Конспект НОД "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_straha_glaza_veliki_verhozina_zh.v.docx140.71 КБ

Предварительный просмотр:

Верхозина Жанна Викторовна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад №102

89086680129

zverkhozina@mail.ru

Номинация конкурса: Лучший конспект (сценарий) организованной образовательной деятельности, направленной на повышение культуры владения русским языком воспитанниками дошкольного возраста в рамках реализации ОО «Речевое развитие».

Тема: Пересказ сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа.

Пояснительная записка к НОД по развитию речи детей подготовительной к школе группы, составленное в соответствии с Программой «Детство».

Содержательные компоненты образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие музыки; реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей); «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы); «Социально-коммуникативное развитие» (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками).

В ходе проведения занятия используются наглядные, словесные и практические методы, которые способствуют развитию процессов памяти, внимания, мышления, воображения.

Цель: Учить пересказывать сказку по мнемотаблице выразительно, последовательно, без пропусков и повторений.

Задачи: Познакомить детей, какие бывают сказки, учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарь детей, упражнять в образовании слов при помощи суффиксов, развивать зрительное и слуховое внимание, память, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Виды детской деятельности: музыкальная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, разучивание песни «Мы из добрых сказок» (муз. и сл. Я. Жабко).

Место проведения НОД по развитию речи детей подготовительной к школе группы – групповая комната.

Материалы и оборудование: Книга «Русские народные сказки», сказка «У страха глаза велики», иллюстрации к сказке «У страха глаза велики», мнемотаблица, маски на каждого ребенка, аудиозапись песни «Мы из добрых сказок» (муз. и сл. Я. Жабко).

Этапы

НОД

Деятельность педагога

Деятельность

детей

1

2

3

1.Органи-зационный момент

- Отгадайте, что я принесла вот в этой коробочке.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.  (Книга)

- Вы любите сказки? А почему вы любите сказки? Какие русские народные сказки знаете?

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы педагога.

2. Основная часть

1. Пение детьми песни «Мы из добрых сказок» (муз. и сл. Я. Жабко).

2. Беседа о сказках.

- Сказки – это такие произведения, которые слушают. Сегодня мы с вами поговорим о русских народных сказках. Они бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Какие сказки мы называем волшебные? (сказки, где происходят превращения и чудеса).  А какие сказки мы знаем про животных? (сказки, где главные герои животные и звери). Какие сказки мы называем бытовые? (в этих сказках происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с людьми в нашей жизни).

- Как обычно начинается сказка? («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были дед да баба»). Начало сказки называется присказка. А как заканчивается сказка? («Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Жили они счастливо»).

3. Речевая разминка

- Чтобы хорошо пересказывать сказку, повторяйте за мной слова речевой разминки.

Азки – азки – азки – все мы любим сказки.

Вес – вес – вес – впереди волшебный лес.

Ведь – ведь – ведь – бродит по лесу медведь.

Ушка – ушка – ушка – стоит избушка на опушке.

Ро – ро – ро – в сказке победит добро.

Ать – ать – ать – будем много мы читать.

4. Чтение и анализ сказки.

Читает русскую народную сказку «У страха глаза велики», проводит беседу по вопросам после чтения.

- Вам сказка понравилась? Как вы думаете можно эту сказку назвать волшебной? (Нет). А какая это сказка? (Бытовая). Как начинается сказка? (Жили-были). Кто главные герои сказки? Как называли бабушку? (Бабушка-старушка). Как называли внучку? (Внучка-хохотушка). Как называли курочку? (Курочка-клоктушка). Как называли мышку? (Мышка-норушка). Куда герои ходили каждый день? (За водой). С чем они ходили за водой? Какие ведра были у героев? (Большое, поменьше, с огурчик, с наперсток). Откуда брали воду? (Из колодца, из колоды, из лужицы, поросячьего следа). Кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы). Почему их так назвали? (Потому - что они каждый день носили воду). В этот день донесли водоносы воду? (Нет). Кто им помешал? (Зайчик). Где он сидел? Как он помешал? (Зайка сидел под яблоней, яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам). Что произошло с водоносами? (Испугались они, ведра побросали и домой побежали). Куда бабушка спряталась? (На лавку упала). Куда спряталась внучка? (За бабку). Куда взлетела курочка? (На печку). Куда мышка спряталась? (Под печку). Кто со страху померещился бабушке? (Медведище). Кто привиделся внучке? (Волчище). Кто привиделся курочке? (Лиса). Кто привиделся мышке? (Котище). Что произошло с зайчиком? Кто ему привиделся? (Зайка в лес убежал, а привиделось ему четыре охотника с собаками). Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят). Какой можно сделать вывод? Чему нас учит эта сказка? (Нужно не бояться всего подряд, а сперва посмотреть, может быть ничего страшного и нет вовсе. Сказка учит нас верить только тому, что мы видим своими глазами).

5. Пересказ сказки «У страха глаза велики» по мнемотаблице.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-195690-1529263692.jpg

- О ком рассказывается в этой сказке? Куда ходили они каждый день? С какими ведрами ходили герои сказки? Где они брали воду? Кого испугались водоносы? Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, пугливые). Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (Смелые, храбрые, мужественные). Кто бабушке привиделся? (Медведище). Какими словами можно сказать о медведе ласково? (Медведюшка, мишенька). Кто привиделся внучке? (Волчище). А как можно сказать ласково? (Волчишка, волчонок). Кто привиделся курочке? (Лиса). Как назвать лису ласково? (Лисонька, лисочка). Кто привиделся мышке? (Котище). А как ласково сказать про кота? (Котик, котенька).

6. Упражнение «Говорящая мимика».

- Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики). Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза). Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное настроение). Что может выражать мимика лица? (Радость, гнев, злость, страх, печаль, обиду). Я называю эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица. Возьмите маски, закройте лицо и покажите разные чувства или свое настроение при страхе, радости, обиде, печали.

7. Динамическая пауза

- Покружитесь, покружитесь,

В героев сказки превратитесь!

Бабушка-старушка ведерки взяла

И по воду пошла (еле-еле идут охают).

А за ней вприпрыжку,

Внучка да мышка (бегут, смеются).

А за ними бегом – курочка с ведром

(кудахчет: ко-ко-ко).

Воды набрали и домой зашагали (спокойно идут назад).

Покружитесь, покружитесь

И в ребяток превратитесь!  

Слушают и поют песню «Мы из добрых сказок».

Слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы.

Четко произносят речевую разминку.

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы педагога.

Пересказывают сказку «У страха глаза велики» по мнемотаблице.

Подбирают прилагательные-антонимы, характеризующие персонажей сказки.

Образуют уменьшительно-ласкательную форму слов.

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Показывают настроение мимикой.

Произносят слова, сопровождая их движениями.

3.Рефлексия

Обобщающая беседа по вопросам:

- Чем мы занимались сегодня?

- Какие задания вам понравились?

- Какую сказку прочитали? Какую песню выучили?

- Чему учит сказка «У страха глаза велики»?

Анализ занятия, активное обсуждение.

Оценка, похвала, одобрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У страха глаза велики. Формирование у детей навыков снятия тревожности, страхов, преодоления замкнутости.

Знакомство с понятием «чувство страха»,  развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; снятие физического и психического напряжения; развитие уверенности в себе....

Коррекционная программа на снятие страхов и тревожности у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

Конспекты к программе на коррекцию страхов и тревожности "У страха глаза велики"

Представлены конспекты занятий к программе "У страха глаза велики" с подробным описанием игр и упражнений....

Коррекционное занятие по cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Дети боятся темноты, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому данное занятие по преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуально на настоящий момент....

У страха глаза велики... или как помочь ребенку справиться со страхами

Что такое страх, знает каждый человек, более того, с ним мы давние знакомые с самого раннего детства. Многие из нас с легкостью вспомнят, как с замиранием сердца, робко делали первый шаг в темноту или...

Конспект занятия по коррекции страхов и тревожности у детей 5-7 лет "У страха глаза велики"

Актуальность: Сказкотерапия, игровая терапия, куклотерапия, арт-терапия – одини из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии. Эти методы имеют многовековую историю.Цель &ndash...

У страха глаза велики... или как помочь ребенку справиться со страхами

У каждого человека бывают периоды тревоги и страхов. Однако, взрослому человеку зачастую проще с этим справиться, чем ребенку. У малыша нет знаний и опыта, которые могли бы рационализировать эти эмоци...