Презентация "Атрибуты наглядного моделирования для развития связной речи"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. д. Плохая дикция.
Основные свойства связной речи Цельность - заключается в намерениях говорящего реализовать задуманное по чёткому , последовательному, продуманному плану (смысловой план) осмысленное целесообразное единство. Связность (внешний план)- это объединение двух или нескольких предложений со смысловым единством и логическим переходом от одной части высказывания к другой. 3-4 года – присоединительная связь (частое употребление союзов и, да, а; местоимений это, тут, вот; наречий здесь, потом; союзного слова ещё ); 4-5 лет – цепная связь; 5-6 лет – используют различные средства связи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов ( описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении)..
Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, и прежде, чем перейти непосредственно к пересказам и составлению рассказов, необходима большая подготовительная работа. Обогащение активного словаря детей. Работа по обогащению словарного запаса детей строится с учетом индивидуальных возможностей детей, периода обучения и лексической темы недели. Формирование у детей грамматических категорий, работа над предложением, построением фразы. На занятиях с детьми проводится работа по формированию у детей некоторых ориентиров, по которым они могли бы находить образцы связной речи, дети знакомятся с правилами (закономерностями) строения предложения, фразы, связного рассказа. Работа по развитию линейной звуковой и зрительной памяти. Без такой памяти невозможно формировать какой-либо вид анализа. Для увеличения объема линейной зрительной и слуховой памяти используются различные дидактические игры: «Что изменилось?», «Запомни - назови» и т.д. Работа по развитию и совершенствованию мелкой моторики кисти и пальцев рук. Т.о Формируется фундамент, речевая база, благодаря которой ребенок может вести диалог, учиться самостоятельно, пользоваться фразовой речью в речевом общении.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотаблица , мнемоквадрат , мнемодорожка – это схема, в которую заложена определённая информация.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Этапы работы: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Элементы схем, моделей предметные картинки силуэтные изображения геометрические фигуры планы и условные обозначения контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания
Для детей среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы . Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.
пересказ Более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной доли самостоятельности.
Описательный рассказ При обучении детей дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие задачи: развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета; овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Составление рассказов по картине и серии картин Для самостоятельного составления ребенком рассказа по сюжетной картине картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий – кульминация - развязка.
Творческий рассказ К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся : рассказы по аналогии; придумывание продолжения и завершения рассказа; составление рассказа по нескольким опорным словам; предложенную тему.
Желаю Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ по теме «Наглядное моделирование – средство развития связной речи дошкольника»
Опыт работы ДОУ....
Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детск...
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей»
Материал рекомендован воспитателям для работы с детьми по развитию связной речи....
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....