..с.5
2.1 Особенности возраста детей дошкольного периода.…………… с.5
2.2 Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.………………………………………………………………..с.7
2.3 Формы, методы и приемы обучения пальчиковых игр.………..с.13
2.4. Организация предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями.…………………………………………………………..с.16
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………..с.18
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………..с.19
- ВВЕДЕНИЕ
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственными действиями, всего за несколько месяцев практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык.
Первая функция речи – это высказывание, сообщение и понимание, т.е. коммуникация. Общение непременно требует соответствующей системы средств, позволяющей передать свои мысли и переживания, понять своего партнёра. Даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит, связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребёнка. Однако, именно проблема задержки речевого развития у детей является одной из наиболее распространенных на сегодняшний день.
Работая с детьми раннего возраста отмечено, что в последние годы у детей, поступающих в детский сад, уровень речевого развития заметно снизился. Многие дети, придя в сад, ещё не умеют разговаривать. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео).
Дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с них одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что одним из важных факторов в работе воспитателя является необходимость проведения работы с детьми по развитию мелкой моторики.
Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а также проектированием основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), но и организацией, анализом, оценкой своей профессиональной деятельности по реализации данной программы (п.3.4.2.).
Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей раннего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3. Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной, пальчиковые игры с предметами.
4. Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.
5. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
2. 1. Особенности возраста детей дошкольного периода.
В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.
В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.
Начиная с полутора лет активно можно использовать более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Можно играть в различные шнуровки, учиться расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать из без помощи другой руки.
С трех до шести лет нужно совершенствовать технику уже освоенных пальчиковых игр, лучше начинать работу с пальчиковыми рассказами. Помимо этого, нельзя забывать практиковать игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывать узоры из круп.
В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области, поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук имеет большое значение в каждом возрасте.
- Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования, направленные на изучение особенностей развития движений рук ребенка, представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для специалистов других научных направлений: философов, языковедов, историков, физиологов и т.д.
В научной литературе известен подход в исследовании развития движений руки ребенка, благодаря которому можно выделить символические этапы доминирования тех или иных видов мануальных контактов ребенка на первом году его жизни: рефлекторный этап (от рождения - до 2,5 мес.); этап преддействий (от 2,5 мес. - до 4,5 мес.); этап произвольных движений (от 4 до 7-8 мес.); функциональный этап (от 8 мес. - до года).
Ученые полагают, что рука ребенка в первый месяц жизни обнаруживает ряд существенных предпосылок для развития всех своих функций: непроизвольность движений, общность движений рук и мускулатуры всего тела, отсутствие связи схватывания с движением руки (это еще не хватание), недифференцированность движений пальцев, тактильная чувствительность руки. Эти предпосылки способствуют становлению связей: рука-глаз, рука-рот, рука-ухо.
Функциональное своеобразие движений руки ребенка начинает формироваться на следующем этапе. Однако, со стороны взрослого уже целесообразно активизировать подвижность и тактильные ощущения рук ребенка. К основным видам педагогической поддержки развития движений рук ребенка можно отнести следующие: согревание рук ребенка в своих ладонях, подключение рефлекторных реакций (схватывание, обхватывание, защитный рефлекс) ребенка, легкий массаж и др.
По мнению исследователей, (Л.Т.Журба, А.В.Запорожец, Е.М.Мастюкова), второй этап характеризуется тем, что рефлекторные движения руки усложняются и начинают образовываться координированные движения. Такие координированные связи позволяют выходить на случайный контакт руки с предметом, совершенствовать схватывание.
По мнению ученых (М.Ю.Кистяковская, А.И.Корват) этап преддействий включает в себя: синергетические движения рук, дифференциацию (вычленение ведущей руки в манипуляциях), длительное удержание вложенного в руку ребенка предмета (Н.П.Фигурина), изменение характера движений (непроизвольные движения переходят в первые произвольные, или в преддействия). Однако необходимо заметить, что уже на этом этапе очень важна педагогическая организация первых движений ребенка.
По мнению М.Ю.Кистяковской, роль руки на втором этапе выходит за границы физиологии и позволяет участвовать в формировании характера ребенка: при эмоциональной насыщенности занятий, стимулирующих двигательную активность рук, у ребенка развивается сосредоточенность, настойчивость в достижении результата, уточняются пространственные представления, налаживается координация движений рук и т.д. В качестве педагогических мер, направленных на улучшение условий развития предметных действий ребенка, на этом этапе рекомендуется: обеспечение свободных движений рук ребенка (касания руками друг друга, ярких погремушек и т.д.); подвешивание игрушек; вкладывание в руку ребенка легких мелодичных игрушек-погремушек.
К характерным особенностям третьего этапа ученые относят дальнейшее развитие рефлекторных координаций, произвольных хватательных движений, торможение и исчезновение импульсных движений и некоторых простых рефлексов (Л.С.Выготский, Л.С.Цветкова, А.Е.Туровская и др.); особенно разительные изменения происходят в деятельности кисти и пальцев (А.В.Запорожец и др.). Хватание выделяется как особый акт (Ф.Н.Шемякин и др.), и рассматривается как действие на основе сложных зрительно-тактильнокинестетических связей.
Третий этап развития руки ребенка характеризуется существенным особенностями в формировании простых результативных предметных действий (вначале – впервые проявляется целенаправленность действия на определенный объект, а к концу этапа – направленность действия на определенный результат).
Характерными особенностями четвертого этапа, развития движений руки ребенка, являются следующие: дифференцированность деятельности рук (выделение ведущей руки), взятие предмета, использование опосредованного звена при манипулировании, специфические для руки выразительные движения и жесты, взаимодействие связей «глаз-ухо-рука»; игры в «ладушки»; инструментальная деятельность. Специалисты рекомендуют: проводить активные упражнения для пальцев рук с достаточной амплитудой, катать пальчиками деревянные шарики (бусы, пластилин) различного диаметра, конструировать из кубиков, собирать пирамидки, перебирать и перекладывать мелкие и крупные предметы (карандаши, пуговки, зерна). Особо отмечается, что упражнения и игры подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда педагог для пальчиковой игры берет ребенка за руки, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений, поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойное ласковое настроение осторожное, бережливое прикосновение. Для детей 3-4 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи в пальчиковых играх наизусть.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир родных песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их решение – создают единственную в своем роде удивительную, движущуюся стихию жизни.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В пальчиковых играх существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Любому ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении интересных стихов, музыкальных сопровождений не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слышать и слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Наши ребятишки с большим удовольствием и желанием выполняют все задания и упражнения.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи и одним из вариантов радостного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, играют с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно.
Пальчиковые игры - это инсценировка стихов, рифмованных историй, сказок с персонажем, которые имеют продолжения. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «вверх», «вниз». Усвоение таких игр глубоко индивидуально.
Очень важны пальчиковые игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети 3 лет осваивают игры, которые проводятся двумя руками. Дети 4 лет могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям, можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом: мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками, музыкальными инструментами.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы:
I группа. Упражнения для кистей рук развивают подражательную способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
- Формы, методы и приемы обучения пальчиковых игр.
В своей педагогический работе использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает и дает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая разностороннюю личность.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности, поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку «Пальчиковый игротренинг»:
- Игры с пальчиками.
- Пальчиковые игры с палочками одного цвета и цветными палочками.
- Пальчиковые игры со скороговорками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
- Пальчиковый алфавит.
- Пальчиковый театр.
- Театр теней.
- Пальчиковые сказки.
- Музыкальные игры (Железнова К., Железнов С.).
- Волшебные мешочки.
Использую элементы ТРИЗ в развитии мелкой моторики:
- Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д.
- Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
- Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
- Конструирование из разных видов бумаги – оригами.
Ручной труд в развитии мелкой моторики.
- Плетение.
- Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.
Развитие графической моторики.
- Рисование по трафаретам.
- Рисование по фигурным линейкам.
- Штриховка.
- Выполнение графических упражнений.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
- Универсальность – можно играть в любом месте в любое время.
- Кратковременность – обычно не более 2-5 минут.
- Активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх.
- Невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов.
- Наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук систематически и регулярно, используя в разных формах работы: на занятиях; в совместной деятельности педагога с детьми; в свободной самостоятельной деятельности детей.
Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию речи, мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению предпосылками к учебной деятельности.
- Организация предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями.
Для целенаправленной работы необходимо подготовить соответствующую предметно - развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда включала в себя все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики:
- мелкая и крупная мозаика;
- шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;
- пособия по застегиванию пуговиц разной величины;
- коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;
- цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бумаге «Рисуем ниточкой»;
- наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и другого природного материала;
- счетные палочки и цветные палочки для выкладывания узоров с образцами рисунков;
- головоломки «Собери картинку»;
- пальчиковый театр;
- конструкторы.
Работа по данному направлению подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Очень важно, чтобы все закреплялось и повторялось дома, в семье. Для этого необходимо просветить родителей. В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы работы: индивидуальные беседы, консультации, рекомендации, памятки, мастер-классы и т.п.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Разнообразное использование пальчиковых игр – одно из важных средств в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
- Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 82 с.
- Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
- Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -2-е изд., и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 304 с.
- Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М., 2003.
- Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексикограмматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизбрук. – М.: АСТ, 2006. – 159 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., АСТ, 2004.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 112 с.
- Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам, народное искусство и детское творчество. – М.: Владос, 2000. – 115 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра - это искра, заж...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Значение театрализованных игр для развитие речи детей....
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...