Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Наш зайка заболел"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Прохорова Наталья Николаевна

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры " Наш зайка заболел".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_syuzhetno-rolevoy_igry.docx198.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Наш зайка заболел» 

Паспорт проекта

Вид проекта: групповой, игровой.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы (2-3г).

Образовательная область: познавательно-речевое развитие детей.

Актуальность проекта

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Игра способствует развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти, внимания, восприятия, является своеобразным тренингом общения, социальных отношений ребёнка, помогает раскрытию его индивидуальных и личностных особенностей, стимулирует активность детского воображения, фантазии, творчества. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Цель: формировать умение принять на себя игровую роль и обозначить её для партнёра, умение развёртывать ролевое взаимодействие.

Задачи:

  • формировать умение принимать и словесно обозначать игровую роль;
  • развивать умение развёртывать парное ролевое взаимодействие с партнёром – взрослым и сверстником;
  • воспитывать дружеское отношение друг с другом;
  • побуждать детей активизировать в речи слова обозначающие предметы (термометр, витамины, градусник, шпатель, шприц, фонендоскоп).

Ожидаемые результаты

Предварительная работа (подготовка)

Художественная литература:

  • К.И. Чуковский «Айболит»;
  • В.В. Гербова «Звери болеют»;
  • К.Д. Ушинский «Лекарство»;
  • К.И. Чуковский «Мойдодыр»;
  • А.Л. Барто «Девочка чумазая»;

Дидактические игры:

  • «Полезно или вредно»;
  • «Живые витамины»;
  • «Береги глаза»;
  • «Я расту»;
  • «На прогулку собирайся»;
  • «Профессия»;
  • «Что для чего»;

Ознакомление с окружающим и развитие речи:

  • Экскурсия в медицинский кабинет детского сада;
  • Рассказ воспитателя о профессии врача с использованием демонстративного материала;
  • Беседа: «Кто нам помогает быть здоровым?» (обращение к личному опыту детей);
  • Беседа: «Опасные лекарства»;

Подвижные игры:

  • «Где чей дом?»
  • «На лесной полянке».

Трудовая деятельность:

  • Совместный труд воспитателя и детей: Изготовление горчичников для больных, таблеток, витаминок.

Продуктивная деятельность:

  • Лепка: «Витаминки», «Угощение заболевшему зайке»;
  • Рисование: «Рисуем витаминки»;
  • Конструирование: «Кровать для зайки».

Взаимодействие с родителями:

  • Пошив халатов, сумок и колпачков для доктора и медсестры (привлечение родителей к изготовлению атрибутов).

Оборудование и атрибуты:

  • Фотографии, иллюстрации, картины, игрушка – зайка, строительный материал, халат и шапочка для врача и медсестры, медицинские инструменты (детский набор «Кукольный доктор»).

Расширение словаря:

  • Врач, медсестра, кабинет врача, белый халат, белая шапочка, термометр, шприц, шпатель, фонендоскоп, лекарство, бланк, рецепт.

Сопутствующие игровые роли:

  • Врач, медсестра, шофёр. На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель – роль доктора, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети (совместные действия со взрослым по подражанию, по образцу).

Методика проведения игры

Мотивационный момент. В группе проходит самостоятельная деятельность детей. Все дети задействованы с разнообразными видами игр. Воспитатель, увидев лежавшего на полу зайку (мягкая игрушка) обращает внимание детей:

Воспитатель: – Дети, обратите внимание на зайку, кто его обидел, кто его бросил? Подняв зайку с пола, воспитатель читает стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка».

Зайку бросила хозяйка-

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Воспитатель:

– Зайка заболел от обиды, потому что его бросили, и никто с ним не играет.

Дети, а давайте вылечим зайчика! Что же нам нужно делать? Как же ему помочь?

Ответы детей: Отвести к доктору, дать лекарство.

Воспитатель: Но мы не можем самостоятельно дать лекарство, мы не врачи, его должен врач осмотреть.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Что же нам делать?

Ответы детей: Отвезти зайку на машине в больницу.

Воспитатель: Давайте вызовем скорую помощь. Кто знает номер телефона?

Ответы детей: 03.

Воспитатель: Правильно.

Выбрать шофёра и предложить мальчикам построить из стульчиков машину скорой помощи. В это время девочкам предлагается пройти в зону сюжетно-ролевой игры «Больница» и одеть белые халаты и шапочки, и приготовиться к приёму больного зайки. На начальном этапе в игре ведущую роль врача берёт на себя воспитатель.

С мальчиками садимся в машину и отправляемся в путь читая стихотворение Л. Зильберга «Скорая помощь».

Если дочка заболеет,
Не волнуйся и не плачь
Набери «03» скорее
И приедет к дочке врач.
Если что-нибудь случится
Помощь скорая примчится.

В больнице детей встречает медсестра, которая предлагает пройти в кабинет врача.

Врач: А что у вас случилось?

Дети: Зайка заболел.

Врач: Мне нужно его осмотреть. (Слушает зайку фонендоскопом, воспитатель называет как называется предмет для слушания).

– Здесь всё хорошо, хрипов нет.

– Расскажите мне о жалобах зайки.

Дети: Зайка заболел, у него температура и болит горло.

(Воспитатель берёт шпатель, и говорит как называется этот предмет и смотрит зайке горло).

Врач: Открывай по шире рот и говори: «А-А».

– Да, у тебя красное горло.

Врач предлагает одной из медсестёр измерить температуру игрушечным термометром, показав, что его ставят под мышку и немного нужно подождать.

Врач: Да, у зайки поднялась высокая температура, нужно срочно выпить лекарство, чтобы снять высокую температуру.

Врач предлагает одной из медсестёр дать таблетку зайке, второй медсестре сделать укол игрушечным шприцем.

Врач: Ну что, зайку я осмотрела, первую медицинскую помощь медсёстры оказали, но скажу вам дети, что зайке нужно лечиться. Вы со мной согласны?

– Сейчас я выпишу рецепт с лекарствами, которые помогут снять температуру, полечит горлышко (пишет на бланке) и ему нужен постельный режим!

Врач: Ребята, а кто может купить и давать лекарство по моему рецепту?

Дети: Взрослые.

Врач: Правильно, только взрослые продают в аптеке лекарство, и взрослый может давать лекарство больному. Вот передаю (ребёнку) рецепт, а он передаст обязательно взрослому(воспитателю). Врач советует детям отвезти зайку домой, напоить чаем, уложить в кровать и спеть песенку.

Дети возвращаются в группу на машине, везёт их другой шофёр. В группе воспитатель предлагает детям приготовить чай с малиной и подготовить постель. Укладывают зайку спать, воспитатель включает колыбельную песню.

«Колыбельная»

Наигрались мы с тобой,
Ночь глядит в окошко,
Вышли звёздочки гурьбою
Погулять немножко.
Все игрушки уберём,
Вымоемся чисто.
Сон тихонько входит в дом,

Словно кот пушистый.
Приготовлена и ждёт мягкая кроватка,
Мама песенку споёт:
Спи, малышка, сладко,
Зайка тоже будет спать
И закроет глазки,
Завтра будет день опять и другие сказки.

Воспитатель: Ребята, мы зайку вылечим, будем за ним ухаживать. Но чтоб зайка больше не заболел – не бросайте его.

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить действия доктора:

– Что сначала сделал доктор? (Послушал зайку).

– Чем врач слушал зайку? (Фонендоскопом).

– Что врач сделал потом? (Измерил зайке температуру).

– Чем врач измерил температуру? (Градусником).

– Что врач сделал дальше? (Посмотрел зайке горло).

С помощью чего врач посмотрел зайке горло? (С помощью шпателя).

– Что было после этого? (Одна медсестра дала зайке таблетку, а другая поставила зайке укол).

– А чем зайке сделали укол? (Шприцем).

-А в заключении что сделал врач? (Врач написал заключение и выписал зайке лекарство и постельный режим).

– А кто может купить лекарство? (Только взрослый).

Воспитатель: – Всё правильно ребята, вы настоящие врачи!

Окончание игры

Процедура лечения может повториться 2-3 раза в процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребёнком игровых ролей.

«Полечившись» у доктора, воспитатель меняет свою роль. Воспитатель даёт детям образцы общения и действий. Если выясняется, что опыт ребёнка достаточно беден, то воспитатель должен подсказать ребёнку.

Игру развёртывали таким образом, что дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Был хорошо понятен смысл действий партнёра. В ходе игры дети научились новым игровым действиям. C:\Users\User\Downloads\IMG_20220213_164359.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно ролевой игры «Театр»

Учить детей отображать в игре полученные знания о труде работников театра.Закрепить умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре - драматизации Развивать речевое общение...

Методическая разработка сюжетно- ролевой игры для детей подготовительной к школе группы "Туристическое агентство" - презентация

Познавательный интерес моих воспитанников к традициям празднования Рождества и Нового года в других странах, заинтересванность родителей, вызвали у меня желание создать проект сюжетно-ролевой игры "Ту...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры«Космос»

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космонавты»

Материал разработан для использования в работе с детьми от младшей до подготовительной группы.В каждой возрастной группе работа разбита на кварталы и поставлены задачи...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры "Космос"

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра" во 2-й младшей группе

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра" во 2-й младшей группе-Игровые ситуации-обогащение игрового опыта-Обогащение игровой среды...