Системы грамматического строя
презентация по развитию речи
Презентация по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemy_grammaticheskogo_stroya.pptx | 98.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 системы грамматического строя речи Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя: Морфологическая система –это умение владеть приемами словоизменения и словообразования Синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Методика формирования морфологической стороны речи в младшем дошкольном возрасте К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает ошибки («хочу хлебушка с солем » Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова. Могут возникать ошибки типа « можу » вместо могу, «не пустю » вместо не пущу.
Основное содержание работы по формированию морфологической стороны речи у детей младшего возраста 1. Обучение изменению слов по падежам 2. Обучение по согласованию существительных с прилагательными в роде и числе 3. Обучение по правильному употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Занятия по большей части проводятся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества – цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка. Дидактические игры в младшем возрасте - это игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношение и расположение.
Главная методическая особенность проведения занятий с младшими дошкольниками: Трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. И лишь в тех случаях, когда изменить слово легко, можно предоставлять детям самостоятельность. Для этого лучше идти от трудной формы (образует педагог) к легкой (образуют дети), от множественного числа – к единственному: «Котята – это когда их много, а если один? (котенок). Обычно в этих случаях ошибок не бывает. Можно познакомить детей и с другими формами изменения слов, чтобы новое слово употреблялось в разных падежах: утенок – утенка – утята – утят – утятами.
Методика формирования морфологической стороны речи в среднем дошкольном возрасте На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, так как расширяется сфера общения, усложняется структура речи. Неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм. Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие умений мобилизовать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы.
Основное содержание работы по формированию морфологической стороны речи у детей среднего возраста Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением. В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала. Программное содержание занятий усложняется. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций. Продолжаются формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного.
Методика формирования морфологической стороны речи в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Трудности: ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи»), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще). Поэтому, освоение грамматических форм продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.
Основное содержание работы по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными. Ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактически игры и специальные словесные грамматические упражнения.
Методика формирования синтаксической стороны речи у детей младшего возраста В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. На четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, действие помогает ребенку строить предложение. Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. Далее работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Учим детей односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.
Методика формирования синтаксической стороны речи у детей среднего возраста У детей пятого года жизни происходит становление связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой. В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.
Методика формирования синтаксической стороны речи у детей среднего возраста В старшем дошкольном возрасте совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической речи. Продолжается формирование простых и сложных предложений. В связи с этим особое внимание уделяется умениям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например).
Методика формирования способов словообразования Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и словарем, прежде всего мотивированными словами, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств. В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов, сформировать навыки образования слов по аналогии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."
Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Формирование звукопроизношения и фонематического слуха как важнейшее условие усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте.
В консультации рассмотрены этапы формирования звукопроизношения и фонематического слуха у детей в тесной взаимосвязи с процессом усвоения грамматического строя русского языка, морфологической сис...
Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте
Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...
Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...
Система методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи.
Целью методических рекомендаций для родителей направлены на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими осно...
Система игр и игровых упражнений по расширению активного словаря и коррекции лексико – грамматического строя речи у детей младшего возраста с ОНР
Развитие речи ребенка в младшем возрасте является одной из основных задач дошкольного обучения. Эта тема достаточно актуальна, т. к. в логопедии делается акцент на расширение активного слова...
Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...